Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:18, контрольная работа
Цель работы – выяснить основные особенности психологических знаний, с разновидностями и методами психологии, дать понятие о психологии человека с точки зрения естествознания
Введение……………………………………………………………………………3
1. Психическая деятельность человека………………………………………..4
1.1. Сознание человека…………………………………………………………...7
1.2. Функции сознания человека………………………………………………..9
2. Структура сознания человека………………………………………………..10
2.1. Память, эмоции, воля, мышление, интеллект, способности…………...11
Заключение………………………………………………………………………...18
Литература…………………………………………………………………………20
Память — это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить
полученную информацию о прошедших ранее событиях, явлениях и фактах.
Различают три вида памяти: мгновенную, длящуюся несколько секунд,
кратковременную (до двух-трех дней) и долговременную (до конца жизни человека).
В основе памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям, которые вызывают в них различные структурные изменения, возникающие на основе электрохимических процессов возбуждения. Кроме того, различают зрительный, слуховой, осязательный виды памяти, в зависимости от того, какой из анализаторов играет в этом процессе главную роль.
На основе интеллекта, способности к ощущениям и памяти формируются
чувственные и понятийные образы, которые и составляют содержание когнитивной сферы.
Огромную роль в структуре сознания играют эмоции - все положительные и
отрицательные реакции человека на воздействие внешних и внутренних
раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувств (тревога, боль, удовольствие, радость и др.). Эмоциональная сфера сознания представляет собой сферу потребностей, интересов и целей. Элементами эмоциональной сферы выступают: аффекты, элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями, и чувства.
Эмоция - это отражение ситуации в форме психического переживания и
оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или снижая его эффективность. Эмоции неразрывно связаны с потребностями и всегда их сопровождают. Сознание указывает пути, средства, методы и формы реализации потребностей. Воле принадлежит функция управления человеческой деятельностью. Сознание намечает цель деятельности, а воля реализует ее достижение. В 18-19 веках существовало представление об эмоциях, с одной стороны, как о следствиях лишь интеллектуальной деятельности, а с другой, - как о воспринимаемых сознанием органических (телесных) изменениях. Впоследствии эмоции стали рассматриваться с функциональной точки зрения, как реакция на возникшую ситуацию, к которой человек не может приспособиться или приспосабливается, преодолевая при этом существенные затруднения.
Сейчас общепризнанно, что появлению эмоций предшествует эмоциональная
ситуация. Она возникает при избыточной мотивации по отношению к реальным
приспособительным возможностям индивида и зависит от отношения между
мотивацией и возможностями субъекта.
Эмоция часто возникает потому, что субъект не может или не умеет дать
адекватный ответ на создавшуюся ситуацию. Некоторые ученые выделяют три
группы эмоциональных ситуаций: новизна, необычность и внезапность.
Многие ученые сходятся на том, что эмоции неразрывно связаны с потребностями. Эмоции рассматриваются как сложный комплекс психофизиологических сдвигов, обусловленных возникновением, а также
удовлетворением
или неудовлетворением какой-
организма. При
наличии соответствующей
Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор
параметров общения и определяя его способы и средства. По своей сути эмоции — это обобщенные чувственные реакции на разнообразные по характеру сигналы, влекущие за собой изменения в физиологическом состоянии организма. По признаку доставленного удовольствия или неудовольствия все эмоции можно поделить на три группы:
- положительные эмоции - радость, блаженство, любовь, симпатия. Они
содействуют упрочению полезных навыков и действий;
- отрицательные эмоции - горе, презрение, ненависть, стыд, зависть, раскаяние,
ревность, разочарование, испуг, тревога. Они помогают уклониться от влияния
неблагоприятных факторов;
- нейтральные переживания - спокойное созерцание, удивление, любопытство,
безразличие, равнодушие.
Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими
изменениями в организме и соответствующими психическими проявлениями.
Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг - расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение, напротив, сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови.
Таким образом, эмоции могут быть разделены на две группы:
1) стенические - тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев). Считается, что эти эмоции готовят организм к активности, мобилизуют его творческие возможности;
2) астенические - тормозящие, расслабляющие человека (тоска,
тревога, благодушие). Эти эмоции препятствуют осуществлению
целенаправленной сознательной деятельности.
И тот и другой тип эмоций может быть как положительным, так и отрица-тельным. Все зависит от того, как они воспринимаются самим человеком, его сознанием. Таким образом, эмоциональное возбуждение мобилизует все имеющиеся резервы организма. В этом состоянии начинают более тонко работать интеллектуальная сфера и память. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включаться в работу одновременно, а не поочередно.
Все эти факты позволяют сделать вывод, что эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления к постоянно изменяющейся внешней среде обитания.
В зависимости от того, с какими потребностями человека связаны эмоции, их
можно разделить на две группы:
1) низшие эмоции — голод, жажда и т.д., возникающие в связи с биологическими потребностями человека, его стремлением, выжить, благодаря которым человек способен быстро оценить характер воздействия и адекватно отреагировать на него;
2) высшие эмоции — это социальные, или интеллектуальные эмоции, возникающие в процессе познания личностью окружающей действительности. Они подразделяются на этические и эстетические эмоции.
Этические эмоции представляют собой регуляторы поведения человека в обществе — стыд, вина, долг, ответственность, солидарность, патриотизм, дружба. Эстетические эмоции основываются на способности человека воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Они представляют собой оценку каких-то предметов или событий как возвышенных, прекрасных или безобразных, трагических или комических.
По силе проявления и напряженности чувств эмоции также можно разделить
на три группы:
1) настроение - неяркое,
относительно устойчивое
По существу оно является основным эмоциональным состоянием человека. На
создание настроения влияют самые разные факторы: погода, самочувствие,
воспоминания, прочитанное письмо или книга, разговор с продавцом и т.д.;
2) страсть - сильное
и глубокое эмоциональное
достаточно долго. Как правило, она подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека. Обычно страсть возникает при появлении каких-то желаний, удовлетворение которых становится очень важным для человека, поэтому все его мысли и поступки подчиняются страсти;
3) аффекты - кратковременные,
предельно яркие вспышки,
возбуждения высшей степени (восторг, гнев, ярость, ужас). В это время человек не способен прислушиваться к голосу разума и действует только под влиянием эмоций.
Эмоция - это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или
результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворения).
Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. Эмоциональность является одной из важнейших характеристик человека и оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности.
Чувства отличаются от эмоций тем, что человек может переживать их только
по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь, тогда как эмоции могут рождаться самостоятельно.
Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в
единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля, т.е. способность человека к достижению поставленных целей.
Итак, сознание представляет собой чрезвычайно сложное психическое явление.
В нем выделяют процессы внимания, восприятия и переработки информации,
процессы запоминания и актуализации информации, мышление, а также творческие процессы создания новой информации. В результате этих процессов в сознании накапливаются опыт и знания, формируется отношение к окружающему миру и к себе, осознаются свои возможности. С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир и формируем представление о нем, а с помощью мышления раскрываем сущность изучаемых
объектов. Мышление представляет собой активное отражение объективного мира в понятиях, суждениях, моделях, теориях, концепциях, в результате чего
дополнительно к миру реальному возникает идеальный мир, являющийся отражением реального мира в нашем сознании. Мышление дополняет чувственное восприятие выделением общего и существенного, тем, что недоступно для непосредственного
восприятия органами чувств.
Мышление - это непрерывный диалог между сознанием и бессознательным.
Бессознательное подсказывает сознанию различные варианты поведения и
деятельности, направленные на решение актуальных для человека проблем. Если в бессознательном нет вариантов решения или отсутствует нужная информация, то этот постоянно идущий диалог нарушается. В результате мы испытываем чувство беспокойства и тревоги, перерастающее в страх. Так формируется стресс как ответ организма на информационные или эмоциональные перегрузки. Основной формой мышления является мысль, которая может существовать в самых разных обликах - в виде понятия или образа. Но большинство мыслей состоит из сочетания образов, слов и понятий. Отделить их друг от друга бывает невозможно.
Эмоции, мышление, память и внимание в своей совокупности составляют
интеллект (от лат. intellectus - понимание, рассудок) человека, т.е. способность мыслить и рационально познавать действительность. Способности играют важную роль в жизни, поведении и деятельности человека. Это такие индивидуальные особенности, которые проявляются только на практике, определяют успехи человека в том или ином виде деятельности и служат
тем самым одним из существенных признаков индивидуальных различий людей.
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся
субъективными
условиями успешного
деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям,
умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности
овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в эксперимента-льные исследования способностей внес Б.М. Теплов.
Способности можно квалифицировать по уровню развития (способность -