Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа
Парфюмерия (франц. parfumerie, от parfum - приятный запах, духи) – это изделия, применяемые для ароматизации кожи, волос, одежды, а также как гигиенические освежающие средства.
Сегодня многие женщины, даже самые богатые и знаменитые, предпочтут появиться на светском рауте без бриллиантов, но укутавшись... в аромат обворожительного парфюма. Доказывать окружающим свою финансовую состоятельность с помощью дорогих украшений давно уже стало моветоном.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ
1.1 История парфюмерно-косметических товаров
1.2 Потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров
1.3 Классификация ассортимента парфюмерно-косметических товаров
1.4 Новое в ассортименте (фирмы)
1.5 Сырье и материалы, используемые для изготовления парфюмерно-косметических товаров
1.6 Производство парфюмерно-косметических товаров
1.7 Упаковке и маркировке парфюмерно-косметических товаров
1.8 Транспортирования и хранения парфюмерно-косметических товаров
1.9 Контроль качества и правила продажи парфюмерно-косметических товаров
2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ
2.1 Органолептические показатели парфюмерно-косметических товаров
2.2 Физико-химические показатели парфюмерно-косметических товаров
2.3 Показатели безопасности парфюмерно-косметических товаров
2.4. Экспертиза качества парфюмерной воды
3. АНАЛИЗ РЫНКА
3.1 Рынок парфюмерно-косметических товаров в России
3.2 Анализ парфюмерно-косметических товаров в г. Кирове (анкета)
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На всей парфюмерной продукции непременно должны присутствовать информация о сертификации и указание на нормативный или технический документ, в соответствии с которым был произведен продукт. Правда, обязательная сноска на ГОСТ или ТУ касается только отечественной парфюмерии, а также продукции стран СНГ, произведенной по межгосударственным стандартам.
По данным Госторгинспекции России, за прошлый год в результате проверок торговых сетей из проинспектированных партий парфюмерно-косметической продукции было забраковано 45,8 %. Значительную часть брака – 48,9 % - составила импортная парфюмерия и косметика (в 2000 г. – 26,8 %). Увеличение процента забраковок происходит за счет поступления на потребительский рынок некачественных парфюмерно-косметических изделий из Тайваня, Китая, Турции, Польши. Специалистами Госторгинспекции названы основные нарушения: продажа изделий с истекшим сроком годности, отсутствие информации о сроке годности или дате выработки, отсутствие сертификатов соответствия (в некоторых случаях предъявлялись поддельные сертификаты), отсутствие на изделиях информации на русском языке. Так, на одном из оптовых складов парфюмерия и косметика продавалась без перевода на русский язык текста упаковки, без указания даты выпуска и срока годности.
Потребительская стоимость селективного товара складывается иначе, чем массового. Независимо, идет ли речь о парфюмерии, часах или одежде, в этом бизнесе продается не продукт, а идея. Заводская цена самой качественной парфюмерной композиции относительно низка. Она составляет примерно 15% конечной стоимости. Остальные 85% – это затраты на маркетинг, рекламу. Стоимость «идеи» в конечной цене продукта в несколько раз превышает его себестоимость.
В копиях запах, упаковка, флакон, дизайн и название духов имитируются полностью. Фальшивый продукт пытаются представить как подлинный.
Но на Западе действуют эффективные законы, очень жестко пресекающие производство подделок. Во Франции в год проходит около десятка подобных крупных процессов. Сколько же более мелких дел остаются не известными?
Компании, которые не хотят попадать под суд (в любом случае они проиграют), но не намерены бросать выгодный бизнес, ищут компромисс. Они меняют две буквы в названии духов – и место копии занимает имитация. По сути, это попытка легализовать подделку.
Создатели имитаций прекрасно понимают, что обычный покупатель при взгляде на упаковку духов не запоминает название, особенно если оно написано на чужом языке. В его сознании остаются не слова «Шанель» или «Опиум», а образ, который и подделывают имитаторы. Выбрасывая или добавляя буквы, они заменяют «Шанель» «Канелью», а «Кензо» – «Гензо». Но используют тот же шрифт, те же размеры логотипа, пропорции.
Из всех параметров при создании имитации самые важные – упаковка, ее дизайн и грамотно измененное название оригинала. Им предстоит создать то внешнее сходство, которое заставит несведущего человека поверить, что перед ним оригинал. Точное сходство флакона и запаха, как ни странно, не слишком важны. Хотя в хороших копиях и они в целом напоминают оригинал.
В чем же опасность имитации? Имитация паразитирует на образе оригинала и 85% его цены. То есть на том огромном бюджете компаний, что тратится на создание рекламного образа и позиционирование товара.
Дело не в переставленных буквах. Если кто-то хочет выпустить оригинальные духи под названием Decrodiction – это его право, хотя это и откровенная маркетинговая ошибка, потому что на рынке уже существует опознаваемый товар с близким названием.
Если этот аромат разлит во флакон, который ничего общего не имеет с флаконом Contradiction, если его дизайн, шрифт, пропорции, цвет упаковки ничем не напоминают оригинал, строго говоря, нет имитации. Но если в сознании потребителя этот Decrodiction воспринимается как образ уже известного продукта, то перед нами – имитация. Конечно, подобное «узнавание» должно возникать у большой аудитории.
Изменение ассортимента. Рынок фальшивых духов очень ограничен по ассортименту. Он никогда не повторяет все разнообразие парфюмерного магазина.
Первые фальшивые духи в России появились еще до кризиса. Основу их линий составляли пять-шесть ароматов. Там всегда были Climat, Magie Noire, Chanel, Tresor, Poison, Anais Anais, Opium, Marina de Bourbon, Fidji.
Классический набор брежневской эпохи до сих пор – «костяк» всех поддельных линий. Эти духи давно не рекламируют, некоторые оригиналы вообще сняты с производства. Anais Anais возьмет на продажу не каждый парфюмерный магазин, а его фальшивый двойник прекрасно продается.
У Magie Noire такое количество подделок, что оригинальный продукт отыскать почти невозможно. Много и в разных вариациях продавались фальшивые духи Marina de Bourbon. Но лидером остается Climat.
Когда меняется вкус покупателей, линии имитаций, хоть и с опозданием, отражают эти изменения. Почти ушли с рынка подделки Poison. Не в тех объемах, что раньше, продается фальшивый Opium. У многих компаний в гаммах уже нет лже-Fidji.
Парфюмерная мода изменилась, и эти запахи кажутся слишком резкими.
Одним из первых постсоветских ароматов к линиям поддельных духов добавился Amarige от Givenchy, чуть позже – 5th Avenue отElizabeth Arden, Moschino, Envy от Gucci, Eau par Kenzo, Kenzo d’Ete. Неожиданно пришелся по вкусу Gucci Rush. Но цикл жизни этого типа подделок гораздо короче, чем классических ароматов. Например, в имитациях прижился первый женский запах от Hugo Boss, но сейчас спрос на него упал и он уходит с рынка.
Фальшивые духи бывают разного качества. Есть понятие «имитации на имитацию».
Сначала появляется первая подделка. Она хорошо сделана по дизайну, у нее более-менее пристойный флакон и запах. Подобные аналоги стоят дешевле оригинала и хороши по качеству. Они пользуются успехом.
Увидев это, другая фирма, переставляет еще несколько букв, вновь слегка изменяет дизайн. В общем, сохраняет узнаваемость упаковки. Но, чтобы еще снизить цену, делает менее качественный запах и простой флакон. И так до бесконечности – до отвратительных копий с простейшим флаконом и примитивным запахом.
Имитации. Все заказы на имитации разрабатываются в России. Объемы продаж фальшивых товаров довольно большие, миллионы штук в год.
Попадет ли в «линию» имитаций новый запах – зависит от спроса на оригинал. Ни объем рекламы, ни престижность марки не имеют значения. Духи могут быть очень красивы, а их реклама заполнять все дорогие журналы. Но если нет реального спроса, им никогда не попасть в число имитаций.
Сделать дешевую подделку просто. Здесь не нужна сложнейшая аппаратура, нет никаких ноу-хау. Упаковку, вполне приемлемую по цене и качеству, заказывают в России. Флакон приходит из Индии. Распылители везут из Италии.
«Сборку» духов можно проводить в любом месте. Это самая простая и дешевая операция. В отличие от легальной «массовки», которую выгоднее привозить в Россию готовой, имитации вряд ли собирают во Франции или Италии.
Если бы местные власти обнаружили партию предназначенных для России фальшивых духов, нарушителю грозили бы огромные штрафы. Ни один производитель не пойдет на такой риск. Следовательно, сборка происходит там, где более терпимый подход к имитациям – в Югославии, Белоруссии, Молдавии.
В самой России тоже размещают заказы на «сборку».
Это могут быть и оставшиеся с советских времен парфюмерные фабрики, и абсолютно новые производства. Сама линия не занимает много места. А построить промышленное помещение, ангар, не представляет труда.
Может быть, стоит предпочесть идее реальный товар? Нужна полуавтоматическая линия, которая делает примерно 25-30 тыс. флаконов в день. Покупатель имитаций – категория не только социальная, но и возрастная. Молодежь покупает подделки из-за их невысокой цены. Но, как правило, дает себе отчет, что это – не настоящий продукт. Более пожилые частенько принимают имитацию за оригинал. Ассортимент поддельных духов отражает вкусы именно этих покупателей.
Русские люди очень чувствительны к именам. Маркетинговые исследования показывают, что даже жители в глубокой провинции, которые реально ничего не могут купить из селективной парфюмерии, знают многие имена. Может быть, не Иссея Мийяке, но «Шанель», «Диор», «Эсте Лаудер» – точно.
Обмануть легко того, кто готов обмануться. Наш покупатель хочет быть сопричастным к высокой марке, даже если это подделка. Подобное отношение к парфюмерии созвучное традициям арабских стран. Духи в нашей стране являются одним из самых востребованных товаров.
К счастью, в России уже чувствуется тенденция, когда люди предпочитают качественный товар массового спроса селективному. Покупатель стал относится к вещам более функционально. Условности дорогого стоят, но они создаются нами самими. В принципе можно получить тот же продукт, избавившись от необходимости платить за условности.
Особое внимание потребителя растет к качеству продукции. Возможно это связано с тем, что проблема контрафакта на российском рынке не до конца решена. Существуют различные экспертные оценки относительно того, насколько это серьезно. Так, по данным ЭМГ «Старая Крепость», «серая» продукция в 2004 году составляла около $8,62 млрд., т. Е. примерно 10% от общего объема рынка косметики и парфюмерии. По оценкам «Росбалта», эта цифра приближается к $3 млрд, большая доля из которых приходится на парфюмерию. Согласно данным исследования «Анализ рынка косметики и парфюмерии в России», налицо устойчивая тенденция к сокращению доли контрафактной и «серой» продукции. Начиная с 1997 г. Доля «серого» рынка сократилась с 80% до 30%. В 2003 году она составляла уже 20%, в 2004-м – менее 10%.
Хотелось бы уточнить, что наличие аллергии на тот или иной косметический продукт вовсе не указывает на то, что продукт поддельный. Есть несколько способов максимально обезопасить себя от «сюрпризов».
· Во-первых, покупать товары только в хорошо зарекомендовавших себя магазинах.
· Во-вторых, не пренебрегать тестерами (tester) и пробниками (vial).
· В-третьих, не стоит слепо «верить» резкому снижению цены на товар, что может косвенно указывать на то, что магазину просто необходимо срочно его сбыть, т. к. срок годности товара подходит к концу, а просроченный товар таит в себе не меньше опасностей, чем поддельный.
Многие покупатели полностью отказываются от западной косметики, полагая, что отечественную подделывать не станут. Увы, это заблуждение. В последнее время российские производители, как мы уже говорили, стали «набирать обороты» и их продукцию также могут подделывать.
2.1 Органолептические показатели парфюмированной воды
Парфюмерные жидкости должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 5158-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия».
Оценка качества парфюмерной продукции проводится по двум группам показателей: органолептическим и физико-химическим, которые должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.
Таблица 2Показатели качества парфюмерных жидкостей
Наименование показателя |
Характеристика и норма | |||||||
Духи концентрированные |
Духи Экстра |
Духи |
Парфюмерные воды |
Туалетные воды |
Одеколоны |
Душистые воды | ||
Внешний вид |
Прозрачная жидкость | |||||||
Цвет и запах |
Свойственный цвету и запаху продукции данного наименования | |||||||
Стойкость запаха, ч, не менее |
60 |
60 |
41 |
50 |
40 |
24 |
- | |
Прозрачность |
Отсутствие помутнения при температуре, °С | |||||||
+3 |
+3 |
+3 |
+3 |
+3 |
+5 |
+5 | ||
Объемная доля этилового спирта, % об. Не менее |
55,0 |
70,0 |
85,0 |
75,0 |
75,0 |
60,0 |
20,0 | |
Сумма массовых долей душистых веществ, % не менее |
30,0 |
15,0 |
10,0 |
10,0 |
4,0 |
1,5 |
1,0 | |
Для проверки качества парфюмерных жидкостей по органолептическим и физико-химическим показателям из отобранных ранее упаковочных единиц (3% единиц для оценки качества упаковки и маркировки) составляют случайную выборку: от партии до 1000 штук – не менее 6 упаковок продукции; от партии свыше 1000 штук – не менее 5 штук упаковок от каждых 1000 штук.
Для составления объединенной пробы парфюмерную жидкость из выбранных флаконов сливают вместе в химическую посуду так, чтобы объем пробы был не менее 100 см3, а для жидкостей из пробок – не менее 25 см3.
Органолептические показатели парфюмерных жидкостей – это внешний вид, цвет и запах.
По внешнему виду парфюмерные товары должны представлять собой однородные прозрачные жидкости с цветом и запахом, свойственным данному наименованию, В качестве эталона для сравнения должен использоваться продукт, о котором достоверно известно, что он не фальсифицирован.
Определение внешнего вида и цвета. Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз два-три раза.
Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в непрозрачные флаконы, определяют просмотром пробы в количестве около 20-30 см в химическом стакане на фоне листа белой бумаги в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы.
Расслоение парфюмерной жидкости, т.е. выделение маслянистой фазы в виде осадка или взвеси, а также наличие посторонних включений, помутнение не допускается. Однако наличие единичных волокон не является браковочным фактором.
Несоответствие цвета эталонному образцу не допускается.
Определение запаха. Запах парфюмерных жидкостей определяют органолептическим методом с использованием полоски плотной бумаги размером 10x160 мм, смоченной приблизительно на 30 мм погружением в анализируемую жидкость.
Запах проверяется периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается.
Определение стойкости запаха. Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют при разногласиях в оценке качества изделия.
В выпарительную фарфоровую чашку наливают 0,5-1,0 см3 парфюмерной жидкости, В ней смачивают кусочек сухой отбеленной марли размером 5x10 см, предварительно простиранной в горячей воде без мыла, вынимают ее пинцетом и, не отжимая, просушивают в помещении с температурой воздуха 15-20 °С.
Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют органолептически в течение исследования и далее через каждые 10 часов.
Определение прозрачности. Известно, что при охлаждении парфюмерной жидкости ниже критической температуры, возможно, ее помутнение, потеря прозрачности. Такой температурной точкой для душистых вод и одеколонов является + 5°С, для остальных жидкостей + 3°С.