Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:03, реферат
Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Создание системы качества – это создание системы управления горизонтальными процессами. То, что они горизонтальные – это принципиально. Это означает, что они должны действовать почти без вмешательства высшего руководства.
В стандартах ИСО серии 9000 указанная горизонтальная цепь создания, изготовления и применения продукции называется «спиралью качества».
Важно отметить, что в системе качества рассматриваются все процессы, начиная с маркетингового исследования и до процессов завершения жизненного цикла продукции, т.е. использования продукции по назначению, эксплуатация, потребление и утилизация.
Только рассматривая любую работу как процесс со своими входами и выходами, можно сразу увидеть и понять, что поступает на вход процесса, что получается на выходе процесса и какие действия по управлению процессом необходимо осуществить. Принцип работы процессного подхода представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2 - Процессный подход
Задача системы качества состоит в том, чтобы все эти процессы (и все их составляющие элементы) находились под контролем, выявлялись и устранялись все несоответствия требованиям по качеству. Самое важное ее предназначение – это предупреждение возможных несоответствий, а не их устранение после возникновения.
Система качества разрабатывается для достижения целей и выполнения задач, определенных политикой организации в области качества, является неотъемлемой частью общей системы управления научной, производственной и хозяйственной деятельностью организации. Она нацелена на решение следующих задач:
достижение и поддержание качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предполагаемых требований потребителя;
обеспечение уверенности потребителей и других заинтересованных лиц в том, что требования к качеству поставляемой продукции достигаются или будут достигнуты;
обеспечение уверенности руководства организации и других работников в том, что требования к качеству выполняются и происходит улучшение качества.
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности организации и соответствующих элементов системы качества, приведенных в международных стандартах ИСО серии 9000.
При формировании организационной структуры системы качества должны быть четко установлены относящиеся к ней функции, определены обязанности, права, ответственность и взаимодействия всех подразделений и должностных лиц организации в области качества, а также определены требования к знаниям, умению и личным качествам руководителей и специалистов организации.
Система качества должна быть документально оформлена в комплексе специальных документов (руководстве по качеству, стандартах предприятия, инструкциях и т.д.). Документированная система качества - это модель, которая описывает деятельность предприятия в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000.
Глава 2. Организация обеспечения качества продукции на стадии ее производства
2.1 Методы обеспечения качества продукции на стадии ее производства
продукция качество контроль
По мере насыщения рынка и повышения жизненного уровня, потребитель становится более разборчивым и готов заплатить большую стоимость за более ценный продукт.
Если фирма традиционно имеет свою нишу на рынке, она увеличивает ценность своей продукции с увеличением ее стоимости. При этом введение новых технологий и совершенствование старых хотя и требуют дополнительных инвестиций, но стимулируется повышением требований потребителя, который готов платить больше за более высокое качество продукта. Главным условием повышения конкурентоспособности товаров и организации является повышение качества. Например, компания «Дженерал электрик» расходует до 2 млрд долл. в год на программу «шесть сигм»:
1) таблица случайных событий;
2) t-тесты;
3) планирование эксперимента;
4) регрессионный анализ;
5) диаграмма Парето;
6) статистические методы контроля качества продукции (диаграмма рассеяния, контрольные карты).
Реализация программы «шесть сигм» позволит «Дженерал электрик» снизить уровень дефектности до 3-4 дефектов на 1 млн изделий.
В специальной литературе приводятся несколько вариантов набора инструментов качества. Например, в учебнике Окрепилова рассматривается семь инструментов качества:
метод расслоения информации по группам факторов, влияющих на качество процессов;
графики;
диаграммы Парето;
причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикавы);
гистограммы;
диаграммы разброса;
контрольные карты и контрольные листки.
Мы же приведем семь дополнительных инструментов качества:
диаграммы сродства (сходства);
диаграммы зависимостей;
системные (древовидные) диаграммы;
матричные диаграммы;
сетевые графы;
диаграммы планирования процессов;
метод анализа матричных данных.
Рассмотрим сущность и область применения перечисленных инструментов» качества.
Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта и. т.п.) является графическим изображением последовательных стадий процесса, дает представление о программе и может быть полезной для понимания взаимосвязей стадий процесса. При изучении процесса строят фактическую и оптимальную схемы его протекания, сравнивают их, находят отличия и потенциальные источники помех и трудностей. По результатам изучения разрабатывают мероприятия по улучшению процесса.
Контрольный листок (таблица проверок) представляет собой информацию в динамике о различных дефектах для анализа количества и частоты бракованных изделий. Пример контрольного листка приведен в табл 2.1.
Таблица 2.1 - Контрольный листок
Дефекты | Количество дефектов по числам месяца | |||||
Неверные: | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого | |
а) размер |
|
|
|
|
| 26 |
6)контур |
|
|
|
| 9 | |
в) глубина |
|
|
|
| 8 | |
г) масса |
|
|
|
|
| 52 |
д) поверхность |
|
|
|
| 7 | |
Всего | 29 | 22 | 25 | 26 | 102 |
Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно короткое время, и может осуществляться двумя путями:
1) упорядоченно - каждый член группы подает идеи в порядке очередности по кругу или пропускает свою очередь до следующего раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей. Однако здесь присутствует некоторый элемент давления, что может помешать формированию идеи;
2) неупорядоченно - члены группы просто подают идеи по мере того, как они приходят на ум. Так создается более раскопанная атмосфера.
В обоих подходах общие правила поведения экспертов одинаковы. Желательно придерживаться следующей линии поведения:
никогда не критиковать чужие идеи. Записывать на лист или доску каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи;
каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня предстоящей мозговой атаки;
заносить на доску или на лист слова выступающего, буквально, ire редактируя их;
делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за 5-15 мин.
Диаграмма Парето применяется, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблем, проследить за результатом или определить основную причину проблемы. Диаграмма Парето - это особая форма вертикального столбикового графика, которая помогает определить, какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения. Построение диаграммы Парето основано на информации из контрольных карт или других источников. Диаграмма помогает ранжировать факторы, достигать высоких результатов при минимальных затратах.
Диаграмма Парето - графический метод ранжирования факторов. Ранжирование можно осуществлять с применением корреляционно-регрессионного анализа, экспертного метода. Порядок построения диаграммы Парето следующий:
выбор проблем (факторов, показателей и т. п.), которые необходимо проанализировать и решить;
ранжирование проблем;
выбор критерия сравнения и периода для анализа;
построение диаграммы нарастающим итогом слева направо;
анализ диаграммы и разработка мероприятий по улучшению важнейших факторов.
Причины брака
Рис. 2.1 - Диаграмма Парето для анализа причин брака конкретной детали
Проанализировав рис. 2.1., приходим к выводу, что в первую очередь необходимо разработать и внедрить мероприятия по укреплению технологической дисциплины, затем - по доработке конструкции технологической оснастки.
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма «рыбий скелет») является результатом структуризации проблемы (рис. 2.2.).
На рис. 2.2. показано, что основными факторами конкурентоспособности товара являются: качество товара, качество сервиса товара у его потребителя, цена товара и затраты на эксплуатацию (применение) товара за нормативный срок службы. Для нахождения конкретных причин низкого уровня конкурентоспособности товара необходимо проанализировать все структурные составляющие конкурентоспособности, выявить узкие места (проблемы) в сравнении с показателями основных конкурентов, разработать и внедрить мероприятия по ликвидации узких мест в управлении конкурентоспособностью. На рис. 2.1. указаны не все составляющие конкурентоспособности, а только те из них, которые являются причинами отставания от конкурентов.
Рис. 2.2 - Причинно-следственная диаграмма уровни конкурентоспособности товара: 1 - качество товара; 2 - качество сервиса товара у его потребителя; 3 - цена товара; 4 - затраты на эксплуатацию (применение) товара за его нормативный срок службы; 1.1, 1.2 и.т.д. - показатели качества товара
Гистограмма - кривая, построенная по крайним верхним точкам, разброса статистических данных относительно среднего значения (медианы). Гистограмма характеризует нормальность распределения. Распределения могут быть нормальными (рис. 2.3., а), островершинными; (рис. 2.3., б), плосковершинными (рис. 2.3., в), смещенными влево или вправо относительно центра (рис. 2.3., г). Для оценки гистограммы применяются следующие критерии: среднеквадратическое отклонение, коэффициенты вариации, корреляции, асимметрии, эксцесса, критерии Фишера, Стьюдента и др. На рис. 2.3., а и б технологические процессы протекают нормально, система «станок - приспособление - инструмент - деталь» отлаженная, на рис. 2.2., а и г эта система требует отладки.
Рис. 2.3 - Гистограммы. Формы распределения
Временной ряд (линейный график) применяется, когда требуется самым простым способом представить ход процесса во времени, степень отклонения размера от средней линии. Более совершенной формой временного ряда является контрольная карта (рис. 2.4.). Анализ рисунка показывает, что в целом процесс протекает нормально, но не лучшим образом, так как имеются резкие изменения контрольных размеров. Следует отладить систему «станок - приспособление - инструмент - деталь», с тем чтобы исключить размеры в зоне А.
Для установления силы влияния (корреляции) одного фактора на другой и направленности взаимодействия строят корреляционные поля (диаграммы рассеяния).
Информация о работе Обеспечение качества на стадии производства