Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:57, контрольная работа
Можно ли построить двигатель, который будет работать вечно или, еще лучше, который будет неиссякаемым источником энергии?
Свойственное человеческой натуре упрямство не дает людям смириться с непреложностью законов природы. Самым ярким свидетельством этому служит настойчивая вера в то, что можно построить вечный двигатель — двигатель, который будет работать бесконечно долгое время без какой-либо внешней помощи.
Введение.
Основная часть:
Вечный двигатель первого рода.
Вечный двигатель второго рода.
Вечный двигатель «третьего рода».
Идеи «вечного двигателя».
Законы, обуславливающие невозможность вечного двигателя.
Заключение.
Список литературы.
Проблема «вечного двигателя
Можно
ли построить двигатель,
Свойственное человеческой натуре упрямство не дает людям смириться с непреложностью законов природы. Самым ярким свидетельством этому служит настойчивая вера в то, что можно построить вечный двигатель — двигатель, который будет работать бесконечно долгое время без какой-либо внешней помощи.
Проблема вечного
движения волновала
Его изобретение разрушило бы фундаментальный постулат экономики о «неограниченности человеческих потребностей и ограниченности ресурсов, необходимых для их удовлетворения, поскольку такой механизм никаких ресурсов бы не расходовал, помимо тех материалов и сил, которые так же непрерывно изменяются и совершенствуются без притока видимой нам внешней энергии. Модель бессмертной природы, созданная человеческим разумом, благодаря которому, как известно, «природа познает самое себя».
Науку же попытки добиться perpetuum mobile обогатили фундаментальными теориями, которые, собственно, и опровергли его возможность, и теперь эмпирические версии такого неработающего механизма служат их наглядным подтверждением. В настоящее работе мы приведем краткий обзор истории таких попыток и обоснуем не только их практическую несостоятельность, но и важную роль в развитии науки.
Вечный двигатель первого рода.
Вечный двигатель, перпетуум-мобиле (латинское perpetuum mobile переводится как вечное движение) – воображаемая машина, которая, раз будучи пущена в ход, совершала бы работу неограниченно долгое время, не заимствуя энергии извне. Возможность работы такой машины неограниченное время означала бы получение энергии из ничего.
Идея вечного двигателя возникла в Европе, по-видимому, в XIII веке (хотя существуют свидетельства, что первый проект вечного двигателя предложил индиец Бхаскара в XII веке). До этого проекты вечных двигателей неизвестны. Их не было у греков и римлян, которые разработали множество эффективных механизмов и заложили основы научных подходов к изучению природы. Учёные предполагают, что дешёвая и практически неограниченная рабочая сила в виде рабов тормозила в античности разработку дешёвых источников энергии.
Почему люди так упорно хотели построить вечный двигатель? В этом нет ничего удивительного. В XII – XIII веках начались крестовые походы и европейское общество пришло в движение.Стало быстрее развиваться ремесло и совершенствоваться машины, приводящие в движение механизмы. В основном это были водяные колёса и колёса, приводимые в движение животными (лошадьми, мулами, быками, ходившими по кругу). Вот и возникла идея придумать эффективную машину, приводимую в движение более дешёвой энергией. Если энергия берётся из ничего, то она ничего и не стоит, и это крайний случай дешевизны – даром.
Ещё популярнее идея вечного двигателя стала в XVI – XVII веках, в эпоху перехода к машинному производству. Число известных проектов вечного двигателя перевалило за тысячу. Создать вечный двигатель мечтали не только малообразовнные ремесленники, но и некоторые крупные учёные своего времени, так как тогда не существовало принципиального научного запрета на создание такого устройства.
Уже в XV – XVII веках прозорливые естествоиспытатели, такие как Леонардо да Винчи, Джироламо Кардано, Симон Стевин, Галилео Галилей сформулировали принцип: «Создать вечный двигатель невозможно». Симон Стевин был первым, кто на основе этого принципа вывел закон равновесия сил на наклонной плоскости, что привело его в конце концов к открытию закона сложения сил по правилу треугольника (сложение векторов).
К середине XVIII века, после многовековых попыток создать вечный двигатель, большинство учёных стали считать, что сделать это невозможно. Это был просто экспериментальный факт.
С 1775 года Французская академия наук отказалась рассматривать проекты вечного двигателя, хотя и в это время у французских академиков не было твёрдых научных оснований принципиально отрицать возможность черпать энергию из ничего.
Невозможность получения дополнительной работы из ничего была твёрдо обоснована лишь с созданием и утверждением, как всеобщего и одного из самых фундаментальных законов природы «закона сохранения энергии».
Сначала Готфрид Лейбниц в 1686 году сформулировал закон сохранения механической энергии. А закон сохранения энергии, как всеобщий закон природы сформулировали независимо друг от друга Юлиус Майер (1845г.), Джеймс Джоуль (1843-1850г.г.) и Герман Гельмгольц (1847г.).
Врач Майер и физиолог Гельмгольц сделали последний важный шаг. Они установили, что закон сохранения энергии справедлив для животных и растений. До этого существовало понятие «живая сила» и считалось, что для животных и растений законы физики могут не выполняться. Таким образом, закон сохранения энергии был первым принципом, установленным для всей познанной Вселенной.
Последним
штрихом в обобщении закона
сохранения энергии стала
где с – скорость света.
Вечный двигатель второго рода
В XVIII веке широкое распространение получили паровые машины и механизмы. Часть физики, которая пыталась объяснить их работу и построить общие закономерности создания тепловых машин, стала называться термодинамикой. Закон сохранения энергии стали также именовать первым началом термодинамики. Вечные двигатели, принципы работы которых противоречили первому началу термодинамики, стали называть вечными двигателями первого рода.
Но
существовала и другая общая
идея вечного двигателя,
Однако
оказалось, что никак не
В
результате развития
Уильям Томпсон (лорд Кельвин) сформулировал принцип невозможности вечного двигателя второго рода (1851г.), поскольку в природе невозможны процессы, единственным следствием которых была бы механическая работа, произведённая за счёт охлаждения теплового резервуара.
Когда была создана статистическая термодинамика, которая основывалась на молекулярных представлениях, второе начало термодинамики нашло своё объяснение. Оказалось, что переход тепла от холодного тела к более горячему в принципе возможен, но это ничтожно маловероятное событие. А в природе реализуются наиболее вероятные события.
Вечный двигатель «третьего рода»
Научного термина «вечный двигатель третьего рода» не существует (это шутка), но существуют изобретатели, которые хотят извлечь энергию из «ничего». Или почти из ничего. Теперь «ничего» получило название «физический вакуум», и они хотят извлекать неограниченное количество энергии из «физического вакуума». Их проекты по простоте и наивности не уступают проектам их предшественников, живших столетия назад. Новые вечные двигатели получили название «вакуумно-энергетические установки»; изобретатели сообщают фантастические КПД подобных двигателей – 400%, 3000%! Но эти инженеры хотя бы добросовестно заблуждаются. К сожалению, существует другая категория создателей вечных двигателей. Это – мистификаторы, хитрецы и просто жулики. Приведём только два примера.
Леонардо да Винчи – талантливый инженер и мистификатор
Леонардо
да Винчи был не только
Несмотря
на такое ясное понимание
Орфиреус
Пётр I был выдающимся организатором промышленного производства и кораблестроения. Он вникал в технические детали большинства проектов и, естественно, его тоже волновала проблема вечного двигателя. В 1715-1722 годах Пётр потратил много усилий, чтобы купить вечный двигатель доктора Орфиреуса. «Самодвижущееся колесо» Орфиреуса было, вероятно, самой успешной мистификацией вечного двигателя. Изобретатель соглашался продать свою машину лишь за 100 тысяч ефимков (талеров), что составляло тогда огромную сумму. В начале 1725 года царь хотел лично осмотреть вечный двигатель в Германии, но вскоре Пётр умер.
Вот
типичный путь успешного
показывая свою машину сначала на ярмарках, а потом у могущественных покровителей, таких как польский король и ландграф Гессен-Кассельский. Ландграф Гессен-Кассельский устраивал серьезные испытания вечному двигателю Орфиреуса. Двигатель закрыли в комнате и запустили, а затем комнату заперли, опечатали и поставили охрану. Через две недели комнату вскрыли, а колесо все еще вращалось «с неослабевающей быстротой». Тогда ландграф устроил еще одно испытание. Машину запустили снова и теперь в течение сорока дней в комнату никто не входил. После вскрытия комнаты машина продолжала работать. Изобретатель-жулик получил от ландграфа бумагу, где говорилось, что «вечный двигатель» делает 50 оборотов в минуту, способен поднять 16 кг на высоту 1,5 м, а также может приводить в действие кузнечный мех и точильный станок. Поэтому Пётр Первый и заинтересовался чудесной машиной.
Но не все верили Орфиреусу.
Тому, кто уличит его в жульничестве,
предлагалась очень крупная
Посланец Петра Первого |