Общее понятие коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:37, реферат

Краткое описание

В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п

Вложенные файлы: 1 файл

Общее понятие коррупции.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

На заседании Девятого Конгресса ООН (Каир, 1995) был обсужден и одобрен «Международный кодекс поведения государственных должностных  лиц». При этом отмечалось, что коррупция  проникла в экономику, политику, во все сферы общественных отношений, что она вышла за рамки национальных границ и приобрела глобальные масштабы, что дела о коррупции, поступающие  в суды, представляют собой верхушку айсберга. Для борьбы с коррупцией предлагалось расширение гласности, свободы  для СМИ, независимости уголовного правосудия, а также ужесточение  контроля за деятельностью чиновников.

Международное сообщество, озабоченное транснациональной  коррупцией, рекомендовало ввести в  национальное законодательство также  уголовную ответственность за подкуп за рубежом. Особое распространение  это деяние имеет в международной  торговле оружием, самолетами, кораблями, нефтепродуктами, а также при  заключении контрактов на военное и  гражданское строительство, где  нет стандартных цен, но давно  существуют таксы комиссионных для  должностных лиц разных уровней.

Специальная комиссия Организации  экономического сотрудничества и развития разработала рекомендации, касающиеся борьбы с международной коррупцией. А в 1996 г. 34 развитые страны мира парафировали международную конвенцию, признающую уголовным преступлением подкуп иностранных должностных лиц. «Transparency International», которая развернула кампанию против коррупции в международном  бизнесе, приветствовала эту акцию. Аналогичную позицию заняли и  другие международные организации  – Всемирный банк, Международный  валютный фонд, Всемирная торговая организация.

Намного раньше такой закон  был принят в США. После разоблачения случаев взяток, которые выплачивались  крупными корпорациями США за получение  иностранных заказов, уже в 1977 г. в США был принят Закон об иностранной  коррумпированной практике.

В 1996 г. Комитетом министров  Совета Европы была принята Программа  действий по борьбе с коррупцией, в 1999 г. Советом Европы - Конвенция  об уголовной ответственности за коррупцию, направленная на осуществление  международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере, предусматривающая проведение общей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая  принятие соответствующего законодательства и профилактических мер. Конвенцией предусматривается согласование квалификации правонарушений в форме коррупции  как уголовно наказуемых деяний, укрепление сотрудничества в целях преследования  за совершение таких правонарушений, а также создание эффективного механизма  для принятия последующих мер, открытого  для участия на равной основе государств-членов и государств, не являющихся членами  Совета.

В Конвенции, в частности, указывается, что каждое государство, присоединившееся к Конвенции, принимает  такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться  для обеспечения того, чтобы юридические  лица могли быть привлечены к ответственности  в связи с совершением уголовных  правонарушений, заключающихся в  активном подкупе, злоупотреблении  влиянием в корыстных целях и  отмывании доходов, признанных в  качестве таковых в соответствии с данной Конвенцией и совершенных  в их интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве, или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую  должность в юридическом лице, в процессе:

– выполнения представительских  функций от имени юридического лица;

– осуществления права  на принятие решений от имени юридического лица;

– осуществления контрольных  функций в рамках юридического лица;

– в связи с участием такого физического лица в вышеупомянутых правонарушениях в качестве соучастника  или подстрекателя.

Законом Республики Беларусь от 26 мая 2003 г. Конвенция об уголовной  ответственности за коррупцию была ратифицирована со следующим заявлением: «Республика Беларусь обязуется  выполнять положения некоторых  статей Конвенции по мере развития своего национального законодательства». Известно, что действующий в Республике Беларусь Уголовный кодекс не предусматривает  возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, поэтому в этой части положение Конвенции в республике не может быть исполнено в настоящее время.

Республикой Беларусь последовательно  ратифицированы и выполняются требования основных международных актов по борьбе с коррупцией, в числе которых:

– Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;

– Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой  Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г.;

– Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;

–Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.). 

 

5. Роль гражданского  общества в противодействии коррупции

 

Замечено, что люди в различных  странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. Президент Уганды Мусевени на открытии конференции по проблемам коррупции, состоявшейся в Энтеббе еще в 1994 г., по этому  поводу заметил: «Реальная проблема заключается в том, что лица, призванные обеспечивать соблюдение законности, сами нуждаются в надзоре, и это  явно представляет собой порочный круг. Если наше высшее руководство не имеет  морального авторитета, весьма трудно искоренить коррупцию, а, к сожалению, именно наверху воровство происходит в подлинно крупных масштабах. Для  борьбы с коррупцией на таком уровне морального воздействия недостаточно. Нам необходимы юридические санкции  и обеспечение соблюдения законов  о коррупции. Если такие санкции  в отношении коррупции не существуют, они должны быть введены. Проблема…  состоит в том, что коррумпированные руководители, являющиеся также законодателями, не принимают законы для борьбы с  коррупцией, поскольку тем самым  они создавали бы проблемы для  самих себя».

Таким образом, одной из главных  проблем, препятствующих эффективной  борьбе с коррупцией, является решение  вопроса – кто должен вести  эту борьбу.

Поскольку коррупция тесно  связано с деятельностью представителей государственной власти, наделенными  определенными полномочиями, то наивно рассчитывать на то, что эта самая  коррумпированная государственная  власть решит проблему коррупции. Очевидно, что создание многочисленных государственных  структур, занимающихся борьбой с  коррупцией, не только не решает проблемы, но и усугубляет ее. Чем больше появляется контролирующих, лицензирующих, проверяющих  и разрешающих государственных  структур, тем большее количество государственных чиновников получает возможность извлекать из своего служебного положения личную выгоду. При этом сами представители этого  «контролирующего» сектора фактически выведены из-под контроля общества. Тем самым для коррупции создается  самая благоприятная почва.

Аналитический материал социологических  исследований по проблеме коррупции  свидетельствует, что повсеместные злоупотребления чиновников разуверили людей в возможности привлечения  преступников высокого ранга к ответственности. Согласно полученным данным только 10,3% опрошенных жаловались на ущемлявших их законные права чиновников. На вопрос «Почему не жаловались?» отвечали, что считают жалобу на чиновника  бесперспективной. Они убеждены, что  злоупотребления должностных лиц  стали правилом, и что вышестоящие  ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся обращаться с  жалобой из-за страха еще более  усугубить свое положение. Из всех жаловавшихся на злоупотребления чиновников полностью  удовлетворенными разбирательством остались только 2,3%, частично – 3,3%.

Таким образом, концептуальная идея борьбы с коррупцией заключается  в том, что бороться с нею следует, прежде всего, силами гражданского общества, используя при этом такие механизмы, как создание независимых неправительственных  общественных объединений, независимых  средств массовой информации, укрепление независимости судебной системы, широкое  распространение местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что успех  в борьбе с коррупцией зависит, прежде всего, от активного участия в  этом процессе населения. Количество людей, страдающих от произвола коррумпированных чиновников, намного больше числа  этих чиновников. Для изменения ситуации люди должны осознать свое законное право  контролировать чиновников, требовать  у них отчета о расходовании государственных  средств, проверять их профессионализм  и нравственные качества, избавляться  от нерадивых и нечестных бюрократов. Положение о том, что государственный  чиновник – слуга народа, наемный  работник, недостаточно записать в законах. Важно внедрить его в сознание людей, чтобы они почувствовали себя полноправными и ответственными хозяевами страны.

В качестве позитивных примеров участия общественности в борьбе с коррупцией можно рассмотреть  опыт Российской Федерации, в которой  усилиями представителей гражданского общества в сентябре 1999 г. для противодействия  коррупции была создана общественная организация - Национальный антикоррупционный  комитет (НАК).

В НАК вошли многие известные  в России люди – депутаты парламента, писатели, журналисты, юристы, политические и общественные деятели, придерживающиеся разных идейных взглядов, предприниматели, некоторые бывшие руководители спецслужб.

Как отмечалось в сделанном  по этому поводу заявлении НАК, члены  этой организации понимают, что они  вряд ли переломят ситуацию с коррупцией в России, размеры которой начали представлять угрозу национальной безопасности. Однако они понимают и то, что  всегда надо с чего-то начинать, что  в любом деле требуется некое  организационное ядро. Поэтому стратегия  НАК состоит не в образовании  «элитного клуба» противников коррупции, а в постепенном формировании широкого общественного антикоррупционного фронта, способного оказывать мощное воздействие на государство для  проведения им последовательной антикоррупционной  политики, постоянной реализации комплекса  мер, направленных на выкорчевывание корней коррупции. 

Как отмечают исследователи, наилучших успехов в преодолении  коррупции добились страны, отличающиеся следующими особенностями:

– малый размер государства;

– четкое разделение законодательной, распорядительной и контрольной  функций чиновников;

– создание в стране условий  для деятельности подлинно независимых  и свободных средств массовой информации;

– создание условий для  свободной экономической деятельности.

Одним из важных вопросов, определяющих успех в сфере борьбы с коррупцией, является установление приоритетных направлений  этой борьбы. В какой форме должна вестись борьба с коррупцией? Самые  примитивные предложения состоят  в ужесточении уголовной ответственности  за проявления коррупции. Между тем, следует заметить, что чрезмерная суровость наказаний не является эффективным средством сдерживания  этого рода преступлений.

Нет сомнения в том, что  борьба с коррупцией должна вестись  и с использованием мер уголовно-правового  воздействия. И что наказания  за коррупционные преступления должны быть достаточно суровыми. Между тем, следует заметить, что правоохранительные органы лишь фиксируют те проявления коррупции, которые выросли в  обществе. Поэтому, конечно же, попавшие в их поле зрения сорняки, они должны срезать. Однако, если эти сорняки  размножаются на благоприятной для  себя почве, то кардинальное решение  состоит в том, чтобы сделать  почву для них неблагоприятной. Что же касается почвы, неблагоприятной  для произрастания коррупции, то ученые считают, что сделать ее таковой  возможно отделением права осуществлять контроль над предпринимательством от права получения денег, появляющихся в результате предпринимательской  деятельности. Когда политикам и  государственным чиновникам предоставляется  такое право, то появляется соблазн  им воспользоваться. Неудивительно  поэтому, что самыми коррумпированными  считаются именно те чиновниками, которые  наделяются этими правами. Афоризм  лорда Эктона о том, что власть обычно развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, остается актуальным применительно к любому времени  и к любым личностям.

Государства, имеющие устойчивые демократические традиции, выработали достаточно действенные и проверенные  временем средства, сдерживающие порочные склонности находящихся у власти лиц. К самым эффективным из них  относится государственное устройство, основанное на широком распространении  самоуправления граждан и периодической  выборности лиц, наделяемых властными  полномочиями.

Принцип разделения властей  с предусмотренным им механизмом сдержек и противовесов также  препятствует концентрации власти в  одних руках. Очень важным представляется и наличие в этой системе независимого и беспристрастного суда, пользующегося  уважением и доверием населения.

Практика показала, что  неблагоприятной для злоупотреблений  власти является и атмосфера гласности  и свободы слова, наличие множества  не зависимых от власти и свободных  от цензуры средств массовой информации.

Что же касается экономической  сферы, то, для того, чтобы победить коррупцию, необходимо перевести экономику  на «рыночные рельсы», внедрить свободное  предпринимательство, конкуренцию, многоукладную  экономику, ограничить вмешательство  властей в хозяйственные отношения. Необходимо создать благоприятные  условия для развития частной  инициативы, сделать прозрачным и  подконтрольным обществу использование государственной собственности.

Подводя общий итог рассматриваемому нами вопросу, можно сказать, что  издревле коррупция как таковая  существовала и существует во всех странах. Она не является уделом только Беларуси. Разрешение этой проблемы возможно только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных  исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том  случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные  государственные органы». Ответственность  за будущее лежит, прежде всего, на самих  гражданах республики, инициативных и ответственных представителях гражданского общества.

 

 

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или  иной степени существует во всех странах  мира. Не является исключением и  Республика Беларусь.  
 
С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране. 
 
Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства. 
 
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя: разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения; разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров; обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции. 
 
Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления. 
 
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.). 
 
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.  
 
Законом также конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 
 
В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью». 
 
В целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики республики по инициативе Генеральной прокуратуры создан Общественный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции.  
 
Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования таких основных международных актов по борьбе с коррупцией, как: Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г., и Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.; Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.). 
 
Важным документом для всех государственных органов по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является «Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2007–2010 гг.», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220.  
 
Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь. 
 
В Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности Республики Беларусь созданы специальные подразделения по противодействию коррупции и осуществлению согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений. 
 
Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов «горячей линии», «телефонов доверия», «телефонов обратной связи», проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно». 
 
Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни.  
 
Значительный вклад в обеспечение общественной безопасности и укрепление правопорядка в регионах наряду с деятельностью правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.  
 
В рамках реализации требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», для повышения результативности борьбы с коррупционными преступлениями совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. № 17/94/11 утвержден перечень коррупционных преступлений. 
 
К ним относятся: 
 
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).  
 
2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК). 
 
3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).  
 
4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290 УК).  
 
5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).  
 
6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).  
 
7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).  
 
8. Служебный подлог (ст. 427 УК). 
 
9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).  
 
10. Получение взятки (ст. 430 УК).  
 
11. Дача взятки (ст. 431 УК).  
 
12. Посредничество во взятке (ст. 432 УК).  
 
13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433). 
 
14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК). 
 
Вопросы обеспечения безопасности, правопорядка и борьбы с коррупцией постоянно находятся в поле повышенного внимания Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.  
 
Глава государства отметил, что в целом за минувшие годы сделано немало, чтобы пресечь наиболее опасные проявления коррупции: не допущено массовое расхищение государственной собственности, введены жесткие меры противодействия коррупции.  
 
По данным компетентных источников, в результате целенаправленной деятельности правоохранительных органов за 11 месяцев 2008 г. в республике выявлено и зарегистрировано 2 637 коррупционных преступлений (за аналогичный период 2007 года – 2 993). В их числе: хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями – 657 (2007 год – 671, или -2,1%); взяточничество – 884 (2007 год – 1 036, или -17,2%); злоупотребление властью или служебными полномочиями – 264 (2007 год – 287, или -8,0%); превышение власти или служебных полномочий – 24 (2007 год – 45, или -46,7%); бездействие должностных лиц – 11 (2007 год – 18, или -38,9%); служебный подлог – 692 (2007 год – 906, или -23,6%); легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, – 10 (2007 год – 8, или +25,0%); получение незаконного вознаграждения – 72 (2007 год – 6, или +120,0%). 
 
По областям республики снижение коррупционных преступлений произошло: в Брестской – на 62 (-15,0%), Витебской – на 107 (-20,0%), Гомельской – на 12 (-2,7%), Гродненской – на 29 (-7,6%), Минской – на 62 (-15,9%), Могилевской – на 17 (-4,9%), в г. Минске – на 14 (-3,9%), на транспорте – на 53 (-48,2%). 
 
Однако сегодня нельзя ослаблять борьбу с этим злом. По словам Главы государства А.Г. Лукашенко, несмотря на то что общее количество выявленных коррупционных преступлений уменьшается, взяточничество растет. Увеличивается масштаб материального ущерба от коррупционных деяний, а уровень его компенсации сокращается. 
 
В соответствии со статистическими данными за 11 месяцев 2008 г. установленный ущерб государству по делам коррупционной направленности составляет 79 875 млн. руб. (за 11 месяцев 2007 г. – 70 455 млн. руб., или +13,4%).  
 
Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников. 
 
По-прежнему имеют место факты осуществления представителями органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг. 
 
Особой причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы.  
 
В сфере государственного управления только за 11 месяцев текущего года было совершено 366 коррупционных преступлений. Из них почти треть – должностными лицами государственных органов, непосредственно на которых в первую очередь возлагается борьба с коррупцией, то есть теми, кто призван предотвращать и пресекать данные преступления. 
 
Проведенный Генеральной прокуратурой Республики Беларусь анализ правонарушений в стране показывает, что среди отраслей и сфер деятельности за 11 месяцев текущего года наибольшее количество коррупционных преступлений выявлено в торговле – 467; промышленности – 396; в органах государственного управления – 366; сельском хозяйстве – 338; строительстве – 213; здравоохранении – 178; образовании – 108 и на транспорте – 51. 
 
Такое положение дел оценено Президентом нашей страны как «очень тревожная тенденция, свидетельствующая о том, что эффективность борьбы с коррупцией снижается и не все структуры, призванные быть на страже интересов государства и граждан, работают сегодня достаточно результативно». 
 
В связи с этим Глава государства подчеркнул, что сегодня в основу организационно-практической деятельности с коррупционными проявлениями должно быть положено четкое осознание каждым руководителем того, «что коррупция – это угроза политической и экономической безопасности страны, полное разложение государственного аппарата, абсолютная потеря управления экономическим сектором и тормоз на пути становления правового социального демократического государства». 
 
Именно коррупция, по мнению Президента, явилась одной из основных причин нынешнего мирового кризиса. В связи с этим Глава государства заявил: «Мы слишком трудно шли к самостоятельности и независимости нашего государства, чтобы в угоду преступному благосостоянию отдельных нечистых на руку деятелей разрушить то, что удалось ценой напряженного и неустанного труда простых людей. Поэтому от коррупции мы будем чистить наше государство беспощадно!».  
 
Как неоднократно указывал Президент Республики Беларусь, благоприятную среду для процветания коррупции создают бюрократизм, безответственность и бесхозяйственность. Поэтому в условиях мирового экономического хаоса актуальными становятся предельно жесткая дисциплина, рачительное отношение к народному богатству, а также существенная экономия.  
 
В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией Президент потребовал: 
 
1. Принять строжайшие меры и обеспечить принципиальный спрос за исполнение трех действующих в республике директив: по дебюрократизации, по общественной безопасности и дисциплине, по экономии и бережливости. 
 
2. Уделить первоочередное внимание кадровой чистоте государственного аппарата, его юридической и моральной чистоплотности. «Надо сделать так, чтобы у чиновников не было не только условий, но и поводов для коррупционной деятельности», – подчеркнул А.Г. Лукашенко. 
 
3. Улучшить работу по подбору и расстановке кадров. Принципиально подойти к решению проблемы кадрового протекционизма, который является верным спутником коррупции и основной из причин совершения коррупционных преступлений государственными служащими. 
 
4. В деятельности по предотвращению коррупционных проявлений не ограничиваться отдельными акциями и кампаниями. Создать в стране антикоррупционную атмосферу. 
 
5. Разрабатывать и внедрять новые методы работы, позволяющие наносить упреждающие удары по реальной коррупции, а не «по мелочевке». Оперативно и адекватно реагировать на современные, более изощренные факты коррупции. 
 
6. Создать систему надлежащего взаимодействия между органами, ведущими борьбу с коррупцией, в целях выявления коррупционных преступлений в наиболее значимых сферах деятельности: бюджетной, внешнеэкономической, энергетической, нефтехимической, автомобильной и др.  
 
7. Либерализируя в Беларуси экономику, нельзя ни в коем случае отдать ее в руки жуликов и проходимцев; нельзя допустить растаскивания государственных ресурсов и «прихватизации». 
 
8. Вести борьбу с коррупцией следует целенаправленно, комплексно и непрерывно. При этом усилия должны быть направлены не только на обнаружение и пресечение фактов коррупции, но и на установление и ликвидацию порождающих её причин.  
 
9. В борьбе с коррупцией необходимо обеспечить консолидацию всех общественных сил, активизировать социальное партнерство государственных органов, общественных объединений в широком смысле этого слова, органов самоуправления и средств массовой информации. Они должны сказать свое веское слово и активным противодействием коррупции внести достойный вклад в укрепление правопорядка в республике.  
 
Борьба с коррупцией в республике – не кратковременная кампания, а важнейшая государственная задача в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности. Главный источник успеха в решении данной задачи – крепкая государственная власть, сильная социальная политика, опора на народ и гласность

Информация о работе Общее понятие коррупции