Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:57, диссертация
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка на основе анализа следственной практики, а также последних изменений действующего законодательства, комплекса научно-практических рекомендаций по совершенствованию типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Достижение поставленной цели стало возможным при условии комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:
– исследовать понятие коррупции и сформулировать определение должностных преступлений коррупционной направленности, выявить их признаки;
– выявить закономерности криминалистической характеристики и определяемые ими особенности организации расследования должностных преступлений коррупционной направленности;
– определить структуру типовой методики расследования указанных преступлений;
производства таких следственных действий как контроль и запись переговоров должностных лиц, осмотра помещений, документов и т.п., допросов потерпевших, свидетелей;
исследования следов преступной деятельности (вещественных доказательств, документов, образцов и др.);
направления запросов и сбора характеризующего материала относительно лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
назначения и проведения специальных исследований (документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз и пр.).
6. Эффективность расследования должностных преступлений коррупционной направленности определяется, прежде всего, совокупностью тактических приемов и способов, используемых при производстве следственных действий на всех этапах расследования уголовного дела.
Исходя из того, что должностные преступления коррупционной направленности являются самодокументирующимися, при подготовке к осмотру документов следователю необходимо ознакомиться с нормативными документами (положением, инструкцией, уставом, приказом и др.), регламентирующими деятельность должностного лица, структуры организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в которой он состоит на службе, круг его полномочий. При непосредственном осмотре тщательно изучаются документы, в которых нашли отражение признаки допущенного злоупотребления, учреждение, управление либо покровительство организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, предоставление должностному лицу имущественной выгоды или оказание материальных услуг (акты проверок, проведенных контрольно-ревизионными органами; жалобы на действия соответствующего должностного лица; статьи и заметки в средствах массовой информации с критикой в его адрес; акты на списание товарно-материальных ценностей; накладные; пропуска на вывоз с охраняемой территории незаконно отпущенных товаров; приказы и распоряжения должностного лица о назначении на работу, освобождении от нее, перемещении по службе, премировании, предоставлении льгот и др.).
В тактическом отношении особую специфику
имеет допрос подозреваемого (обвиняемого).
Оценка следователем психологического
состояния допрашиваемого играет важную
роль. Как правило, для них характерна
уверенность
в собственной невиновности, пренебрежительное
отношение к следователю, знание своих
прав, в то же время может присутствовать
страх, тревога относительно неопределенности
своего положения, в том числе страх перед
возможной мерой пресечения, невозможности
правильного предвидения сложившейся
ситуации и управление ею, неизвестности
в доказательствах, имеющихся в распоряжении
следователя и т.п. Такое психологическое
состояние является основой для разработки
и применения следователем тактико-психологических
приемов, таких как: проникновение в планы
и намерения противостоящей стороны, так
называемая методика рефлексивных рассуждений;
внезапность проведения тактических приемов;
передача косвенной информации, действующей
в обход негативной установке на умолчание
или дачу ложных показаний и
в силу сложных ассоциативных отношений,
приводит к внезапному «проговору»; метод
«косвенного допроса»; использование
реально существующих противоречий между
конфликтующими со следователем субъектами;
использование внутренних противоречий
в показаниях одного и того же лица и др.
Однако при этом недопустимо нарушение
законности, этических норм и принципов
законодательства, а психологическое
воздействие не должно перерастать в неправомерное
психическое насилие.
Тактика производства обыска напрямую зависит от объектов поиска, которыми являются: предметы взятки, их упаковка или ее фрагменты, документы к ним (паспорта, технические характеристики, инструкции и пр.); предметы, запрещенные к обращению; документы, относящиеся к служебной деятельности должностного лица; удостоверения личности и другие характеризующие его документы; переписка, черновые записи, блокноты, записные книжки, в том числе электронные; документы, свидетельствующие об образе жизни обыскиваемого (договоры купли-продажи, свидетельства о праве собственности на недвижимость, о праве наследования, паспорта на дорогостоящую бытовую технику, технический паспорт на автомобиль, доверенность на право управления, заграничные паспорта и др.); носители компьютерной информации, имеющей значение для расследования (компьютеры и их периферийные устройства, дискеты, компакт-диски, мобильные телефоны, телефоны с электронной памятью, электронные записные книжки и другие электронные носители текстовой или цифровой информации); фотографии, аудио- и видеозаписи, документы, характеризующие связи и взаимоотношения должностного лица, фиксирующие наличие у него дорогостоящей техники, ювелирных украшений, предметов антиквариата и т.д., а также могущие послужить свободными образцами голоса, портретных черт и динамических признаков; другие объекты, имеющие значение для дела. Характеристика объекта предопределяет тактику производства обыска.
7. Противодействие расследованию должностных преступлений коррупционной направленности, включает две составляющие: воздействие на источники криминалистически значимой информации до выявления совершенного преступления и деятельность по воспрепятствованию в любой форме производству всестороннего, полного и объективного расследования.
Меры по нейтрализации противодействия расследованию должностных преступлений коррупционной направленности включают:
привлечение отдельных участников уголовного судопроизводства к уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, а также за иные противоправные деяния, предусмотренные гл. 31 УК РФ «Преступления против правосудия», если в их действиях содержатся признаки таких преступлений;
применение мер принуждения в отношении участников уголовного судопроизводства в соответствии со ст. 111 УПК РФ, за нарушение требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством;
применение совокупности тактических приемов, закрепленных в нормах уголовно-процессуального законодательства, при производстве отдельных следственных действий и тактических комбинаций;
применение мер, направленных на не разглашение данных предварительного расследования при проверке сообщений о преступлении, о планах производства следственных действий, хода их проведения и содержания;
осуществление
оперативно-розыскных
пресечение воздействия на понятых, специалистов, экспертов;
обеспечение мер безопасности участникам уголовного процесса;
нейтрализация противодействия со стороны должностных лиц учреждений и предприятий, СМИ, заинтересованных в сокрытии преступления.
К способам преодоления противодействия при проведении отдельных следственных действий следует отнести процессуальные меры, разнообразные тактические приемы и методы, непосредственно закрепленные в нормах уголовного и уголовно-процессуального законодательств и разработанные криминалистикой, применение технических средств.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется вкладом автора в дальнейшее развитие такого раздела криминалистики, как криминалистическая методика. На основе криминалистического учения о криминалистической характеристики, анализа некоторых категорий криминалистики («механизм преступления», «криминалистическая методика», «следственная ситуация», «противодействие расследованию», «система тактико-криминалистических средств, методов и приемов» и др.) предпринята попытка теоретического осмысления их сущности и функционального назначения, определения путей повышения эффективности криминалистических методик. Суждения диссертанта нашли отражение в разработанном подходе к формированию типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Работа определяется глубиной рассматриваемых вопросов, ее ориентированностью на изучение научно-теоретических проблем и разработку практических рекомендаций по расследованию обозначенных преступлений. Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейших научных разработках проблем, связанных с раскрытием и расследованием должностных преступлений коррупционной направленности, а также служить основой для конструктивной полемики, стимулируя развитие научной мысли в области криминалистической тактики и методики.
Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на совершенствование деятельности по раскрытию и расследованию должностных преступлений коррупционной направленности, на основе широкого использования возможностей криминалистики. Этому подчинены все теоретические положения, на базе которых в диссертации разработаны конкретные рекомендации и предложения по повышению эффективности борьбы с указанными преступлениями.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе, при разработке пособий и научно-методических материалов, в системе повышения квалификации следователей и дознавателей.
Апробация результатов исследования и внедрение. Теоретические положения, выводы и рекомендации, разработанные и представленные в диссертационном исследовании, получили отражение в 5 опубликованных научных статьях, общим объемом 3,2 п.л.
Основные положения диссертации апробировались в выступлениях автора на научных конференциях и семинарах различного уровня, в том числе международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права» (г. Белек, Турция).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются актуальность темы диссертационного исследования, обозначены научная новизна, объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту; названы методы, охарактеризована эмпирическая, нормативная и теоретическая базы исследования, определена практическая значимость работы, структура диссертации.
Первая глава диссертации – «Теоретические основы типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности» – посвящена изучению криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности, исследованию обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также обоснованию источников формирования криминалистической методики расследования указанных преступлений, включающих: нормы права, которым отводится определяющая роль; обобщенные данные следственной практики, критерии их истинности и эффективности; достижения науки и техники.
В первом параграфе «Криминалистическая характеристика должностных преступлений коррупционной направленности» исследуется сущность данной характеристики применительно к должностным преступлениям коррупционной направленности, выявляются признаки, по которым они объединены для разработки рекомендации по их расследованию.
Несмотря на различные мнения ученых (Р.С. Белкина, Г.К. Захарова, Л.А. Сергеева, А.Г.Филиппова, В.И. Шиканова и др.), относительно права существования в науке и необходимости для практики расследования преступлений категории «криминалистическая характеристика преступления», автор отмечает, что вряд ли правомерно ее отрицать, поскольку она является основным структурным элементом любой методики расследования, в ее содержание входит описание характерных качеств, свойств и черт преступлений. Данная информация является основой для разработки научно-практических рекомендаций по раскрытию и расследованию должностных преступлений коррупционной направленности.
В тексте диссертации представлена научная полемика по некоторым проблемам методики расследования преступлений, автор излагает собственную точку зрения на вопрос об ее информационной основе и структуре. Основываясь на мнениях отдельных ученых, в диссертации обоснован вывод, о том, что основой создания методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности выступают криминалистическая характеристика преступления и особенности обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Разделяя позицию Ю.П. Гармаева и А.Ф. Лубина, автор к типовым методикам расследования преступлений относит те, которые построены по видам преступлений, предусмотренных уголовным законом. Основная задача типовой методики состоит в том, чтобы раскрыть и научно обосновать особенности расследования применительно к данной группе преступлений.
По мнению автора, источниками типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности являются: 1) нормативно-правовые акты, регулирующие сферу деятельности должностных лиц; 2) уголовный и уголовно-процессуальный законы, постановления, определения Верховного Суда РФ, которые позволили выделить основание формирования данной методики расследования по криминалистической классификации должностных преступлений коррупционной направленности; 3) опыт расследования уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями, незаконном участии в предпринимательской деятельности и получении взятки; 4) разработанные и научно-обоснованные методики расследования преступлений коррупционной направленности в т.ч. злоупотребления должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки.
Для определения должностных преступлений коррупционной направленности, диссертант обратился к исследованию понятия «коррупция» с целью анализа его содержания. Поддерживая позицию Н.А. Кузьмина и проанализировав подходы к определению данного понятия (В.И. Добреньков, Н.Р. Исправникова и др.) диссертант пришел к выводу, что «коррупция» является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление должностным положением, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др.).
Критически оценивая мнение С.Б. Ануфриева о том, что преступления коррупционной направленности определяются по двум признакам: злоупотребление властью и получение выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп, диссертант делает вывод о том, что при таком подходе фактически все преступления, содержащие квалифицирующий признак «совершение деяния лицом, с использованием своего служебного положения» формально подпадают под коррупционные преступления.
Информация о работе Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности