Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:57, диссертация
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка на основе анализа следственной практики, а также последних изменений действующего законодательства, комплекса научно-практических рекомендаций по совершенствованию типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Достижение поставленной цели стало возможным при условии комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:
– исследовать понятие коррупции и сформулировать определение должностных преступлений коррупционной направленности, выявить их признаки;
– выявить закономерности криминалистической характеристики и определяемые ими особенности организации расследования должностных преступлений коррупционной направленности;
– определить структуру типовой методики расследования указанных преступлений;
С учетом результатов
различных теоретических
Автором выявлены закономерные
связи и зависимости
Проведенный автором анализ практики расследования уголовных дел рассматриваемой категории показал, что должностным лицам, совершающим преступления коррупционной направленности, свойственны такие характерные черты, как: следование в своей работе правовым актам; часто «слепое» выполнение любых распоряжений руководства; доминирование в своей деятельности распоряжений руководства по сравнению с требованиями правовых актов; чувство корпоративной защиты вместе с сотрудниками своего ведомства в случае совершения преступлений, что особенно присуще должностным лицам правоохранительных органов; амбициозный, доходящий до болезненного состояния, карьеризм; документирование своей деятельности, включая действия, образующие правонарушение или преступление; концентрация в своих руках всех направлений деятельности и функций подчиненного ему учреждения или ведомства, которые влекут получение денежных, материальных или иных выгод; доступ к распоряжению денежными и материальными средствами; связь с коммерческими структурами, включая и криминальные формирования; близкие отношения и знакомства в органах власти, в судебных правоохранительных органах, что дает чувство безнаказанности или способствует максимальному устранению факторов юридической ответственности; наличие денежных и материальных средств, которые дают возможность использовать «дорогих» адвокатов, имеющиеся связи в правоохранительных структурах и схемы ухода от ответственности в случае возбуждения уголовного дела; возможность широкого использования технических средств (диктофоны, видеокамеры, подслушивающие устройства и т.д.) при противодействии предварительному следствию и др.
Диссертантом установлено, что данные преступления совершаются путем нарушения правил нормативного характера, устанавливающих порядок и условия деятельности государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, регламентирующих права и обязанности ее участников. При этом, способ совершения должностных преступлений коррупционной направленности развивается в рамках одного события преступления, отражающим преступное поведение должностных лиц. Для достижения преступных целей должностные лица выполняют комплекс взаимосвязанных действий, объединенных единым умыслом и направленных на достижения преступного результата. По исследуемым преступлениям были выявлены корреляционные связи и зависимости, которые проявляются в том, что при совершении злоупотребления должностными полномочиями в 65% случаев должностные лица получали взятки, а при совершении незаконного участия в предпринимательской деятельности в 37% случаев совершали злоупотребление должностными полномочиями.
В работе делается вывод, что в криминалистическую характеристику должностных преступлений коррупционной направленности целесообразно включать данные: о личности должностного лица; предметах, целях, мотивах, средствах и способах их преступной деятельности; допущенных нарушениях нормативных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц; общественно опасных последствиях; механизме подготовки, совершения, сокрытия и отражения преступлений; объектах, взаимодействующих при этом; об отраслевой, видовой и внутривидовой специфике деятельности должностных лиц, о ее нормативном регулировании, об обстановке, в которой она осуществляется, а также данные о пространственно-временных и причинно-следственных связях и отношениях внутреннего и внешнего порядка, характерных и для функционирования государственных и муниципальных органов и учреждений, и для связанных с этой деятельностью преступлений.
Данные сведения наполняют криминалистическую характеристику преступлений, являющуюся исходной информационной базой для разработки версий, планирования оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, определения оптимальной программы раскрытия и расследования преступлений, решения других важных вопросов производства по уголовным делам.
Во втором параграфе «Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам о должностных преступлениях коррупционной направленности» раскрываются основные обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам указанной категории. Разработка типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности, невозможна без объективной информации, позволяющей выделить их отличительные свойства и качества. Понятия и признаки указанных преступлений и обстоятельства, подлежащие доказыванию, являются структурными элементами методики их расследования, поскольку обуславливают общую направленность расследования преступления и предопределяют алгоритм деятельности следователя по выяснению, имеется ли в данном событии состав преступления и какой именно.
Автор констатирует, что перечень, сформулированный в ч. 1 ст. 73 УПК РФ, является общим для всех уголовных дел. В диссертации дана развернутая характеристика всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности, выявлена их специфика, определяемая расширенным предметом доказывания.
Диссертант акцентировал внимание на изучении вопросов, относящихся к обстановке совершения данных преступлений, выделив при этом условия, которыми она обусловлена. К ним относятся: противоправная экономическая деятельность юридических и физических лиц, наносящая ущерб экономическим интересам Российской Федерации; низкая эффективность контроля за повседневной деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны руководителей различных степеней, создающая предпосылки к злоупотреблению должностными полномочиями, незаконному участию должностных лиц в предпринимательской деятельности, извлечению должностным лицом благодаря служебному положению выгод имущественного характера; наличие у должностных лиц широких распорядительно-разрешительных полномочий для принятия решений по своему усмотрению, которое им дает возможность создавать лишние осложнения, преувеличивать свою роль в решении вопросов, связанных с обращениями граждан; распространенность в кадровой политике случаев замещения должностей не на основании деловых и моральных качеств, а через знакомства по бывшей работе, на основании личной преданности, близости политических интересов; отсутствие механизмов невозможности принятия на службу лидеров и членов преступных группировок и осуществления ими карьеры; отсутствие в большинстве министерств других центральных органов исполнительной власти, управленческих структур отдельных подразделений или специально выделенных работников, на которых возлагаются обязанности организации работы по предотвращению коррупционных деяний и других должностных правонарушений. Без учета данных условий невозможно разработать рекомендации по расследованию указанных преступлений.
Отмечается, что рассматриваемые преступления совершаются в городах с развитой инфраструктурой (82% случаев). Однако это не означает, что данные преступления не могут совершаться в провинциальных городах и небольших населенных пунктах.
Характер должностных преступлений коррупционной направленности, связан с устойчивыми свойствами и качествами личности преступника, которые имеют особое значение при расследовании данных преступлений. Изучение уголовных дел позволило выявить следующую тенденцию. В большинстве случаев подобные преступления совершаются двумя и более лицами. Преступления, совершаемые единолично, составили 18% из изученного массива уголовных дел. Кроме того, были выявлены три основные формы соучастия. Так, исследуемые преступления были совершены группой лиц, по предварительному сговору в 29%случаев; организованной группой, заранее сплоченной для совершения одного или нескольких преступлений, в 53% случаев. Как видно, наибольшее распространение имеют случаи совершения данных преступлений группой лиц по предварительному сговору.
Проведенное исследование показало, что данные преступления в основном совершаются лицами в возрасте от 40–55 лет (55%). В то же время следует отметить, что соучастники лишь в 25% случаев достигли 50-летнего возраста, в основном это лица в возрасте 30–45 лет (65%). Должностные лица, совершившие преступления коррупционной направленности, отличаются более высоким, чем их соучастники, уровнем образования. В 89% случаев они имели высшее образование (в 48% случаев – не одно).
Свойства их личности существенным образом отличаются от субъектов преступлений общеуголовной направленности. На момент совершения преступления 94% из них состояли в браке, как правило, это хорошие работники (многие из них имеют безупречный послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами и высоким уровнем работоспособности), с устоявшимся мировоззрением, с хорошим материальным достатком. Кроме того, исследуемые преступления преимущественно совершают жители крупных городов, областных, краевых центров (82%), в 67% случаев это мужчины.
Должностные преступления коррупционной направленности обладают высокой степенью общественной опасности. Установление характера и размера вреда, причиненного преступлением, позволяют выявить закономерную связь последствий, наступивших в результате совершенного преступления, с нормативной деятельностью должного лица, его корыстной и иной личной заинтересованностью.
Автор обращает внимание, что к условиям, способствовавшим совершению должностных преступлений коррупционной направленности, относятся: наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств и материальных ресурсов (45%); высокая степень свободы действия в принятии управленческих решений в рамках возможных полномочий должностных лиц (64%); высокая интенсивность контактов должностных лиц с гражданами и организациями (87%).
Причинами совершения данных преступлений являются: нарушение иерархии нормативных актов; низкая эффективность контроля за повседневной деятельностью должностных лиц, государственных и муниципальных органов со стороны руководителей, создающая условия и предпосылки к злоупотреблению должностными полномочиями, нарушению запретов заниматься предпринимательской деятельностью, а также получению взяток; недостатки в подборе и расстановке кадров; несовершенство информационного взаимодействия должностных лиц, государственных и муниципальных органов с гражданами и организациями и др.
В работе подчеркивается, что важная роль в повышении эффективности криминалистических методических научных знаний принадлежит не только структурированию и уточнению обстоятельств, подлежащих доказыванию, но и совершенствованию самого процесса доказывания.
Вторая глава диссертации – «Особенности расследования должностных преступлений коррупционной направленности» состоит из трех параграфов, имеет прикладной характер и посвящена современному состоянию и тенденциям развития теоретических положений и практических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений данного вида в зависимости от следственных ситуаций, складывающихся на различных этапах расследования.
В первом параграфе «Возбуждение уголовного дела о должностных преступлениях коррупционной направленности. Исходные следственные ситуации» рассмотрены особенности возбуждения уголовного дела, выявлены исходные следственные ситуации.
В диссертации представлена научная полемика о стадии возбуждения уголовного дела, оперируя мнениями известных ученых (В. Быкова, С.Е. Вицина, Н.В. Веретенникова, Н.А. Власовой, Ю.В. Деришева, А.Г. Калугина, Л.Н. Масленниковой и др.) диссертант излагает собственные взгляды по исследуемым вопросам. Отмечается, что правильное определение исходных следственных ситуаций позволяет создать программу действий следователя на первоначальном этапе расследования.
Проведенный анализ материалов 215 уголовных дел о должностных преступлениях коррупционной направленности показал, что в 76% случаев уголовные дела были возбуждены по заявлению граждан, в 8% случаев сообщение о совершенном или готовящемся преступлении было получено из учреждений, организаций по результатам ведомственных проверок (о незаконном участии в предпринимательской деятельности должностного лица, злоупотреблении должностными полномочиями), в 9% случаев по результатам оперативно-розыскной деятельности, в 4% случаев факты о совершенном должностном преступлении коррупционной направленности, стали известны при расследовании иных преступлений, как правило, при расследовании налоговых преступлений, и в 3% случаев о преступлении стало известно из средств массовой информации. Следует отметить, что такого повода как явка с повинной нами не выявлено.
Основанием для возбуждения уголовного дела о должностных преступлениях коррупционной направленности являются сведения об издании противоречащих закону либо иному нормативному правовому акту приказов и распоряжений, неосновательное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, а также зафиксированного факта в учредительных, бухгалтерских и документах внутреннего пользования организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, об участии лично либо через доверенное лицо должностного лица в ее управлении или предоставлении этой организации льгот, либо сведения о передачи должностному лицу денег или иных ценностей.
Информация о работе Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности