Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далёкими предками.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Общетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена…………………………………………………………5
О понятии праздника………………………………………………………5
Социальная сущность праздника……………………………………10
1.3 Народные и языческие праздники в Древней Руси……….16
1.4 Масленица……………………………………………………………………….21
Глава 2 КДД в г. Комсомольске-на-Амуре на примере драматического театра…………………………………………………………….25
2.1 Драматический театр г. Комсомольска-на-Амуре. Историческая справка……………………………………………………………………………………..25
2.2 Творческая деятельность драматического театра в настоящее время………………………………………………………………………………………..32
Глава 3 Проект «Зиму провожай»……………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………
Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди, более чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно своё материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. С этой именно стороны праздник доступен личному опыту всех людей, ибо нет таких, кто не пережил бы хоть один раз в своей жизни дня, часа или минуты состояния праздничности, а пережив, не связывал бы с ним представления о свободной и по-своему счастливой жизни.
Краткий обзор литературы
– русской, советской и отчасти
зарубежной – убеждает в том, что
праздник – постоянно изменяющееся
в истории социально-
Обращение к исследованию феномена праздника сегодня весьма актуально, поскольку праздник является важнейшей составляющей социокультурной реальности XXI века. Праздник сегодня понимается как коммуникационная технология, как приём консолидации различных сообществ и способ трансляции различных социальных и коммерческих идей. Праздник, как коммуникационная технология служит созданию и увеличению символического капитала компаний, брендов, персон. Эстетические законы создания праздника сегодня используются как осознанный инструментарий воздействия на человека с целью его приобщения к идеям и ценностям той или иной корпорации, сообщества. В современную эпоху создание праздников становится отраслью профессиональной деятельности, проявляются специалисты, event-менеджеры и event-агентства, которые предлагают широкий ассортимент «праздничных» услуг (от англ. Event – событие, мероприятие).
Праздник является уникальным
феноменом культуры. Исторические основания
праздника уходят в древнейшие эпохи.
Праздник имеет различные социальные
функции, к которым относятся, прежде
всего, формирование общности, мировоззрения,
нравственных ориентиров, эстетических
предпочтений. Праздник – одна из наиболее
распространённых форм хранения и трансляции
социально значимого опыта. Праздник,
являясь «формой эстетической и
художественной деятельности, включённой
непосредственно в ткань
Праздник – всегда некий период времени, имеющий структурообразующую идею, праздник – это всегда действо, посвящённое кому или чему-либо. Важнейшей определяющей чертой праздника является его связь с сакральной, иначе – некой священной или имеющей особое значение сферой. Сценарий и атрибуты праздника являются символами этой сакральной идеи, поскольку «каждый праздник связан с определённой ценностью, иногда высшего порядка, которая является святыней для празднующей группы». Время праздника не праздно, оно предопределено. Праздник предписывает участникам роли, ограничивая свободу каждого канвой общей идеи.
Праздник публичен и демонстративен,
потому что он репрезентирует социально
значимую идею или утверждает новый
социальный статус. Праздник создаёт
и поддерживает ощущение общности,
участвовать в нём – значит
стать частью целого, обрести свою
идентичность. Способствует этому и
церемониал праздника, в котором
слово, музыка, движение, свет и цвет,
художественно воплощающие
Эстетика праздника, особая организация праздничного пространства и художественно выстроенное действие берут своё начало в архаических культурах. У него есть черты, которые выделяют его из круга других событий. Праздник создаёт особое игровое пространство. Он оттеняет будни, «поднимает человека (и общество) над буднями и воспевает праздничную свободу». Важнейшей чертой также можно назвать обязательное присутствие чувства радости, позитивного эмоционального настроя, приподнятого настроения, наличие того, что и называется праздничностью. Этим праздник отличается от церемоний, поскольку церемонии могут быть посвящены траурным событиям. Церемониалы более сдержаны и холодны по эмоциональному настрою. В них большее значение имеет следование предписанному сценарию, это в большей степени протокольные мероприятия, в которых участники церемониала следуют некоему обряду.
Праздник публично постулирует какую-либо социальную идею. Средствами праздника новая социальная идея обретает свою легитимность. Праздник – это своего рода массовое публичное признание новой идеи. Участники, пришедшие на праздник, уже самим актом участия, действием того, что они пришли и, следовательно, разделили этот праздник, как бы выражают признание идеи. История неоднократно фиксирует этот феномен. Смена исторических эпох и политических систем сопровождается сменой социальной мифологии, символики, зачастую сменой летоисчисления (календаря) и также сменой праздничного календаря. Можно назвать это своеобразным созданием «нового» социально-исторического времени и нового социального пространства со всей его символикой и атрибутикой. Так, например, реформы Петра I были ознаменованы указом 1699г. о перенесении празднования новолетия с 1 сентября на 1 января. Петр значительно расширяет праздничный календарь, наряду с религиозными праздниками появляются светские праздники. Можно сказать, что император Петр совершил грандиозную коммуникационную революцию: он не только создал концепцию нового мировоззрения, но и внедрил его; он не только выстроил новый имидж и репутацию России, но и создал каналы публичной коммуникации. Первые светские праздники – ассамблеи, были созданы с дидактическими целями. Ряд вариантов праздников продолжают балы, дворцовые торжества, маскарады, фейерверки, карусели и уличные театры. Разнообразие вариантов говорит о направленности этих специальных событий для аудитории разного социального уровня. Праздник при этом является коммуникационной технологией реализации идей, средством воплощения социально-политического замысла.
Следующее существенное изменение
отечественного праздничного календаря
произошло в период очередного мощного
общественно-политического
Сегодня можно наблюдать
процесс возвращения
Технологии конструирования
необходимых образов и
Если раньше регламент
праздничного календаря определялся
религиозными или национальными
традициями, то сейчас присутствует множество
систем ценностных координат, в которых
может проектироваться и
Корпоративные праздники
являются важнейшей частью корпоративной
культуры и технологией её формирования.
Традиции корпоративных и
Корпоративный праздник как коммуникационная технология может быть использован для достижения каскада целей. Формат праздника и креативные идеи разрабатываются в зависимости от того, какие цели и задачи выступают приоритетными. Стратегические цели: трансляция корпоративного мифа и укрепление традиций; развитие корпоративной культуры; продвижение корпоративных ценностей; публичное признание успеха компании в глазах сотрудников. Мотивационные цели: праздник как знак внимания к сотрудникам компании, способствующий повышению лояльности сотрудников; развитие дружеских, неформальных отношений; отдых сотрудников. Тимбилдинговые цели: формирование/сплочение команды; развитие навыков командной работы; выявление латентных профессиональных и личностных резервов сотрудников; выявление неформальных лидеров.
Стоит отметить ещё одну
особенность праздничной
Более того, сегодня интересен факт своеобразной зависимости компаний сферы обслуживания от такого рода «раскрученных» праздничных поводов. Сегодня клиенты уже ожидают получить специальную вечеринку в честь того или иного праздника. Если же компания «пропускает» или игнорирует праздничный повод, то у представителей целевых аудиторий происходит некое нарушение ожиданий клиента. У него возникает разочарование, и он ищет возможность реализовать свои желания и планы досуга в других заведениях. Для компаний, особенно индустрии досуга, важно опережать ожидания клиента, максимально наполнять свой событийный ряд.
Следуя общему контексту размышлений и подводя итог, хотелось бы обратить внимание не следующее. Праздник как событие обретает особую ценность тогда, когда становится событием, совместно и одновременно личностно проживаемым и переживаемым действом. Праздник как способ трансляции идей и формирования общности людей – константа культуры. Сегодня же создание праздника является коммуникационным феноменом; неотъемлемой частью социокультурной практики и, бесспорно, актуальным предметом социокультурного знания.
1.3 Народные и языческие праздники в древней Руси.
Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы. Основными источниками их существования были собирание естественных даров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и как дополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие. Добывание пищи составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни человека. Несмотря на это, пищи не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены были совершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей.
Когда созревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственные племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались подарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны с соответствующим временем года, то и празднование их постепенно закреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию. Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних праздников. В эти праздники и праздничные обряды люди первоначально не вкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные народные торжества естественно возникли из производственных и бытовых условий жизни древних людей еще до возникновения религиозных верований.
С развитием религиозных
представлений у древних
Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других. С развитием земледелия и переходом к оседлому образу жизни произошло дальнейшее изменение быта древних славян, а отсюда и их религиозных верований, обрядов и праздников.
Начиная с периода IV – VI вв. до нас дошло значительное количество памятников материальной культуры, которые помогли воссоздать достаточно полную и достоверную картину жизни наших предков.
Информация о работе Роль народных праздников в современной жизни