Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:37, реферат
В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п
Общее понятие коррупции
Коррупция (от латинского corruptio – подкуп; английского corruption), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.
В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение используется в личных целях, как в рамках законных полномочий, так и за их пределами.
«На то и власть, чтобы
жить всласть». Эта поговорка достаточно
точно отражает внутренние побуждения
коррумпированных чиновников. Коррумпированность
– это вовлеченность
Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом и т. д.
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом преступления, субъектом которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством использования должностными лицами своих полномочий.
Понимание коррупции в
ее политико-экономическом
Политико-экономическое
понимание коррупции
Что же понимает под коррупцией
международное сообщество? Существует
множество определений этого
явления, но полной ясности и правовой
точности нет. Давнее краткое и емкое
определение, которое используется
в Справочном документе ООН о
международной борьбе с коррупцией,
таково: «Коррупция — это злоупотребление
государственной властью для
получения выгоды в личных целях».
Из него видно, что коррупция выходит
за пределы взяточничества. Согласно
рабочему определению междисциплинарной
группы по коррупции Совета Европы,
коррупция представляет собой взяточничество
и любое другое поведение лиц,
которым поручено выполнение определенных
обязанностей в государственном
или частном секторе, и которое
ведет к нарушению
Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в коррупцию:
– кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
– злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
– конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Критерием установления уголовной
ответственности в этом случае предлагается
не оценка общественной пользы принятого
решения, что очень трудно сделать,
а открытость процесса принятия решения.
Должностное лицо не вправе принимать
решение без представления всей
информации. Если должностное лицо
это условие нарушило, оно может
быть признано виновным. Помимо этого
в качестве коррупционных проявлений
рассматривается
Базовым документом, на основе
которого организуется борьба с коррупцией
в нашей стране, является Закон
Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»,
принятый 20 июля 2006 г. В нем дано уточненное
правовое определение понятия «
2. Общественная опасность коррупции
Трудно переоценить ту опасность, которую представляет собой коррупция для государства, общества и каждого конкретного человека в отдельности. В стране, пораженной коррупцией, резко снижается эффективность экономики, усиливается нищета и социальное неравенство, расширяется пропасть между обществом и властью, политика превращается в сферу дележа национального богатства, разлагаются нравственные устои общества, наносится непоправимый ущерб престижу страны на международном уровне.
Коррупция демонстрирует полное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она представляет собой слияние монополии власти, неограниченных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников.
Коррупция выходит за рамки
национальных границ и требует глобального
подхода. Доходы от нее после "отмывания"
включаются в мировые и национальные
финансовые потоки, подрывая государственные
и международные институты
Коррупция имеет не только
скрытый, но и согласительный характер
совершения. Она, как правило, не влечет
за собой жалоб, так как виновные
стороны получают выгоду от незаконной
сделки. Даже вымогательство взятки не
всегда будет обжаловано, поскольку
люди в различных странах не питают
доверия к процессу борьбы с коррупцией.
И к этому есть достаточно оснований,
объективных и субъективных, отечественных
и международных. Коррупционные
действия обычно совершаются в очень
сложных специфических и
Несмотря на это, определенную информацию о масштабах распространенности коррупции в различных странах можно получить из некоторых достаточно авторитетных источников. Одним из основных требований, предъявляемых к таким источникам информации, является их независимый статус. В этом контексте информация, которой располагает «Transparency International» - крупнейшая международная организация, занимающаяся борьбой с коррупцией, заслуживает доверия. Упомянутая организация не занимается расследованием конкретных проявлений коррупции. Ее основная задача – проведение независимых исследований в этой области. На основании проведенных исследований в области управления, принятия решений, прозрачности бизнеса «Transparency International» рассчитывает индекс восприятия коррупции, который отражает восприятие положения дел с коррупцией в отдельных странах бизнесменами и аналитиками, как зарубежными, так и представляющими сами страны. Выбор целевой группы не случаен: как правило, аналитики и бизнесмены гораздо лучше осведомлены об уровне коррупции на высшем уровне, в то время как обычные граждане, если проводить среди них опрос, смогут поделиться знаниями лишь о единичных случаях коррупции на низовом уровне. Для оценки таких случаев у организации есть отдельный «Барометр мировой коррупции», опросы в рамках которого проводятся с 2003 г. Индекс восприятия коррупции (ИВК) представляет собой рейтинг 159 стран, каждая из которых получает определенный балл: 10 баллов соответствуют наименьшему уровню коррумпированности, 0 - наибольшему. В странах с показателем ниже 5 баллов уровень коррупции считается высоким. Организаторы исследования призывают сравнивать страны не столько по позиции в списке (которая может меняться из-за исключения или добавления новых исследуемых стран), сколько по баллам, которые они получают.
«Transparency International» отмечает,
что коррупция остается серьезной
проблемой, в первую очередь, для
бедных и развивающихся государств.
Согласно последним данным, опубликованным
этой организацией, в пятерку самых
коррумпированных стран попали Афганистан,
Ирак, Мьянма, Сомали, Судан, Чад. Странами
с самым низким уровнем коррупции
традиционно стали Новая
3. Правовые средства
борьбы с коррупцией в
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
– разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы;
– организация работы всех государственных органов по реализации действующего антикоррупционного законодательства, их взаимодействию в этой сфере;
– создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
– образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;
– обеспечение научного
сопровождения деятельности государственных
органов по борьбе с коррупцией посредством
создания специальных информационно-
Принимаемые государством меры
позволили значительно усилить
антикоррупционную
Вместе с тем, внедряясь
в различные сферы экономики
и общества, приобретая новые криминологические
характеристики, коррупция продолжает
оказывать деструктивное
В связи с этим принятие Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007–2010 годы обусловлено необходимостью продолжения эффективной реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.
Функции координатора Государственной программы возложены на республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, которое:
– координирует деятельность государственных органов и иных организаций по выполнению мероприятий Государственной программы;
– осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками Государственной программы в ходе реализации ее мероприятий;
– ежегодно до 15 марта информирует Президента Республики Беларусь о ходе выполнения Государственной программы за прошедший год.
Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией является постоянно действующим межведомственным органом по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, противодействие экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, распространению наркомании и борьбу с коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.