Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:18, курсовая работа
Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспертно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
Введение…………………………………………………………………........…3
Глава 1. Моделирование как метод познания …………...………...…………5
1.1. Понятие и сущность моделирования …………….…………...…….….5
1.2. Причины применения моделей и моделирования ………………..…...7
1.3. Процесс моделирования…………………………………………………9
1.4. Значение моделирования в следственной практике…………………..13
Глава 2. Виды моделей и моделирования. Методика моделирования..…………………………………………………………….….15
2.1. Виды моделей …………………………..…..………..………………….15
2.2. Виды моделирования …………….……………………………………..18
2.3. Методика моделирования в познании криминалистического события………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...26
Библиография……………………
высшего профессионального образования
факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридический факультет)
по дисциплине «Криминалистика»
«Моделирование при расследовании преступлений»
Выполнил:
Студент 4 курса
Группы 10/д-405
Очной формы обучения
Лавренюк Николай Александрович
Научный руководитель:
К.Ю.Н., доцент
Дягтерев С.В.
Дата представления работы
…………………. 2014
Оценка……………...
Нижний Новгород 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Моделирование как метод познания …………...………...…………5
1.2. Причины применения моделей и моделирования ………………..…...7
1.3. Процесс моделирования………………………
1.4. Значение моделирования в следственной практике…………………..13
Глава 2. Виды моделей и моделирования. Методика
моделирования..………………………………………
2.3. Методика моделирования в познании
криминалистического события……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Криминалистика – юридическая наука, о которой справедливо говорят, что она находится на переднем крае борьбы с преступностью. Вряд ли можно точнее определить ее социальное значение. Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений. В современных же условиях, когда возрастают профессионализм и организованность преступной деятельности, значение криминалистики трудно переоценить.
Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспертно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
Одним из таких методов является криминалистическое моделирование. Метод моделирования используется в тех случаях, когда затруднено, невозможно или нецелесообразно непосредственное познание самого исследуемого объекта (оригинала).
В настоящее время метод моделирования стал одним из основных инструментов познавательной деятельности человека, выступая в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. Возрастание роли моделирования в научном познании можно объяснить внутренней логикой развития конкретной науки, необходимостью в большинстве случаев опосредованного познания объективной реальности. В этом плане можно констатировать, что появление и развитие моделирования вызвано переходом современных наук с описательно эмпирического уровня на уровень абстрактно-теоретический.
Этот эффективный метод познания используется различными науками и отраслями знаний, и если ранее бытовало мнение о том, что удел моделирования - лишь технические и естественные науки, то теперь его использование и в науках общественных считается целесообразным и, более того - перспективным.
Особо актуально проникновение моделирования в науки юридического цикла, что в гносеологическом аспекте следует рассматривать как объективный и закономерный процесс дальнейшего развития методологии права. Наибольшее распространение этот метод получил в сфере уголовного судопроизводства, в которой уже разработаны методики мысленного, знакового и компьютерного моделирования для решения разнообразных криминалистических задач.
Объектом исследования является криминалистическое моделирование как метод познания.
Целью данной работы является изучение моделирования как метода криминалистического познания.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и
сущность моделирования как
- выявить причины и значение
применения моделей
- ознакомиться с основными видами моделей и моделирования в целом;
- изучить методику
Данная работа состоит из введения, трех глав, две из которых разделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В работе использованы методы: сравнительного правоведения, анализ, синтез, абстрагирование, элементы формальной логики.
При написании работы автор обращался к учебной и специальной литературе, к трудам таких авторов как: Аминев Ф.Г., Белкин Р.С., Волчецкая Т. С., Лузгин И.М., Степаненко Д.А. и др.
Глава 1. Моделирование как метод познания
§ 1.1. Понятие и сущность моделирования
Моделирование - если обратиться к философии это один из общенаучных методов теории познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, абстрагирование).
Моделирование широко применялось и применяется в географии, медицине, педагогике, архитектуре, математики, логике, языкознании и других многих областях человеческой деятельности.
Моделирование применяется и в криминалистике. Моделирование просто приспосабливается (адаптируется) к особенностям криминалистических объектов и особым целям исследований1. Так, моделирование при расследовании преступлений протекает в особой процессуальной форме. Моделирование в криминалистике имеет свои задачи и строго определенный круг субъектов и объектов.
При даче определения моделированию следует рассмотреть понятия «модель», которая тесно связана с моделированием и является производным для моделирования. Слово «модель» происходит от латинского «модулюс», что означает мера, образец. Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте.
Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.
Главная особенность моделирования в том, что это метод как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракции, аналогии, гипотез, других категорий и методов познания. Для того, чтобы нам лучше уяснить специфику моделирования нужно сравнить этот метод с классической схемой познания. Чтобы познать объект, действуя по классической схеме, исследователь воспринимает его непосредственно и таким способом получает нужные ему знания об этом объекте.
Классическая схема познания (наблюдения): субъект и объект.
При наблюдении связь между субъектом и изучаемым объектом осуществляется непосредственно: С——————О. Ньютон сам наблюдал падение яблока и открыл закон всемирного тяготения. Данная схема достаточно эффективна при познании многих объектов, ощущаемых нами непосредственно, однако она недостаточна для изучения объектов, которые непосредственно не ощущаются. Изучение модели дает нам новую информацию об оригинале и позволяет, в конечном счете, познать его2.
Находясь между исследователем и объектом познания, модель на некотором этапе исследования замещает оригинал, становится объектом изучения и одновременно является средством познания. В процессе моделирования познание как бы временно переключается с интересующего нас объекта на исследование вспомогательного объекта (модель). Это служит основным моментом, характерным для моделирования и отличающим его от других методов познания. Изучения объекта происходит, ОПОСРЕДОВАНО, т.е. через модель.
Следователь сам лично никогда не наблюдает процесс преступления. (Если он является свидетелем преступления, он не может быть следователем по этому делу), соответственно получает информацию об изучаемом объекте или явлении ОПОСРЕДОВАНО.
Следователь—————свидетель—————
При моделировании эта связь так же прослеживается ( с——м——о).
Следователь изучает модель и получает знание об объекте. Законы отражения и всеобщей связи являются объективной основой использования модели в качестве ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЗВЕНА в процессе познания.
Таким образом, с точки зрения логики - моделирование имеет трехзвенную структуру, чем и отличается от наблюдения. Второй чертой моделирования является закономерность отражения, которая обуславливает отношения сходства (подобие) между моделью и оригиналом (объемом).
Сходство представляет собой определенную сторону отражения и проявляется в общности признаков модели и оригинала (объекта). Два одинаковых ножа: Для розыска ножа, которым было причинено повреждение, можно в качестве модели использовать тот, который в преступлении не был задействован.
С точки зрения задач расследования важно, чтобы сходство моделью и оригиналом исключало их тождество3. Модель это другой объект, но сходный с оригиналом. Модель отражает не все, а отдельные свойства объекта. Так, слепок со следа обуви не тождественен самому следу - он является иным объектом, в котором воспроизводятся только некоторые признаки внешнего сходства следа ( протектор, рисунок подошвы, изношенность, повреждения и т.д.) и только по этим признакам слепок сходен со следом. Моделирование с помощью слепка признаков следа позволяет использовать такую модель ( слепок ) для розыска оригинала, оставившего след, а затем для его отождествления.
СЛЕД———СЛЕПОК————БОТИНОК (розыск)
Изучение модели позволяет получить информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции).
§ 1.2. Причины применения моделей и моделирования
1. Моделирование обеспечивает
«Слепок следа» для нас важно, чтобы он отражал наиболее полно и точно особенности подошвы (протектор, рисунок, изношенность, повреждения и т. д.) другие признаки менее интересны, цвет материала и т.д.
2. Для некоторых видов
Наглядность моделей с
3. Модели выполняют
Таким образом, результаты моделирования
могут использоваться в
Информация о работе Моделирование при расследовании преступлений