Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:30, реферат
Во всем мире признано, что наилучшей формой подготовки специалистов высшей квалификации является их непосредственное участие в научных исследованиях. Поэтому перед высшей школой поставлена задача, чтобы за время обучения в вузе каждый студент получил бы навыки исследователя и умел бы их применять на практике при решении сложнейших проблем современного мира. Вот поэтому так важно, уметь собрать нужную научную информацию, изучить методы поиска и анализа научной информации.
Современный период развития общества характеризуется переходом от индустриальной к информационной цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире признано, что наилучшей формой подготовки специалистов высшей квалификации является их непосредственное участие в научных исследованиях. Поэтому перед высшей школой поставлена задача, чтобы за время обучения в вузе каждый студент получил бы навыки исследователя и умел бы их применять на практике при решении сложнейших проблем современного мира. Вот поэтому так важно, уметь собрать нужную научную информацию, изучить методы поиска и анализа научной информации [1].
Современный период развития общества характеризуется переходом от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества становится приоритетной задачей. В новом обществе требуется новый тип образования - «опережающий». Хорошим специалистом сегодня становится тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года [2, 3]. Возрастает необходимость получения новой информации, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности.
Поиск информации становится сейчас все сложнее и сложнее, а знания и навыки в поиске узкоспециальной информации становятся все более обязательными для любого специалиста. Понятие подготовленности в поиске информации, помимо знания необходимой теории, складывается из следующих основных элементов:
• четкого представления об общей системе информационных ресурсов и тех возможностях, которые дает использование информационных источников своей области;
• знания всех возможных источников информации по своей специальности;
• умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями;
• наличия навыков в
использовании вспомогательных
библиографических и
Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований [4].
Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более индивидуализируются. Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг [5]. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).
С усложнением общественного
поведения увеличиваются
Глава 1. Научная информация и её характеристики.
Научная информация — это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике [8]. Информация обладает рядом свойств, характеризующих степень ее полезности для потребителя [9]. Эти свойства носят относительный характер.
Качественные характеристики информации:
Количественные характеристики:
Ценностные характеристики:
Важнейшим источником научной информации является документ (от латинского слова documentum - свидетельство) – информация, зафиксированная специальным образом на материальном носителе, снабженная реквизитами, позволяющими идентифицировать документ в процессе его обработки, поиска, использования и хранения. В широком смысле документ служит средством закрепления и передачи информации, знаний, духовных и материальных достижений человеческого общества. Документ является результатом и предметом духовной и материальной культуры [2, 3].
Документы могут содержать текстовую, цифровую, графическую и аудио информацию, они могут подвергаться процессам записи, поиска, передачи, получения, сбора и чтения. Самая обширная группа документов – издания, подразделяемые на несколько подгрупп по целевому назначению, читательскому адресу, характеру информации и т. д.
По социальному статусу документы подразделяются на опубликованные, неопубликованные и непубликуемые документы.
Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.
Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и, описания алгоритмов, программ, проекты, сметы. Не рассчитаны на широкое распространение. К неопубликованным документам относятся депонированные рукописи.
В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных, документы принято разделять на первичные и вторичные.
Первичный документ – любой материальный носитель, непосредственно фиксирующий результат познания реального мира или духовной, творческой и информационной деятельности (в виде описания фактов, отношений между ними, выявленных закономерностей, концепций, гипотез и т. д.). Документ, содержащий оригинальное произведение, свод произведений, материалы и результаты исследований и разработок: первичную статистику, фактографическую и нормативно-правовую информацию; учебные, инструктивно-методические, практические материалы и пособия, а также литературно-художественные, изобразительные, музыкальные и аудиовизуальные произведения. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60–2003 СИБИД.
К вторичным относятся документы, являющиеся результатом аналитико-синтетической, логической переработки одного или нескольких первичных документов. В их числе: библиографические пособия, реферативные сборники, обзоры, рецензии. Они так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.
Вторичные документы выполняют две основные функции:
Считается, что в первичных
документах отражаются непосредственные
результаты познания, а во вторичных
- результаты аналитико-синтетической
переработки информации, содержащейся
в первичных документах. Однако исторически
сложившаяся система научных
документов такова, что многие из них
содержат одновременно и результаты
научных исследований и переработку
прежних сведений, содержавшихся
в ранее опубликованных документах.
Примером могут служить и статьи
в научных журналах, и монографии,
и учебники, и особенно - справочная
литература. Тем не менее, деление
это удобно, так как позволяет
характеризовать различные
С учетом сделанных оговорок к первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников), журналы, газеты и сериальные издания, описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы, а ко вторичным - справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.
Деление информации на первичную и вторичную является отправной точкой при организации сбора информации. Это связано с выбором источника ее получения. Поэтому необходимо обратить особое внимание на достоинства и недостатки первичной и вторичной информации. Вторичная информация, по сравнению с первичной, собирается достаточно легко и быстро, при этом финансовые и временные затраты незначительны [8]. Однако основным недостаткам вторичной информации является трудность оценки полноты, достоверности и возможности использования информации, а также ее доступность для конкурентов, в то время как первичная информация может быть собрана в объеме, необходимом для исследования и практически отсутствует вероятность ее использования конкурентами. Когда не удается извлечь необходимые сведения из вторичных источников, они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или просто устарели, приходится прибегать к сбору первичных данных [9].
Различия между первичными и вторичными данными наглядно представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Сравнение первичной и вторичной информации
Первичная информация |
Вторичная информация | |
Цель сбора |
Для решения проблемы исследования |
Для решения других задач |
Процесс сбора |
Требует значительных усилий |
Быстрый и легкий |
Затраты на сбор |
Большие |
Относительно небольшие |
Время на сбор |
Длительное |
Короткое |
Примечание – Источник: [10, 11].
Глава 2. Основы и методы информационного поиска.
Несмотря на многообразие видов научных исследований, в их основе лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Процесс проведения научного исследования.
Возникновение системы научной
коммуникации при помощи письменных
документов сразу же потребовало
организации промежуточных
Информационным поиском называется некоторая последовательность операций, выполняемых с целью отыскания документов, содержащих определенную информацию (с последующей выдачей самих документов или их копий), или с целью выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на данные вопросы. Термин «информационный поиск» ввел в информатику американский математик Кэлвин Муэрс в 1947 году.
Побудительная причина информационного поиска - информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. Объектами информационного поиска могут быть документы, сведения о их наличии и (или) местонахождении, фактографическая информация.
Выделим условия поиска:
Такая конкретизация способствует
большей целенаправленности, глубине,
полноте и эффективности
Рассмотрим основные методы поиска:
Для осуществления нужны следующие условия: