Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:25, контрольная работа
21 век - век науки. Одним из признаков, отличающих научное знание от ненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материал, которым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру, оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На «микроскопическом» уровне науки можно выделить, например, такие элементы, как понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга по ряду формальных признаков. Однако они не выражают специфику научного знания, поскольку в таких формах осуществляется как научное, так и донаучное познание. По этой причине я не буду рассматривать понятия, суждения, умозаключения.
21 век - век науки. Одним из признаков, отличающих научное знание от ненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материал, которым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру, оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На «микроскопическом» уровне науки можно выделить, например, такие элементы, как понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга по ряду формальных признаков. Однако они не выражают специфику научного знания, поскольку в таких формах осуществляется как научное, так и донаучное познание. По этой причине я не буду рассматривать понятия, суждения, умозаключения.
Для системы научных знаний характерно использование более крупных блоков, каковыми являются – гипотеза, теория, модель. Эти формы научного знания даже с чисто внешней формальной стороны отличаются от указанных выше, именно они характерны для современной науки.
Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Под теорией понимается система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительности и сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу.
Построение теории
опирается, на результаты, полученные
на эмпирическом уровне
К вновь создаваемой
теории предъявляется ряд
1. Научная теория должна
быть адекватна описываемому
объекту, что позволяет в
2. Теория должна удовлетворять
требованию полноты описания
некоторой области
3.Должны быть объяснимы
4. Должно выполняться требование
внутренней непротиворечивости теории и соответствия ее
Удовлетворяющие изложенным требованиям
теории могут различаться по ряду признаков,
основными из которых являются эвристичность,
конструктивность и простота.
Эвристичность теории отражает ее предсказательные и объяснительные возможности. Она является веским аргументом в пользу истинности теории. Причем, особое значение в этом плане имеет математический аппарат теории, который позволяет не только делать точные количественные предсказания, но и открывать новые явления, что уже случалось в физике неоднократно.
Конструктивность теории
состоит в простой,
Простота теории достигается путем введения обобщенных законов, "сокращения" и "уплотнения" информации при помощи определений сокращений. Следует иметь ввиду, что можно оценивать теорию не только с точки зрения статической, но и динамической простоты: предпочтение отдается той теории, которая может быть уточнена и распространена на более обширное множество фактов путем незначительных уточнений и переделок, т.е. которая оказывается более простой в своей динамике, движении. В принципе в результате этих “сокращений” и “уплотнений” получается очень простая теория, но очень ненаглядная (примером могут служить справочники прошлых лет и выпускаемые сейчас). Для восприятия такой “упакованной” теории требуются специалисты, а это в массе случаев невыполнимо.
Научная теория развивается
под воздействием различных
В развитии теории могут
быть выделены два
В процессе развития теории как на первом, так и на втором этапе весьма существенную роль играет обобщение. Существую различные способы обобщения теорий. Важнейшими из них являются:
1. Обобщение, основанное
на применении абстракции
2. Обобщение путем объединения
нескольких теорий в одну в
результате выявления общих и
фундаментальных
3. Обобщение путем устранения
из состава базиса теории той
или иной аксиомы. Так,
4. Обобщение с предельным
переходом, когда вводятся
Обобщение позволяет не только
раскрыть внутренние взаимосвязи между законами,
но также и объяснить многие факты, обнаружить
границы применимости теории, уплотнить
заключенную в теориях
Таким образом, теория представляет
собой систему логически
По отношению к теории осуществляется ряд процедур ее обоснования. Для этих целей разными направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов.
Один из них получил название принципа верификации. Принцип
верификации предусматривал признание
обладающими научной значимостью только
те знания, содержание которых можно обосновать
протокольными предложениями. Поэтому
факты науки в доктринах позитивизма абсолютизируются,
обладают приматом перед другими элементами
научного знания, ибо, по их мнению они
определяют содержательный смысл и истинность
теоретических предложений.
Иными словами, согласно концепции логического
позитивизма "существует чистый опыт,
свободный от деформирующих влияний со
стороны познавательной деятельности
субъекта и адекватный этому опыту язык;
предложения, выражаемые этим языком,
проверяются опытом непосредственно и
не зависит от теории, так как словарь,
используемый для их формирования, не
зависит от теоретического словаря".
Принцип верификации предусматривает,
что какое-либо понятие или суждение имеет
значение, если оно сводимо к непосредственному
опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Е
Принцип верификации позволяет в первом
приближении отграничить
Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании.
Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Можно, правда, заметить, что последовательно проведенный принцип фальсификации делает любое знание гипотетичным, т.е. лишает его законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, и неплохо: именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах. Критицизм является важнейшим источником роста науки и неотъемлемой чертой ее имиджа.
Исходя из критики традиционного
Между верификацией (подтверждением)
и фальсификацией (опровержение) существует
явная ассиметрия. Миллиарды подтверждений
не способны увековечить теорию. Одно
опровержение и теория подорвана. Пример:
"Куски дерева не тонут в воде" - "Этот
кусок эбенового дерева не держится на
воде". Карл Поппер любил повторять
знаменитое высказывание Оскара Уайлда:
"Опыт - это имя, которое мы даем собственным
ошибкам". Всё должно быть испытано
фальсификацией.
Работающие в науке учёные
интуитивно чувствуют подлинно и псевдонаучный характер
знания, так как ориентируются на определённые
нормы и идеалы научности, некие эталоны
Информация о работе Охарактеризуйте теорию как высшую форму организации научного знания