Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:01, доклад
Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат формирование новых мировоззренческих и идеологических структур. Познавательное отношение современного человека к исследованию таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии и т.п., в которые включен сам человек, нуждается в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного познания.
Введение
Мировоззрение и идеология
Общечеловеческие ценности
Национально-государственное самосознание и патриотизм
Религиозный аспект идеологии белорусского государства
Литература
Фундаментальную
роль в становлении белорусской
государственности играют культурные
традиции, которые актуализируют
национальную историческую память, гарантирующую
преемственность
Белорусская культура, формировалась как культура синтетическая, как культура, которая достаточно легко ассимилировала в себе влияния других культур. В силу своего географического положения, она в значительной степени толерантна и восприимчива к чужой, иной позиции, а, следовательно, динамична и мобильна в своих содержательных аспектах. Беларусь, как и Россия, всегда выступала как неповторимое единство двух начал — активного и пассивного в силу своей устремленности духовными интенциями на Запад, и укорененности материальных оснований в общинных укладах Востока.
В становлении
государственности важное место
занимают приоритеты социально-политической
консолидации общества, основывающиеся
на реализации демократических принципов
разделения законодательной, исполнительной
и судебной ветвей власти; соблюдении
прав и политических свобод человека;
адаптации демократических
Продолжение демократизации белорусского общества и достижение политической консолидации и стабильности предполагает постепенный переход к подлинному народовластию; гарантию свободного политического выбора, создание и развитие частной собственности; численное наращивание среднего класса; совершенствование государственно-правовых механизмов, гарантирующих устойчивость политического развития общества и баланс интересов социальных групп.
Для формирования
устойчивой и ценностно ориентированной
государственности важен
Поскольку общество является именно такой сложно развивающейся системой, то при управлении социальными процессами с этой точки зрения необходимо учитывать, что: переход от прошлого к будущему совершается здесь через достаточное проявление случайности и переход от неустойчивости (хаоса) к устойчивости (порядку); необходимо всестороннее «проигрывание» возможных вариантов развития социальных систем и анализ причин их неустойчивости; необходимо отказаться от позиции беспрекословной «манипуляции и жесткого контроля над социальными процессами; при исследовании социальных процессов необходим анализ возникающих вопросов и возможных ответов на них — что произойдет, если..., какой ценой будет установлен порядок из хаоса..., какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если... При оперировании сложными социальными процессами особое значение имеет не сила, не силовое давление, а гибкая, правильная топологическая конфигурация, учет кооперативных эффектов, происходящих в обществе.
Неотъемлемой частью идеологии белорусского государства является патриотизм. Традиционно под патриотизмом (от лат. patris — родина) принято понимать моральный и политический принцип, содержание которого — любовь ко всему родному, от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и к государству, гражданином которого он является. В политическом смысле это преданность всему, что связано с суверенитетом своей страны, ее независимостью и самостоятель-ностью, безусловное выполнение гражданского долга.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.
Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.
Создание
такой системы предполагает консолидацию
деятельности органов государственной
власти всех уровней, научных и образовательных
учреждений, ветеранских, молодежных,
других общественных и религиозных
организаций, творческих союзов по решению
широкого комплекса проблем
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм»,можно считать Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.
Таким образом,
широта понимания границ своей родины,
степень любви к своим землякам
и соотечественникам, а также
перечень каждодневных деяний, направленных
на поддержание в должном
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью и т.д.
Базовой
характеристикой «Белорусской модели
развития» является сильная и
эффективная государственная
Как отмечает Президент Республики
Беларусь А.Г. Лукашенко: «Белорусы
не унаследовали от предков целостной
идеологии независимой
Белорусы жили в составе
Советского Союза с хорошо разработанной
марксистско-ленинской
Понятие "религия" возникло в римской культуре и ведет свою родословную, очевидно, от Цицерона (1в. до н.э.), который произвел его от латинского слова "relegere", что значит "собирать", а затем – христианских авторов Лактанция (III в.) и Августина Аврелиана (IV в.)—от "religare"—"вновь связывать, воссоединять", т.е. религия определяется здесь как "путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха".
Религия представляет собой исторически необходимую форму духовного осмысления мира, действительности, человеческого бытия в этом мире. На ранних стадиях развития сознания и практики она восполняет отсутствие науки и философии в системе складывающейся культуры.
В ходе исторического
развития религия сформировалась как
мощный социокультурный фактор. В
широком спектре культурного
пространства религия взаимодействует
с другими компонентами культуры
(моралью, искусством, наукой, просвещением
и т.п.). Это имеет плодотворное
значение. На пограничных стыковых
линиях во взаимодействии различных
компонентов культуры рождаются
новые образования: культовое искусство,
духовная музыка, религиозная мораль,
соответствующий культурно-
В современном обществе функциональные особенности религии, ее социальная роль проявляются как система функций, реализуемых, во-первых, на общесоциальном уровне (общество), во-вторых, на уровне микро-социальном (личность).
Первый ряд функций включает:
компенсаторную, т.е. восполнение человеческой слабости перед лицом природных и общественных сил, перед незнанием и т.п., что имеет определенное позитивное значение;
регулятивную, т.е. регулирование поведения людей, основанное на символах догматики, других конфессиональных требований;
интегрирующую, т.е. способствующую консолидации общества и конфессиональному единству, другим формам сплочения людей.
Второй ряд функций включает:
мировоззренческую функцию—религия удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентациями и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов, догматов той или иной веры;
функцию нравственного воспитания, несущую общечеловеческие нормы морали и основанную на том, что нравственные законы должны быть соблюдены, ибо они суть веления Бога. Данная функция способствует нравственному совершенству, моральному оздоровлению человека и общества в целом;
культурно-воспитательную и культуротворческую функции, в которых реализуется собственная природа и соответствующая роль религии в жизни общества и личности.
Все эти функции глубоко взаимосвязаны между собой, взаимодействуют, составляя целостную систему.
Среди населения Беларуси имеются последователи мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских направлений), мусульманства, буддизма, а также древних культов, иудаизма и современных нетрадиционных течений (неокультов). Всего в Республике Беларусь зарегистрировано 26 религиозных направлений. Наибольшее количество среди них представлено восточной ветвью христианства – 84%.
Информация о работе Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства