Становление идеи развития биологии. Концепция развития Ламарка и Кювье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Развитие эволюционных идей в биологии имеет достаточно длительную историю. Оно прошло путь становления от научной идеи до научной теории. Начало рассмотрению вопросов эволюции органического мира было положено ещё в античной философии и продолжалось более 2 тысяч лет. Основным содержанием этого периода является сбор сведений об органическом мире, а также формирование двух точек зрения, объясняющих разнообразие видов в живой природе.

Вложенные файлы: 1 файл

естествознание.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Развитие эволюционных идей в биологии имеет достаточно длительную историю. Оно прошло путь становления  от научной идеи до научной теории. Начало рассмотрению вопросов эволюции органического мира было положено ещё  в античной философии и продолжалось более 2 тысяч лет. Основным содержанием  этого периода является сбор сведений об органическом мире, а также формирование двух точек зрения, объясняющих разнообразие видов в живой природе.

Первая из них возникла ещё на базе античной диалектики, утверждавшей идею развития и изменения окружающего  мира. Вторая появилась вместе с  христианским мировоззрением, основанном на идеях креационизма.

На протяжении начального этапа развития эволюционной идеи между  этими двумя точками зрения шла  постоянная борьба, причём серьёзное  преимущество имела креационистская  версия.

В начальный период был  высказан ряд ценных идей, необходимых  для утверждения эволюционного  подхода. Идею постепенного изменения  организмов можно найти у Платона (427 – 347 до н.э.). Особое значение имеют  и выводы Аристотеля (384 – 322 до н.э.) в работе «О частях животных». Ценность представляет прежде всего его идея «лестницы живых существ», показывающая существование организмов разной степени  сложности.

 

 

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ

 

Первый этап охватывает период от античной натурфилософии до возникновения  первых биологических дисциплин  в науке Нового времени. Он характеризуется  сбором сведений об органическом мире и господством креационистских (представление  о создании всего мира и живого Богом) и наивно трансформистских представлений  о происхождении органического  многообразия форм. Это был период предыстории эволюционной идеи. Представления  наивного трансформизма о самозарождении живых существ, возникновении сложных  организмов путем случайного сочетания  отдельных органов, при котором  нежизнеспособные сочетания вымирают, а удачные сохраняются (Эмпедокл), внезапном превращении видов (Анаксимен) не могут рассматриваться даже как  прообраз эволюционного подхода  к познанию живой природы.

Более интересна концепция  Аристотеля, который занимался систематическим  изучением животных и описал более 500 видов, расположив их в определенном порядке: от наиболее простых ко все  более сложным. Намеченная Аристотелем  последовательность тел природы  начинается с неорганических тел  и через растения движется к прикрепленным  животным -губкам и асцидиям, а затем  к свободно-подвижным морским  организмам. Так появилось первое представление о лестнице живых  существ.

Во всех телах природы  Аристотель различал две стороны -материю, обладающую различными возможностями, и форму, под влиянием которой  реализуется данная возможность  материи. Также он различал три вида души: растительную, или питающую, присущую растениям, животным и человеку; чувствующую, свойственную животным и человеку; и разумную, которой наделен только человек.

На протяжении всего периода  античности и Средневековья труды  Аристотеля были основой представлений  о живой природе и пользовались безусловным авторитетом.

 В течение этого  периода подобные взгляды прекрасно  уживались с мифологическими  и религиозными представлениями  о том, что органический мир  и Вселенная в целом остаются  неизменными после божественного  сотворения. Именно такова была  официальная точка зрения христианской  церкви в Европе в Средние  века. Характерной чертой этого  периода является описание существующих  видов растений и животных, попытки  их классификации, которые в  большинстве своем носили чисто  формальный (например, по алфавиту) или прикладной (полезные - вредные)  характер. Было создано множество  систем классификаций животных  и растений, в которых за основу  произвольно принимались самые  разные признаки.

Интерес к биологии заметно  усилился в эпоху Великих географических открытий и развития товарного производства. Интенсивная торговля и открытие новых земель расширяли сведения о животных и растениях. Потребность  в упорядочении быстро накапливающихся  знаний привела к необходимости  их систематизации. Так начался второй период в истории идеи развития. Он связан с систематизацией накопленного материала и построением первых таксономических классификаций. На смену наивным трансформистским представлениям пришла метафизическая концепция неизменности видов. Умами  большинства биологов этого периода  владели «естественная теология»  и философское учение о неизменной сущности вещей.

В это время большой  вклад в создание системы природы  внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Он описал более 8000 видов  растений, установил единообразную  терминологию и порядок описания видов. Он объединил сходные виды в роды, сходные роды - в отряды, а отряды - в классы. Таким образом, в основу своей классификации  он положил принцип иерархичности, то есть соподчиненности таксонов - систематических единиц того или иного ранга в биологии. В системе Линнея самым крупным таксоном был класс, самым мелким - вид. Это был чрезвычайно важный шаг на пути к установлению естественной системы. Линней закрепил использование в науке бинарной, то есть двойной, номенклатуры для обозначения видов. С тех пор каждый вид называется двумя словами: первое слово означает род и является общим для всех входящих в него видов, второе слово - собственное видовое название.

Линней создал самую совершенную  для того времени систему органического  мира, включив в нее всех известных  тогда животных и все известные  растения. Правда, произвольность в  выборе признаков для классификации  привела его к ряду ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ Ж.-Б.ЛАМАРКА

 

Первая целостная концепция  эволюции была сформулирована французским  естествоиспытателем и философом  Жаном Батистом Пьером Антуаном де монье шевалье де Ламарком (1744-1829) в вводных лекциях по курсу  зоологии в 1802-1806 гг., а в 1809 г. — в год рождения Ч. Дарвина- Ламарк в полной форме изложил свою теорию эволюции в наиболее известном из своих трудов — «Философии зоологии». Последователь французских энциклопедистов и просветителей, Ламарк обратил внимание на поступательный и прогрессивный характер эволюции (он перевернул «лестницу существ» Бонне с головы на ноги), на роль изменчивости в эволюции. Но отнюдь не только «Философией зоологии» исчерпываются заслуги Ламарка перед естествознанием. Обратимся к биографии этого виднейшего натуралиста.

Ламарк" родился 1 сентября 1744 г. в местечке Безантене в провинции Пикардия, скончался 18 декабря 1829 г. в Париже. С 1783 г. был членом Парижской Академии наук. Ламарк происходил из обедневшего старинного дворянского рода. После кончины отца в 1760 г. поступил на военную службу, которую в 1767-1768 гг. оставил по болезни. В 1772-1776 гг. изучал медицину и естественные науки в Высшей медицинской школе в Париже. В XVIII в. Ламарк выступал с лекциями по физике и химии, находился в оппозиции к своему сверстнику А. Л. Лавуазье (1743-1794). В отличие от Лавуазье, Ламарк был горячим сторонником Французской революции. С 1776 г. Ламарк в течение многих лет занимался метеорологией. В «Гидрогеологииии» — труде менее известном, чем «Философия зоологии», но не менее важном — Ламарк предвосхитил принцип актуализма –подверг критике представления о создании Земли в библейские сроки, обратил внимание на древность планеты и существования жизни на Земле. Наибольшей известностью ныне пользуются философские и общебиологические концепции Ламарка. Ученик и последователь французских материалистов и просветителей XVIII века, Ламарк в условиях наполеоновской реакции и реставрации Бурбонов пытался развивать идеи эпохи Просвещения. В итоговом методологическом труде Ламарка «Аналитическая система положительных знаний человека» (1820) изложена система его философских взглядов. Ламарк как деист считал, что Верховный Творец создал лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Ламарк подчеркивал, что «все живые тела происходят одни от других, при этом не путем последовательного развития из предсуществующих зародышей». (Таким образом, здесь Ламарк выступил против концепции преформизма как автогенетической.) Ламарк предложил 10 признаков, позволяющих отделить живые тела от неживых; среди этих признаков на второе место Ламарк поставил клеточное строение живых тел. Тем самым за 20 лет до формирования клеточной теории Ламарк обратил внимание на всеобщность клеточного строения известных тогда живых существ. Как биолог допастеровской эпохи, Ламарк допускал возможность самозарождения жизни не только в геологически далеком прошлом, но и в современный период (простейших).

Развивая идеи швейцарского натурфилософа Ш. Бонне о «лестнице  существ» как отражении прогрессивного усложнения организации живого, Ламарк рассматривал усложнение организации  как результат эволюции. Он предполагал, что все разнообразие животных развивалось  на основе усложнения двух исходных гpyпп — инфузорий и червей. Ламарк сделал следующий вслед за К. Линнеем, поместившим человека среди приматов, шаг — он допускал происхождение  человека от обезьян. В отличие от Бонне, Ламарк считал, что ступени  эволюции, ее «градации» не лежат на прямой линии, как то следовало из «лестницы существ», а имеют множество  ветвей и отклонений на уровне видов  и родов. Таким образом, эволюционный прогресс в виде градаций прослеживается, по Ламарку, лишь при сравнении таксонов высшего ранга. Это представление  о разветвлении лестницы существ, о непрямолинейном характере эволюции подготовило почву для представлений о «родословных древах», развитых в 60-х гг. XIX в. последователем Ч. Дарвина Э. Геккелем и другими дарвинистами. Ламарк считал вид объективной систематической категорией. Ламарк считал главным фактором эволюции адекватное прямое влияние среды. Ламарк допускал в качестве основного механизма эволюции «наследование приобретенных признаков». Как ботаник и, в особенности, зоолог, Ламарк оказал большое влияние на современников. Историческая заслуга Ламарка состоит в том, что в «Философии зоологии» им была предложена первая целостная теория эволюции. Однако движущие факторы эволюции раскрыты им не были. Слабость естественнонаучной аргументации эволюционной концепции Ламарка привела к тому, что его теория оказала очень малое влияние на умы современников. В течение 50 лет (с 1809 до 1859 г.- года публикации «Происхождения видов путем естественного отбора» Чарлза Дарвина) эволюционизм, несмотря на появление теории Ламарка, находился в зачаточном состоянии. Сам Дарвин отдавал должное Ламарку как создателю первой эволюционной теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ Ж. КЮВЬЕ

 

В первой четверти XIX века были достигнуты большие успехи в таких  областях биологический науки, как  сравнительная анатомия и палеонтология. Основные заслуги в развитии этих областей биологии принадлежат французскому ученому Жоржу Леопольду Кювье, который прославился прежде всего  своими исследованиями по сравнительной  анатомии. Он систематически проводил сравнение строения и функций  одного и того же органа или целой  системы органов через все  разделы животного царства. Исследуя строение органов позвоночных животных, он установил, что все органы животного  представляют собой части единой целостной системы. Вследствие этого  строение каждого органа закономерно  соотносится со строением всех других. Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения  других частей. Это означает, что  каждая часть тела отражает принципы строения всего организма. Так, если у животного имеются копыта, вся  его организация отражает травоядный образ жизни: зубы приспособлены  к перетиранию грубой растительной пищи, челюсти имеют определенную форму, желудок многокамерный, кишечник очень длинный и т.д. Соответствие строения органов животных друг другу  Кювье назвал принципом корреляций (соотносительности). Руководствуясь принципом  корреляций, Кювье успешно применил полученные знания в палеонтологии. Он был способен восстановить целостный  облик давно исчезнувшего организма  по сохранившимся до наших дней отдельным  фрагментам.

В процессе своих исследований Кювье заинтересовался историей Земли, земных животных и растений. Он потратил многие годы на ее изучение, сделав при этом много ценных открытий. В результате проделанной им огромной работы он пришел к трем безусловным  выводам:

- Земля на протяжении  своей истории изменяла свой  облик;

- одновременно с изменением  Земли изменялось и ее население;

- изменения земной коры  происходили и до появления  живых существ.

Совершенно бесспорным для  Кювье было убеждение в невозможности  возникновения новых форм жизни. Он доказал, что современные нам  виды живых организмов не изменились, по крайней мере, со времени фараонов. Вытекающая отсюда оценка возраста Земли  казалась по тем временам невообразимо огромной. Но самым существенным возражением  против теории эволюции Кювье считал видимое отсутствие переходных форм между современными животными и  теми, останки которых он находил  при раскопках.

Однако многочисленные палеонтологические данные неопровержимо свидетельствовали  о смене форм животных на Земле. Реальные факты вступали в противоречие с  библейской легендой. Первоначально  сторонники неизменности живой природы  объясняли такое противоречие очень  просто:

 вымерли те животные, которых Ной не взял в свой  ковчег во время всемирного  потопа. Но ненаучность ссылок  на библейский потоп стала  очевидной, когда была установлена  разная степень древности вымерших  животных. Тогда Кювье выдвинул  теорию катастроф. Согласно этой  теории причиной вымирания были  периодически происходившие крупные  геологические катастрофы, уничтожавшие  на больших территориях животных  и растительность. Потом территории  заселялись видами, проникавшими  из соседних областей. Последователи  и ученики Кювье, развивая его  учение, пошли еще дальше, утверждая,  что катастрофы охватывали весь  земной шар. После каждой катастрофы  следовал новый акт божественного  творения (насчитывали 27).

Теория катастроф получила широкое распространение. Однако целый  ряд ученых выражали свое критическое  отношение к ней. Бурным спорам между  приверженцами неизменности видов  и сторонниками стихийного эволюционизма  положила конец глубоко продуманная  и фундаментально обоснованная теория образования видов, созданная Ч. Дарвином и А. Уоллесом.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА

 

В ходе изложения предыдущих тем мы довольно часто пользовались понятием «эволюция», которое чаще всего отождествлялось с развитием. В современной науке это понятие  получило очень широкое распространение, но во всех случаях использования  его под эволюцией подразумевается  процесс длительных, постепенных, медленных  изменений, которые в конечном итоге  приводят к изменениям коренным, качественным, завершающимся возникновением новых  организмов, структур, форм и видов. Именно такое понимание термина  «эволюция» было дано английским биологом Чарльзом Дарвином в его эволюционной теории.

Информация о работе Становление идеи развития биологии. Концепция развития Ламарка и Кювье