Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 11:41, контрольная работа
Павлов Иван Петрович (1849 - 1936,), русский физиолог, удостоенный в 1904 году Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения. Родился в семье приходского священника. Окончил в 1864 году рязанское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Под влиянием И. М. Сеченова Павлов решил оставить семинарию и в 1870 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах…………………………………5
2. Структурно - функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира……………………….7
2.1 Анализатор и сенсорная система……………………………………….8
2.2 Анализатор и орган чувств…………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………11
Глоссарий…………………………………………………………………...12
Именной указатель…………………………………………………………13
Список использованной литературы……………………………………...15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Концепции современного естествознания»
На тему: Учение И.П. Павлова об анализаторах.
Преподаватель: Упоров С.А.
Студент: Храмова О.А.
Управление качеством
УК-11Р
Ревда
2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах…………………………………5
2. Структурно - функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира……………………….7
2.1 Анализатор и сенсорная система……………………………………….8
2.2 Анализатор и орган чувств…………………………………………….10
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Именной указатель………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...15
Введение
На мой взгляд, тема высшей, нервной деятельности в наше время очень актуальна. Ведь сейчас, в информационный век, людям требуется все больше сил для выполнения все более и более сложной работы. Актуальность темы заключается в том, что люди - существа, прежде всего психофизиологические (биологические). Это признают не только ученые и врачи, исследующие отношение между сознанием и мозгом, поведением и организмом. Широкая общественность также знакомится с результатами научных работ, связывающими биологию с психологией. Мозг и сознание тесно связаны друг с другом, и отношение между психикой и нейрофизиологическими процессами остается пока одной из великих тайн, еще не раскрытых наукой.
Павлов Иван Петрович
(1849 - 1936,), русский физиолог, удостоенный
в 1904 году Нобелевской премии
за исследования механизмов
После окончания университета стал студентом третьего курса Медико-хирургической академии. Окончив её в 1879 году, возглавил лабораторию физиологии в клинике С. П. Боткина. В 1884-86 гг. проходил стажировку в лабораториях Э. Дюбуа-Реймона (Франция), И. Мюллера, К. Людвига и Г. Гельмгольца (Германия). По возвращении в Россию работал у Боткина. В 1890 году был назначен профессором фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 году - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года. Возглавлял физиологическую лабораторию в Институте экспериментальной медицины, где выполнил классические эксперименты по нервной регуляции процесса пищеварения, а с 1925 года руководил Институтом физиологии АН СССР.
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах.
Основные направления научной деятельности Павлова - исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей, нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М.Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление орефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга -- высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата “ошибки” процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Иван Петрович преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных “приборов”, производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы Павлова о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как “сигналу сигналов” мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о “динамическом стереотипе” как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.
2. Структурно - функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира.
Анализатор -- нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие анализатор введено И. П. Павловым. Анализатор состоит из трех частей:
1) периферический отдел - рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс;
2) проводящие пути - афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность;
3) корковые проекционные зоны.
Каждый анализатор выделяет
определенный вид раздражителей, обеспечивая
его последующее разделение на отдельные
элементы. Так, зрительный анализатор,
выделяя определенный участок электромагнитных
колебаний, позволяет дифференцировать
яркость, цвет, форму, удаление и другие
признаки объектов. Вместе с тем
анализатор отражает связи между
этими элементарными
Для поддержания деятельного состояния центральной нервной системы, а следовательно, и всего организма в целом необходимо небольшое количество падающих на него раздражений. При поражении подавляющего большинства органов чувств, т. е. при резком ограничении афферентных раздражений, теряется способность поддерживать активное состояние: человек все время спит, и разбудить его можно только путем воздействия на органы чувств, сохранившие свою функцию.
2.1 Анализатор и сенсорная система.
Сенсорная система - совокупность структур центральной нервной системы:
- связанных нервными путями с рецепторным аппаратом и друг с другом;
- предназначенных для
анализа раздражителей одной
и той же природы с
2.2 Анализатор и орган чувств.
Органы чувств - это специализированные
анатомические структуры, воспринимающие
внутренние и внешние раздражители,
действующие на организм, способствующие
его приспособлению к окружающей
среде (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).
Рецепторы чувствительных нервов обеспечивают
восприятие только определённых видов
раздражения, передают информацию в
центральную нервную систему (ЦНС).
Специальные отделы коры больших
полушарий головного мозга и
нервная система формируют
Заключение
Подводя итоги работы с
литературой, я убедилась, что великое
творческое наследие Павлова не подверглось
забвению, а, наоборот, было подвергнуто
тщательному анализу как
Это был очень многогранный
человек. В разные периоды своего
шестидесятилетнего творчества он охватывал
разнообразные отрасли
Усилия Ивана Петровича довольно быстро были оценены и в России, и за рубежом. На мой взгляд, его жизнь - прекрасный образец достойного и упорного служения науке: многолетнего стремления к познанию неизвестного, поэтому, мне кажется, крайне важно показать, насколько ценен вклад И.П. Павлова в сокровищницу мировой науки.
Наверное, никогда не наступит то время, когда не будет тайн жизни человека, которые не заинтересуют ученых, но я надеюсь, что эти люди никогда не забудут, кто начинал великое дело познания человеком еще одной части своего организма.
Глоссарий.
Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма через чувства менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния. Внушение - это целенаправленное психологическое воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении. Сознательно управляемая саморегуляция -это классический аутотренинг или психическая саморегуляция.