Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:30, реферат
Во всем мире признано, что наилучшей формой подготовки специалистов высшей квалификации является их непосредственное участие в научных исследованиях. Поэтому перед высшей школой поставлена задача, чтобы за время обучения в вузе каждый студент получил бы навыки исследователя и умел бы их применять на практике при решении сложнейших проблем современного мира. Вот поэтому так важно, уметь собрать нужную научную информацию, изучить методы поиска и анализа научной информации.
Современный период развития общества характеризуется переходом от индустриальной к информационной цивилизации.
Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.
Условия:
Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске — с точки зрения содержания. При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов. В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.
Два вида документального поиска:
Два вида фактографического поиска:
Все виды информационного поиска пересекаются, так как их цели и объекты часто взаимосвязаны.
Информационный поиск производится при помощи информационно-поисковых систем (ИПС). ИПС - это комплекс связанных друг с другом отдельных частей, предназначенный для выявления в каком-либо множестве элементов информации, отвечающих на предъявленный информационный запрос. Массив элементов информации, в котором производится информационный поиск, называется поисковым массивом.
С проблемой информационного поиска раньше всего столкнулись библиотекари. Для того, чтобы читатели могли находить в фондах библиотеки, интересующие их документы, в ней создаются различные каталоги и указатели [13].
Библиотечный каталог также представляет собой пример простейшей ИПС; автоматизированные поисковые системы применяют для быстрого нахождения необходимой информации в электронных словарях, атласах, энциклопедиях, размещённых на оптических дисках (CD-ROM). Для поиска необходимой информации в сети Интернет используются сетевые каталоги и полнотекстовые поисковые системы (машины). Каталоги устроены по принципу библиографических справочных систем, каждая книга или статья находится на определённом месте в предметном или авторском указателе. В сетевом каталоге ссылки рассортированы по тематическим рубрикам и сопровождаются аннотациями. В отличие от каталогов, хранящих только аннотации, поисковые системы интернета хранят весь текст. Сетевой каталог и полнотекстовые поисковые машины по сравнению с библиотечным каталогом позволяют значительно облегчить и ускорить поиск необходимой информации. Самый популярный и старейший из каталогов Интернета, содержащий ссылки более чем на полмиллиона Web-страниц, – Yahoo! Наиболее популярные российские полнотекстовые поисковые системы: Rambler (http://www.rambler.ru), Яndex (http://yandex.ru) и Апорт (http://www.aport.ru). [14, 15]
В общем случае процедура информационного поиска состоит из четырех этапов:
Сначала в большей мере используется библиографический и документальный виды поиска. И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой задачи. На этом этапе преобладает фактографический поиск [2, 3]. В тоже время, на протяжении всего процесса информационного поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: с одной стороны, от общих библиографических пособий к отдельным источникам и содержащимся в них фактам, а с другой, – от отдельных фактов и источников к общим библиографическим пособиям.
В каждом конкретном случае
важно четко определить исходную
точку поиска в системе информационного
обеспечения. Например, предпочтительнее
вести поиск в
Наиболее эффективный метод поиска документов, содержащих научную информацию – прочитать каждый документ некоторой библиотеки. Но такой способ практически неосуществим, поскольку число документов обычно бывает слишком большим, чтобы все их можно было прочитывать при каждом информационном запросе. Поэтому приходится использовать другой, менее эффективный метод, при котором информационный поиск производится не по самим текстам документов, а по кратким характеристикам содержания или определенным внешним признакам документов. Для этого каждый документ снабжается поисковым образом документа (ПОД) – характеристикой, в которой кратко выражается основное смысловое содержание документа. В виде такой же краткой характеристики – поискового предписания или поискового образа запроса (ПОЗ) – должен быть сформулирован и информационный запрос.
Благодаря этому процедура информационного поиска может быть сведена к простому сопоставлению ПОД с заданным ПОЗ. Если ПОД в необходимой и достаточной степени совпадает с ПОЗ, считается, что этот документ отвечает на информационный запрос. Такое сопоставление оправдано лишь тогда, когда поисковый образ и поисковое предписание формулируются в терминах одного и того же языка, и притом такого, в котором каждая фраза допускает одно и только одно толкование. В ПОД в краткой форме выражается лишь основное смысловое содержание документа. Поэтому такой метод не может обеспечить отыскания в библиотеке всех документов, содержащих требуемую информацию. Кроме того, в числе найденных документов могут быть такие, которые фактически не отвечают на данный информационный запрос. Эти документы образуют так называемый «поисковый шум».
Важно иметь в виду, что информация, содержащаяся в научных документах, объективно подчиняется закону рассеяния. Полнота и точность поиска представляют собой конкурирующие показатели: повышение одного из них ведет к снижению другого. Увеличивая полноту поиска, мы неизбежно уменьшаем его точность и наоборот, увеличивая точность поиска, уменьшаем его полноту. Эффективность информационного поиска определяют показатели, характеризующие нахождение релевантных документов. Они делятся на семантические (точность и полнота поиска, коэффициент информационного шума и коэффициент потерь) и технико-экономические (оперативность поиска, стоимость и трудоемкость поиска).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В моей работе можно найти рекомендации по поиску научной информации. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что организация и проведение сбора информации - процесс трудоемкий, дорогой и достаточно важный. Отыскать новое, передовое, научное в решении какого-то вопроса - сложная задача не только для одного человека, но и для большого коллектива. С этой целью исследователю надлежит изменить исходную структуру полученной “сырой” информации: отбросить второстепенное, выявить сущностное, сгруппировать данные, преобразовать их, представить их так, чтобы они “заговорили”, “выдали” ранее не известное [16]. Недостаточное использование мировой информации приводит к дублированию исследований. Количество повторно получаемых данных достигает в различных областях научно-технического творчества 60 и даже 80% [4].
Деятельность отдельных
людей, групп, коллективов и организаций
сейчас все в большей степени
зависит от их информированности
и способности эффективно использовать
имеющуюся информацию. Прежде, чем
предпринять какие-то действия, необходимо
провести большую работу по сбору
и переработке информации, ее осмыслению
и анализу. Отыскание рациональных
решений в любой сфере требует
обработки больших объемов
Поэтому все более значимым
становится информационный рынок (рынок
телекоммуникаций, компьютерный рынок
и рынок информационных сетей, рынок
информационно-коммуникативных
Информация сегодня
На мировом рынке средств информатизации, как и на любом другом, сложился устойчивый круг действующих субъектов - производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов - и возник значительный объем бизнеса. Интернет с каждым днем всё больше охватывает жизнь человека и нам это, как ни странно, нравится.
В наши дни очень популярен и востребован поиск информации в интернете, но чем больше информации в нем находится, тем сложнее выбрать нужную нам. При поиске в интернете существуют две проблемы: нерелевантность поиска (информационный шум) и неполнота поиска. Причиной информационного шума может быть неправильное ключевое слово, многозначность слова, нечеткое формулирование цели поиска. Также система не может найти нужную информацию (хотя она и имеется в базе данных) по причине синонимии. Несмотря на это, интернет-поиск становится всё более популярным и в сети с каждым днем становится всё больше и больше информации. Сегодня, в сравнении с 20-летней давностью, библиотеки пустуют, в то время как найти необходимую информацию мы можем почти в любом месте города, имея доступ к интерету.
Список использованных источников:
1. Бабиюк Г.В. Основы научных исследований: Курс лекций. – Алчевск: ДонГТУ, 2007. – стр 3
2. http://library.mephi.ru/
3. http://library.mephi.ru/icb2/
4. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие — 2-е изд., 2001 – стр 11-12
5. В.Н. Костюк "Информация как социальный и экономический ресурс" – М., "Финансы и статистика", 2006, стр 46
6. http://knowledge.allbest.ru/
7.http://knowledge.allbest.ru/
8. Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Основы научной информации. — М.: Наука, 1965. — 655 с.
9. Зиновьева Н.Б. Документоведение. Учебно- методическое пособие. — М.: Профиздат, 2001. — стр. 18
10. http://revolution.allbest.ru/
11. http://revolution.allbest.ru/
12. Маннинг К., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск. — Вильямс, 2011
13. Т. Е. Кокшарова Основы научных исследований: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. Стр. 13-17
14. http://dic.academic.ru/
15. http://dic.academic.ru/dic.
16. Кожухар В. М. Основы научных исследований: Учебное пособие — М.:, 2010. — 216 с., стр. 14