Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:43, реферат
Истинность научного знания a priori (до опыта) не очевидна, и эта сторона науки сама явилась предметом исследований. Существует достаточное количество терминов, чтобы отличить, хотя бы семантически, науку от не науки. К ним следует отнести термины не наука, вненаука, лженаука, квазинаука, антинаука, паранаука, аномальная наука. Скажем только об антинауке и лженауке, которые встречаются чаще, чем остальные виды не науки. Антинаука -- это обскурантизм, крайне враждебное отношение к науке, которое является измышлением людей, малосведущих как в науке, так и в культуре вообще. Лженаука -- это ругательство, используемое, как правило, людьми, не лишенными дурных наклонностей, или идеологически зашоренными. Так, в послевоенные годы в СССР лженаукой называли кибернетику, генетику, таким же некоторое непродолжительное время было отношение к квантовой физике, что оказалось чрезвычайно ошибочным и нанесло невосполнимый до сих пор вред этим наукам в современной России. Видно, что с терминами надо обращаться весьма аккуратно.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Определение науки и естествознания как отрасли науки……………...6
2. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания…………………………………………….10
3. Методы научного познания……………………………………………...13
4. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса……………………………………………16
5. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический…………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………..23
Список литературы ………
Липецкий
государственный
технический университет
РЕФЕРАТ
по концепции современного естествознания |
|
|
Студент | Сокольских Т.В. | |
(подпись, дата) | ||
Группа СЦ-10 | ||
Руководитель | ||
к.п.н, доцент | ||
(подпись, дата) | ||
Липецк
2012
г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение науки и естествознания как отрасли науки……………...6
2. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания…………………………………………….10
3. Методы научного познания……………………………………………...13
4. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса……………………………………………16
5. Основные этапы
развития научной рациональности (науки)
- классический, неклассический и постнеклассический………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы
………………………………………………………….24
Введение
Истинность научного знания a priori (до опыта) не очевидна, и эта сторона науки сама явилась предметом исследований. Существует достаточное количество терминов, чтобы отличить, хотя бы семантически, науку от не науки. К ним следует отнести термины не наука, вненаука, лженаука, квазинаука, антинаука, паранаука, аномальная наука. Скажем только об антинауке и лженауке, которые встречаются чаще, чем остальные виды не науки. Антинаука -- это обскурантизм, крайне враждебное отношение к науке, которое является измышлением людей, малосведущих как в науке, так и в культуре вообще. Лженаука -- это ругательство, используемое, как правило, людьми, не лишенными дурных наклонностей, или идеологически зашоренными. Так, в послевоенные годы в СССР лженаукой называли кибернетику, генетику, таким же некоторое непродолжительное время было отношение к квантовой физике, что оказалось чрезвычайно ошибочным и нанесло невосполнимый до сих пор вред этим наукам в современной России. Видно, что с терминами надо обращаться весьма аккуратно.
Теперь остановимся весьма кратко на принципах или критериях научности, которые позволяют отличить науку от не науки. Один из важнейших принципов научности получил название принципа верификации (от англ. verify -- проверять, но точнее от лат. verus -- истинный и facere -- делать) и формулируется так: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниях о нем, т. е. эмпирически проверяемо (явно или неявно, опосредованно). Теория истинна, если она прошла проверку фактами. Другой принцип, предложенный австрийским философом Карлом Поппером, принцип фальсификации (иногда говорят, принцип фальсифицируемости) гласит так: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Данный принцип имеет простой и глубокий смысл. Если бы в опытах Ньютона с падающими яблоками (не важно, были эти опыты в действительности или нет) одно из них полетело бы вверх, а не вниз, как все остальные, этого было бы достаточно, чтобы опровергнуть теорию тяготения Ньютона и его знаменитый закон всемирного тяготения. Поэтому именно попытки фальсифицировать, опровергнуть теорию, закон и т. д. должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
С другой стороны, последовательно проведенный принцип фальсификации делает любое знание гипотетическим, лишенным законченности, абсолютности. Завершенным может быть только знание религиозное, идеологическое, не подвергаемое сомнению, проверке, но не истинно научное. Есть» однако, одна тонкость с принципом фальсификации, а именно, если фальсифицируемо все научное, то фальсифицируем и сам принцип фальсификации. И, тем не менее, мы будем его придерживаться.
Третьим
критерием научности следует
назвать принцип неполноты
Важным
критерием научности также
1. Определение науки и естествознания как отрасли науки
В науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. Этимология (от греческого etymon -- истина; основное значение слова + логия) русского слова «наука» такова. Это общеславянское слово, образовано оно с помощью приставки «на» от исчезнувшего славянского слова «ука» -- ученье. Так что в чисто русском варианте термин наука буквально означает научение. В большинстве же европейских языков синоним нашего слова наука обозначается транслитерациями от латинского слова «scientia», что в переводе означает знание. Видно, что дать однозначное научное толкование этого понятия и понятия самой науки -- задача многотрудная, если не сказать вечная.
В широком
смысле слова наука есть, во-первых,
форма общественного сознания, во-вторых,
сфера человеческой деятельности, в-третьих,
система социальных институтов (здесь
институты понимаются как элементы
социальной структуры общества, но
не как учебные заведения). В данном
учебном курсе нас должен более
всего интересовать первый аспект определения
науки, т. е. ее интеллектуальная форма,
которая непосредственно
Теперь о сути самой науки как отрасли культуры. Ее основная функция -- выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; ее результат -- сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира. Наука также есть обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки -- описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Система
наук в современную эпоху (начало
XXI века) условно делится на естественные,
общественные, гуманитарные и технические
науки. Зародившись в древнем
мире, в античные времена, в основном
в Западной Европе, в странах Средиземноморья,
наука, как отрасль культуры и
духовности, начала складываться с XVI-XVII
веков (с наступлением Нового времени).
В ходе исторического развития наука
превратилась в важнейший социальный
институт, оказывающий значительное,
иногда решающее, влияние на все
сферы жизни общества и культуры
в целом. Ход исторического развития
науки позволяет
За эти годы неоднократно изменилось и определение самой науки. Как уже отмечалось, наука, в западном ее варианте, стала формироваться в XVI-XVII веках, прежде всего, усилиями англичанина Френсиса Бэкона и француза Рене Декарта. Они, развивая логическую и методологическую линии величайшего античного эллина Аристотеля и средневекового мыслителя Роджера Бэкона, ввели в науку основополагающие для того времени методы (буквально с греческого methodos -- путь к чему-либо) индукции и дедукции. Эти методы были обоснованы как основной инструмент познания, а наука -- как средство покорения природы. Эксперимент был ими указан как главный прием научного исследования или испытания природы (вспомните русское слово «естествоиспытатель»). Стиль мышления в науке, со времен Бэкона и Декарта, Браге и Кеплера, Коперника и Бруно, Галилея и Ньютона, характеризуется: 1) опорой на эксперимент (наблюдение, в астрономии), 2) господством аналитического (математического) подхода, направляющего мышление на поиск простейших первоэлементов реальности (концепция редукционизма). Так исторически возникла наука как своеобразный тип западноевропейской культуры, соединивший в себе чувственность с рациональностью. Это позволяет дать более полное и точное, но не окончательное, определение науки: наука -- это особый рациональный (от лат. rationalis -- разумный, где корень слова ratio -- ум, способность понимания и осмысления) способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или/и математическом доказательстве.
Развиваемый и используемый в науке стиль мышления, так называемый рациональный, основан на двух фундаментальных идеях. Во-первых, на идее природной упорядоченности, т. е. признании существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей или функциональных зависимостей одних явлений от других -- идее, лежащей в основании феноменологического подхода. Во-вторых, на идее формального доказательства как главного средства обоснованного знания, в результате искусственно созданной структурной (часто математической) модели - идеи, заложившей основание конструктивного подхода.
С другой стороны, возможна еще такая скорее характеристика, чем определение науки. Наука -- это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности.
Философское
понятие объективного бытия включает
в себя природу, общество и человека.
И вновь интересна этимология
русского слова «природа». Главным
божеством древнерусских и
Человек с позиций объективного бытия интересен как мыслящее существо, обладающее сознанием. Сознание изучается психологией, а формы правильного мышления -- логикой, созданной в Древней Греции Аристотелем. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием, естественными науками. Поскольку фундаментальные сферы естественных наук -- материя, жизнь, человек, Земля и планеты, Солнечной системы, галактики, Вселенная, допустима такая, по-видимому, достаточно общая, но не самая строгая и точная классификация естественных наук:
- физика, химия, физическая химия, химическая физика;
- биология, биохимия, физико-химическая биология, ботаника, зоология;
- анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии жизни, генетика (учение о наследственности), антропология;
- геология, геохимия, метеорология, физическая география;
- астрономия, астрофизика, астрохимия, космология, космогония.
Математика занимает особое место среди наук, впрямую не относится к естественным наукам, но является главным инструментом мышления ученых-естественников.
2. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания
Естественнонаучное познание явлений и объектов природы структурно состоит из эмпирического и теоретического уровней исследования. Без сомнения, удивление и любопытство является началом научного исследования (на это впервые указывал Аристотель). Человек равнодушный, безразличный не может стать ученым, не может увидеть, зафиксировать тот или иной эмпирический факт, который станет научным фактом. Научным из эмпирического он станет, если подвергнуть его систематическому исследованию. На этом пути, пути поиска способа или метода исследования, первейшими и простейшими являются либо пассивное наблюдение, либо более радикальное и активное -- эксперимент. Отличительной чертой истинного научного эксперимента от шарлатанства должна быть его воспроизводимость каждым и всегда (например, большинство так называемых паранормальных явлений -- ясновидение, телепатия, телекинез и т. д. -- этим качеством не обладают). Эксперименты могут быть реальными, модельными или мысленными. В двух последних случаях необходим высокий уровень абстрактного мышления, поскольку реальность замещается на идеализированные образы, понятия, представления, в действительности не существующие.
Информация о работе Предметная и методоллогическая сторона эстествознания