Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:18, курсовая работа
Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспертно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
Введение…………………………………………………………………........…3
Глава 1. Моделирование как метод познания …………...………...…………5
1.1. Понятие и сущность моделирования …………….…………...…….….5
1.2. Причины применения моделей и моделирования ………………..…...7
1.3. Процесс моделирования…………………………………………………9
1.4. Значение моделирования в следственной практике…………………..13
Глава 2. Виды моделей и моделирования. Методика моделирования..…………………………………………………………….….15
2.1. Виды моделей …………………………..…..………..………………….15
2.2. Виды моделирования …………….……………………………………..18
2.3. Методика моделирования в познании криминалистического события………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...26
Библиография……………………
Применение моделирования в уголовном судопроизводстве служит решению задач, стоящих перед ним и в частности. Криминалистическое моделирование способствует4:
• распознованию (криминалистической
диагностике) признаков преступления,
определению видовой принадлежн
• ограничению преступлений от иных общественно опасных деяний;
• выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе;
• выявлению и изобличению
лиц, скрывшихся с места
• установлению личности по трупу и останкам;
• выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение которых неизвестно;
• розыску похищенного имущест
• установлению событий, которые предшествовали, сопутствовали общественно опасному деянию, последовали вслед за ним;
• установлению цели, мотивов, обстановки, механизма преступного и некоторых видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов;
• установлению происхождения
и связи между фактами, их временной
и пространственной
• определению направления поисково-познавательной деятельности, формулированию общих и частных тактических, организационных, управленческих задач, определению средств, путей и методов их решения.
Необходимость в
При эксперименте проводимом
в реальности требуются
§ 1.3. Процесс моделирования
Процесс моделирования включает три элемента:
1. Субъект (исследователь),
2. Объект исследования,
3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. ( С----М----О)
Содержание криминалистического моделирования зависит от четырех условий6:
1. Особенностей изучаемого
2. Цели изучения (Получение доказательственно - значимой информации);
3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК);
4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное). Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е. применятся в комбинациях.
Моделированию присуща собственная логика развития, образующая структуру этого метода. Она заключается в следующем:
1) постановка проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью;
2) Построение моделей объекта;
3) Изучение построенной модели;
4) Реализация модели (проверка модельной информации).
Рассмотрим эти этапы более подробно:
I этап: Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть:
- восстановление картины
- проверка версий,
- установление личности преступника,
- проверка показаний обвиняемого, свидетелей,
- розыск похищенного,
- поведение преступника после совершения преступления
II этап: Выбор и создание модели, а также выбор способа моделирования. На этом этапе решают:
- какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели,
- удовлетворяют ли они
Построить модель объекта - это значит, во - первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.)
Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков.7
Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить.
Личный и профессиональный опыт следователя проверяется:
1) в правильном понимании своих
задач и обязанностей в
2) в знании жизни, психологии людей, умение найти правильный подход к ним;
3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа;
4) в знании умения скрытия преступления;
5) в умении собирать, следовать и оценивать доказательства, т.е. доказывать;
6) в знании форм, приемов, методов доказывания, профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых;
7) в умении правильно оценивать факты и ситуации и принимать правильные решения.
III этап: Исследование модели и получения модельной информации.
На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями8:
- следователем при осмотре
- по средствам экспертного иссле
- с помощью розыскных
IV этап: Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена).На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам:
1) знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта-оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели.
2) мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели.
3) если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно.
Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.
§ 1.4. Значение моделирования в следственной практике
При определении оценки моделирования следует исходить из следующих предпосылок:
1. Не следует переоценивать роли
моделирования, не стоит сводить
его к познанию, поскольку это
лишь один из общенаучных
Кроме этого, следователь должен использовать весь арсенал имеющихся методов и способов познания ситуации, например: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия.
Метод моделирования органически связан с другими методами познания:9
- наблюдением, измерением;
- экспертным сравнением;
- описанием.
Любое мысленное представление следователя далеко не всегда является мысленной моделью. В моделировании главное - процесс исследования, а также процесс опосредованного получения нового знания.
Этот метод эффективно может быть использован в следственной практике. Однако его применение целесообразно, когда у следователя возникает необходимость в получении информации опосредованным путем (если есть прочие источники, то лучше использовать их).
Создание и изучение моделей способствует, прежде всего, проверке и получению новой информации. Преступник уничтожает следы преступления. Уничтоженные или поврежденные преступником предметы нельзя изучить непосредственно, прямым наблюдением. Моделирование является единственным методом, обеспечивающим их воссоздании и исследование.
Модели, обладающие наглядностью, кроме того, имеют иллюстративную функцию, служат средством наглядного подтверждения доказываемых подтверждений. Модели, используемые при проведении следственных действий, являются источником доказательственной информации.
Глава 2. Виды моделей и моделирования
§ 2.1. Виды моделей
Объектом наблюдения моделирования является модель. По классификации Т.С. Волченкой различают два вида моделей10:
1. Материальную или (физическую)
2. Мысленную или (идеальную)
В исследовании используются
оба вида моделей. Так, осматривая
место происшествия, следователь
мысленно воссоздает модель
В рамках материального вида моделирования можно выделить геометрически подобные, физически подобные модели, а в рамках мысленного - образные (иконические), знаковые (символьные) и смешенные (образно- знаковые).
1. Модели геометрические
2. Физически подобные модели. В основе таких моделей может лежать механическое, динамическое или иное подобие с объектом- оригиналом. Главное их значение - воспроизводить функциональные свойства моделируемого объекта (человека, животного или механизма). В сфере криминалистической деятельности формой их реализации могут быть: кино- и видеофильмы (а не отдельные статистические изображения), фонограммы голоса и иные звуковые явления, а также всевозможно действующие макеты (механизмов, приборов, орудий и других объектов.)
Мысленные модели (образные и образно-знаковые)
1. Образные (иконические) модели. Эти
модели реализуются в двух
формах - в виде материального
фиксирования следов и форм
образов в сознании людей или,
иными словами идеальных
Информация о работе Моделирование при расследовании преступлений