Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:12, курсовая работа
Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений это система научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций, базирующихся на изучении закономерностей криминальной и следственной деятельности, которые оптимизируют организацию и осуществление расследования отдельных видов преступлений.
Введение……………………………………………………………………….….….3
1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений………………………………………………………………………...7
1.1. Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений………..7
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций……………………………………………………..……...14
2. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений………………………………..………….20
2.1.Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы……………………………………………...
Итак, подводя итоги написания данной работы, я могу сделать следующие выводы, что все причины возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
1) возникшие
по вине водителей,
2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
3) происшедшие
в результате нарушений,
Как я уже отмечал выше, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.
Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин. Выяснить криминалистические значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель автомобиль дорога окружающая среда". Механизм это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистические значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.
В ДТП выделяется три основные фазы: начальная, кульминационная и финальная. Теперь по подробнее.
1) Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.
2) Кульминационная
фаза состоит из событий,
3) Финальная
фаза ДТП обычно совпадает
с прекращением движения
На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.
Субъекты, виновные
в дорожно-транспортных происшествиях
(водители, пешеходы, лица, ответственные
за техническое состояние и
ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность о произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельства происшествия.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 августа 2012 года № 7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921.
4. Закон «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» от 09.12.2008 № 25 [Текст] // Постановление Пленума Верховного Суда РФ. (редакция от 30 мая 2012 года)
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации постатейный, под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М., ИНФРА-М-НОРМА, 2010 (издание третье, измененное и дополненное) С. 576.
6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации./ Ответственный редактор Рарог А.И. - М.: Юрист, 2011, С. 134.
7. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. // Отв. ред. Лебедева В.М. - Юрайт-Издат, - 2007. – 304 с.
8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / Отв. ред. Кругликов Л.Л. М.: ВолтерсКлувер, 2010. – 273 с.
9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ под ред. проф. Скуратова Ю.И., Козлова В.М. - М.: Инфра-М, 2011, 759 с.
Научная и учебная литература:
1. Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: Вопросы и ответы. М. 2010 с. 94.
2. Бастрыкин А.И., «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие», юридический центр Пресс - 2010, 495 стр.
3. Белкин Р.С.
Криминалистика: проблемы сегодняшнего
дня. Злободневные вопросы
4. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2010, С. 598.
5. Белкин Р.С.
Криминалистическая
6. Белкин Р.С. Курс Криминалистики. М. 2010, С. 723.
7. Волчецкая Т.С. Криминалистика: курс лекций. М., 2007, С 168.
8. Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2011, 85 с.
9. Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, 102 с.
10. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавателей. Научно-практическое пособие в расследовании дорожно-транспортных преступлений». Контракт - 2010, 683 стр.
11. Карлов В.Я., «Использование криминалистической техники в расследовании дорожно-транспортных преступлений», издательство "ЭКЗАМЕН" - 2006, 192 стр.
12. Колдин В.Я. Судебная идентификация. М., ЛексЭст, 2012, 238 с.
13. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. М., 2008, 265 с.
14. Криминалистика. Учебник / под ред. Ищенко Е.П. М. 2011, С.109.
15. Малков В.П., комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М., ИНФРА-М - НОРМА, 2012. С. 694.
16. Маркет Д.С., Тюнис И.О., «Криминалистика», - 2010, 223 стр.
17. Образцов В.А. Криминалистика: модели, средства и технологии раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2010, 206 с.
18. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск, 2010, 66 с.
19. Питерцев С. К., Степанов А. А. Общие положения тактики расследования дорожно-транспортных преступлений// журнал «Закон», объединенной ассоциации юристов. 2011, С. 86.
20. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие. М.,2009, 149 с.
21. Селиванов Н.А., Эйсман А.А., Грабовский В.Д. и др. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений: Учебное пособие. Горький, 2010, 221 с.
22. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов, 2010. Под общей редакцией Сапрунова А.Г.- М., 98 с.
23. Справочник следователя/ Под общей редакцией Сапрунова А.Г.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2011, 183 с.
24. Топорков А.А., Ищенко Е.П., «Криминалистика», ИНФРА-М - 2010, 784 стр.
25. Трухачев В.В. Криминалистический анализ сокрытия преступной деятельности. Воронеж 2010, 177 с.
26. Уголовно-процессуальное право. Практический курс: Учебное пособие. / Под общей редакцией Сапрунова А.Г. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008, 120 с.
27. Уголовно-процессуальное право. Учебник. / Под редакцией Гаухмана Л.Д., Максимова С.В. - М.: Юриспруденция, 2009, 166 с.
28. Уголовно-процессуальное право России: учебник для вузов. В 2-х т./ Под ред. проф. Игнатова А.Н. и проф. Красикова Ю.А. - М.: НОРМА, 2010, 93с.
Иные источники:
1. http://www.rg.ru/
2. http://www.akademout.ru/
3. http://www.garant.ru/
1Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2011, с. 63.
2Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 1386.
3Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2132.
4Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 68.
5Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2011, с. 66.
6Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 72.
7Образцов В.А. Криминалистика: модели, средства и технологии раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2010, с. 136.
8Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 76.
9Образцов В.А. Криминалистика: модели, средства и технологии раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2010, с. 142.
10Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск, 2010, с. 34.
11Селиванов Н.А., Эйсман А.А., Грабовский В.Д. и др. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений: Учебное пособие. Горький, 2010, с. 100.
12Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 77.
13Селиванов Н.А., Эйсман А.А., Грабовский В.Д. и др. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений: Учебное пособие. Горький, 2010, с. 106.
14Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск, 2010, с. 40.
Информация о работе Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений