Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений это система научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций, базирующихся на изучении закономерностей криминальной и следственной деятельности, которые оптимизируют организацию и осуществление расследования отдельных видов преступлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….….3
1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений………………………………………………………………………...7
1.1. Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений………..7
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций……………………………………………………..……...14
2. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений………………………………..………….20
2.1.Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по криминалистике.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснодарский университет МВД России

Кафедра Криминалистики

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: «Криминалистическая  методика расследования дорожно-транспортных преступлений»

 

 

 

Выполнил: курсант 342 учебной группы, рядовой полиции Прытков В. С.

Проверил: преподаватель  кафедры криминалистики

старший лейтенант  полиции Еремченко В. И.

 

 

 

 

К защите ________________________

(допущена, не допущена)

                    

Дата защиты «____» ____________ 20 ___ год                Оценка ____________

 

Краснодар 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….….3

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений………………………………………………………………………...7

1.1. Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений………..7

1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций……………………………………………………..……...14

2. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений………………………………..………….20

2.1.Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений……………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………...…..36

Список использованной литературы……………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений это система научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций, базирующихся на изучении закономерностей криминальной и следственной деятельности, которые оптимизируют организацию и осуществление расследования отдельных видов преступлений. При изучении закономерностей преступной деятельности большое внимание уделяется анализу зависимости вида, способа и механизма преступного поведения от особенностей связи злоумышленника с предметом противоправного посягательства и обстановкой совершения преступления, от личностно-типологических характеристик виновного, степени организованности, законспирированности преступной группы и других факторов.

 Как несложно  убедиться, акцент в этих определениях сделан на результаты выполнения, методикой расследования своих практических функций, включая средства противодействия преступлениям. Данный подход не вызывает возражений.

 В частную  методику расследования дорожно-транспортных  преступлений входят:

1) криминалистическая  характеристика данного вида  преступлений;

2) первоначальные  следственные и иные действия  следователя;

3)система дальнейшего  расследования; 

4) особенности  применения тактических приемов  и научно-технических средств

 Актуальность темы состоит в том, что с развитием научно-технических средств, преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики.

 Также, на  мой взгляд, актуальность данной  темы заключается еще в том,  что еженедельно в дорожно-транспортных  преступлениях на дорогах Российской  Федерации погибают более 10 тысяч и получают ранения свыше 60 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в дорожно-транспортных преступлений многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта. Приведу пример статистических данных с официального сайта МВД, что за 2011 год в Российской Федерации произошло 199 431 (-2,1%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения. 11 845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) человек получили ранения. За предыдущий 2010 год произошло 20 262 (+1,5%) ДТП с участием детей, в которых 898 (-1,8%)  детей погибли, а 21 149 (+1,7%) детей получили ранения.  Только в Краснодарском крае общее количество ДТП составило 6733, число погибших в них 1149 и ранены 8099 (за январь - декабрь 2011 г.), что по всем трем показателям замечается существенный рост по отношению с предыдущим годом.

 Происходящие  на протяжении последних 5 лет (с 2006 по 2011 г.) снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества дорожно-транспортных преступлений и числа пострадавших в них людей. Расследование дорожно-транспортных преступлений является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В данной работе рассматривается методика расследования дорожно-транспортных преступлений в отечественной правовой науке и следственной практике. В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и методы расследования дорожно-транспортных преступлений, разносторонне рассматривалась в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела.

 В данной  работе, я постараюсь затронуть  основные трудности, с которыми сталкивается следователь при рассмотрении дорожно-транспортных преступлений и некоторые недостатки в работе следователей по расследованию дорожно-транспортных преступлений. Свое внимание я акцентирую на раскрытии темы исследования – методике расследования дорожно-транспортных преступлений, поэтому работа носит практическую направленность.

 Рассматривается  выявление причин и условий  дорожно-транспортных преступлений, их систематизация и обобщение,  анализ, определение степени влияния  на механизм дорожно-транспортных  преступлений, которые имеют большое значение для профилактики и расследования дорожно-транспортных преступлений. Производится анализ методики расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений, порядок назначения следователем различных видов экспертиз, последовательность проведения различных следственных действий.

Объектом исследования данной работы являются процесс расследования дорожно-транспортных преступлений.

 Предметом  исследования является криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений.

Цель работы заключается в исследовании, изучении и проведении анализа законодательства, а так же изучение учебников, учебно-методических пособий по всем разделам криминалистике и разработке предложений по их изменению.

В соответствии с указанной целью мною были составлены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные  обстоятельства совершения дорожно-транспортных  преступлений.

2. Установить  существенные обстоятельства, подлежащие  установлению в зависимости от  исходных следственных ситуаций.

3. Рассмотреть  основные этапы расследования  дорожно-транспортных преступлений.

4. Выявить специфические  особенности расследования отдельных  видов дорожно-транспортных преступлений;

5. Проанализировать  криминалистическую характеристику  ДТП.

Теоретической базой исследования послужила литература по уголовному, уголовно-процессуальному  праву, криминалистике включая все  ее разделы.

При написании  работы, мною использовал общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как: синтез, анализ, логический, статистический, исторический, сравнительно-правовой и другие.

Структура работы включает: введение, два раздела, включающих в себя три параграфа, заключение, список используемой литература.

В своей работе, я опирался на труды таких авторитетных ученых криминалистов как: О. Я. Баев, Р.С. Белкин, А. И. Белов, Т. В. Варчук, А. Н. Васильев, и ряда других авторов имена и научные труды которых будут приведены в списке используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

 

1.1. Обстоятельства  совершения дорожно-транспортных  преступлений

 

Криминалистическая  характеристика дорожно-транспортного  преступления (ДТП) включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме совершения и обстановки на месте ДТП, виде транспортного средства, а также особенностях личностного характера участников. Главным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения.

Различают три  составляющие обстановка на месте ДТП. Первую образуют особенности участка  дороги, на котором произошло данное преступление, техническое обеспечение данного участка средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов, положение застроек и т. д. Вторая составляющая включает метеоусловия (положение солнца или луны, облачность, осадки), состояние поверхности дороги, динамическую линейную и угловую обзорность, видимость пространства, особенности освещенности дороги и ее окрестностей. Нужно отметить, что обстановка, наблюдаемая при осмотре, чаще всего отличается от той, в которой развивалось событие. Третья составляющая выражается в виде остаточных явлений, образовавшихся в результате ДТП, сопутствующих ему или случайных, не связанных с ним процессов, событий, имевших место до, после либо во время расследуемого события. К ним относятся: местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, в пространстве дороги и прилегающем участке местности; следы движения транспортного средства; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; разнообразные вещественные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна каких-либо жидкостей и т. д.). Необходимо отметить также, что в соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.1

 В отличие  от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление  – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» (ст.263 УК РФ), «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ). По статистике в числе дорожно-транспортных преступлений основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».2

Эти составы  объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).3

Преступные  нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью  и повышенной общественной опасностью.  Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения.  Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

События, происшедшие  в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием.  Отмечу, что не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством.  Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Информация о работе Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений