Особенности расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 13:48, дипломная работа

Краткое описание

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании, наблюдается резкий рост подростковой преступности. Более того, несмотря на некоторые изменения к лучшему в сложившейся ситуации, количество наиболее тяжких насильственных правонарушений, таких, как убийство, умышленное нанесение вреда здоровью, изнасилование не только не уменьшается, но и продолжает расти.

Содержание

Введение 2
Глава I Криминалистическая характеристика изнасилований, совершенных несовершеннолетними 7
Глава II Выдвижение следственных версий и планирование расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними 21
Глава III Тактика проведения отдельных следственных действий 25
3.1 Тактика проведения допросов 25
3.1.1 Допрос потерпевшей 27
3.1.2 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 34
3.1.3 Очная ставка 41
3.1.4 Допрос свидетелей 43
3.2. Тактика проведения осмотров 46
3.2.1 Осмотр места происшествия 46
3.2.2 Осмотр одежды несовершеннолетнего подозреваемого 50
3.3 Тактика проведения обыска 53
3.4 Назначение и производство судебных экспертиз 58
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Вложенные файлы: 1 файл

!диплом ксюша.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

        Следует отметить, что недостаточная рефлексивность  интеллекта  подростков, их неумудренность  в тактическом противоборстве  значительно упрощает взаимодействие  с ними в процессе следствия.  Более стабильный, чем у взрослых, распорядок жизнедеятельности несовершеннолетних позволяет в ряде случаев получить «опорные точки» для установления времени совершения и продолжительности расследуемых событий, их пространственную локализацию. Немаловажен тот факт, что в ложных показаниях несовершеннолетние чаще допускают противоречия, несоответствия, непродуманность деталей «легенды» и т.д.

          Для  установления психологического  контакта с несовершеннолетним  следует предварительно ознакомиться  с условиями его жизни, особенностями  воспитания, социальными связями. Характерологические сведения о несовершеннолетнем следователь может получить из бесед с родителями, педагогами, инспекторами детской комнаты милиции, участковыми инспекторами.

         Знакомясь  с условиями жизни и воспитания несовершеннолетних, следователь выявляет, имеет ли несовершеннолетний обоих родителей (если нет одного или обоих родителей, выясняет в силу каких причин они отсутствуют, кто воспитывает подростка). Детально выясняются взаимоотношения в семье, профессии и место работы родителей, их культурный уровень, моральные качества, отношение к детям, методы воспитания; вопросы о ближайшем бытовом окружении подростка, его поведении в школе или на работе.

        Важно отметить, что если несовершеннолетний  состоял на учете в детской комнате милиции, следователь выясняет, какие меры принимались по фактам его неправильного поведения и в силу каких причин они не дали результатов; причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.

         Выделяются несколько способов изучения личности. Обычно к ним относят наблюдение, беседу, анализ, обобщение независимых характеристик. Часто такие данные можно выяснить по имеющимся в деле материалам, но более полные сведения о личности следователь может собрать путем опроса, а иногда допроса родителей, иных родственников подростка, законных представителей, соседей, знакомых, друзей, одноклассников, учителей, классного руководителя, руководителя спортивных секций и кружков. В случае необходимости следователь может запросить на допрашиваемого официальные справки и характеристику.

        Пренебрежительное  отношение следователя к изучению  личности несовершеннолетнего может  привести к отрицательному результату  допроса и получению недостоверных  сведений, что в свою очередь  может существенно повлиять на ход расследования изнасилования, совершенного несовершеннолетним.

        При этом, немаловажен  тот факт, что, чем сложнее предстоит  допрос, тем большую и разностороннюю  информацию о потерпевшей, как  впрочем, и о любом другом  допрашиваемом лице, необходимо иметь следователю.

 

3.1.1 Допрос потерпевшей

 

         Наиболее часто по данной категории дел производится допрос потерпевшей, свидетелей, несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), а также лиц, ответственных за их воспитание. Допрос включает в себя несколько этапов: подготовка, проведение допроса, оценка и фиксация показаний.44

        Допрос потерпевшей является первоначальным и неотложным следственным действием при любой из сложившихся по делу следственных ситуаций. Если потерпевшая находится в больнице, допрос проводится там с разрешения врача.

         В первую очередь необходимо установить данные, касающиеся основных моментов совершения изнасилования (места, времени и т.д.) и характеристики личности преступника: его примет, в том числе особых, внешности, особенностей его речи (например, наличие акцента, дефектов речи, употребление слов и словосочетаний, специфичных для определенной социальной группы). Кроме того, потерпевшая могла запомнить имя или прозвище насильника, характеризующее, как правило, особенность его внешности, его фамилию, имя, социальный статус, род занятий и т.п. Если потерпевшая может назвать приметы несовершеннолетнего преступника, целесообразно одновременное участие в допросе художника и специалиста по составлению фоторабота. Слаженность действий этих двух лиц способствует полноте постановки вопросов, уточнению информации и получение ее в полном объеме. Допрос потерпевшей желательно сопровождать составлением ею схем и зарисовок. После этого сразу организуется оперативно-розыскные действия для поиска и задержания преступника. Однако при производстве данного следственного действия необходимо обращать внимание на обстоятельства, характерные для ее показаний:

- обобщенность, особенно в первоначальных  объяснениях и показаниях о действиях виновного лица;

- преувеличенное представление  о некоторых моментах пережитого  события (например, неточные, чаще  всего, преувеличенные показания);

- пробелы, пропуски при описании  некоторых важных элементов происшедшего;

- заблуждения относительно последовательности развития события – путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных действий;

- условия восприятия обстоятельств,  по которым производится допрос.

       Не следует употреблять специфические медицинские термины вместо общепонятных, так как при взаимном непонимании сторон возможны ошибки. В любом случае, следует все время уточнять, понимает ли потерпевшая, о чем точно идет речь. Участие в допросе судебно-медицинского эксперта чрезвычайно полезно, а в некоторых случаях просто необходимо, так как оно позволит избежать накладок и найти взаимопонимание с человеком любого культурного и умственного уровня. Употребление нецензурных, бранных, циничных выражений и сленга недопустимо, поскольку может неблагоприятно отразиться на получении информации. Лишь при допросе людей с явно выраженной интеллектуальной недостаточностью позволительно употребление обывательских или сленговых выражений, доступных их пониманию.

       При допросе  несовершеннолетних применяется  весь комплекс тактических приемов, основанных на психологии отношений следователя с участниками следственных действий. Такие тактические приемы, как формирование психологического контакта и анализ показаний, применяются в каждом случае: без контакта нельзя рассчитывать на получение правдивых показаний; без анализа показаний невозможно определить позицию лица, дающего показания, их правдивость и достоверность.

         Иные тактические  приемы – оказание помощи для  восстановления в памяти забытого  и воспроизведения воспринятого, непосредственное психологическое воздействие для изменения негативной позиции и получения правдивых показаний применяются лишь в случае необходимости, когда контакт не удалось установить, а негативная позиция потребовала применения соответствующих приемов для ее изменения и трансформирования в позицию положительную. 

      Следует учитывать,  что психическое состояние жертвы  после совершенного изнасилования  определяется не только эмоциями  и чувствами, непосредственно  связанными с совершенным преступлением, но и предвидением новых переживаний, которые могут появиться уже в процессе расследования после возбуждения уголовного дела. Психическое потрясение и физические страдания от полученных при посягательстве повреждений вызывают состояние подавленности, унижения, апатии, безразличия, иногда суицидальные мысли, боязнь последствий полового сношения (беременности, заражения венерической болезнью). При этом в психическом состоянии потерпевшей может доминировать чувство стыда, под влиянием которого она, при сообщении в органы расследования о преступлении, а также нередко при даче объяснения в ходе проверки заявления и при первых допросах, сознательно или бессознательно стремиться скрыть или умолчать о тех или иных обстоятельствах преступления. Особенно ярко это проявляется в ходе расследования изнасилований, жертвами которых выступают несовершеннолетние. Этой категории потерпевших свойственна большая неуверенность в себе, частая смена настроений, всевозможные сомнения и неустойчивость позиции. Кроме того, для девочек и девушек подросткового возраста (между 11-12 и 14-15 годами) и раннего юношеского (между 14-15 и 17-18 годами) характерны повышенная эмоциональность, застенчивость, обидчивость, что, несомненно, создает определенные трудности при получении от них показаний. К тому же несовершеннолетняя потерпевшая, особенно на первом допросе, проходящем непосредственно после преступного посягательства, не всегда в состоянии и достаточно полно описать действия преступника. Она не только напугана, взволнована, на нее еще возможно дополнительное воздействие негативной эмоциональной реакции родителей и близких, а также необычная обстановка и процедура допроса.

       В этих условиях  наиболее эффективными тактическими  приемами допроса являются те, которые направлены на преодоление психической травмы, причиненной преступлением, и имеющие своей целью помочь адаптироваться и получить достаточно полные и достоверные показания непосредственно после совершения преступления, исключив тем самым необходимость проведения повторного допроса.

      Все это свидетельствует  о том, что к допросу потерпевшей  от изнасилования, совершенного  несовершеннолетним, необходимо заранее  подготовиться, предпочтительнее  его проводить в форме свободной  беседы, заранее сформулировав вопросы  таким образом, чтобы они подталкивали потерпевшую к изложению наиболее важных сведений. Весь ход допроса и его результаты должны обязательно фиксироваться с помощью звуко- и видеозаписи, что позволит на любом этапе расследования проверить правильность тактики получения показаний и, в частности, выяснить, не задавались ли потерпевшей наводящие вопросы. Важно отметить, что наличие фоновидеограммы исключает необходимость последующих вопросов и очных ставок, которые оказывают довольно сильное травмирующее воздействие на ее психику. 45

         В ходе  допроса должен быть выяснен  круг обстоятельств, необходимых  для расследования: когда и  по каким причинам потерпевшая  оказалась на месте, где позднее  в отношении нее было совершено  изнасилование; кто с ней был,  чем они занимались; чем характеризуется место совершения изнасилования; откуда и каким образом там появился преступник, где и когда он напал на потерпевшую; при групповом изнасиловании выясняется сколько преступников совершили изнасилование. Если потерпевшая знает преступников, то можно установить кто они, где они работают или учатся, проживают, каким образом их найти; какое участие принимал каждый из преступников в совершении изнасиловании. При этом установление роли преступников в ходе данного следственного действия целесообразно проводить следующим образом: сначала выясняется, кто из участников группы был наиболее активным: первый подошел к потерпевшей, больше всех проявлял грубость, угрожал или избивал, первым совершил половой акт. Затем целесообразно установить, кто из участников занимал наиболее пассивную роль и не было ли таких, которые вообще никакого участия в изнасиловании не принимали. После выяснения наиболее активных и наиболее пассивных соучастников выясняется, какие действия совершили остальные члены группы.

        Немаловажен  тот факт, что если потерпевшая  находилась в беспомощном состоянии,  то необходимо выяснить, кем она  была до него доведена: собственными  действиями или же действиями  преступника; в чем это состояние  выражалось, как им воспользовался несовершеннолетний преступник; совершал ли он половой акт либо иные сексуальные действия, довел ли свои намерения до конца, если же нет, то, что ему помешало; оказывала ли потерпевшая сопротивление, в чем оно выражалось, как долго, могли ли в результате  этого на теле и одежде подростка образоваться следы, где и какие именно; что несовершеннолетний преступник делал непосредственно после совершения изнасилования, что говорил и обещал потерпевшей, как себя вел, куда и как скрылся с места совершения преступления; какие телесные повреждения были причинены потерпевшей в результате изнасилования; их локализация; была ли повреждена ее одежда – какая, когда, каким образом; сохранились ли на одежде какие-либо следы (повреждений, крови, спермы и т.п.); не были ли эти следы уничтожены потерпевшей путем замыва, починки одежды и т.п.; кто может это подтвердить; какие меры предпринимал подросток для сокрытия следов и факта совершения преступления; обращалась ли потерпевшая за медицинской помощью – когда, где, к кому; рассказывала ли она об изнасиловании – кому, когда; если заявление об изнасиловании было подано потерпевшей не сразу, то по каким причинам.

        Если изнасилование,  совершено лицом, знакомым потерпевшей,  в ходе ее допроса выясняются: их взаимоотношения, известные данные о возрасте несовершеннолетнего, месте жительства, учебы или работы; с какого времени его знает потерпевшая, при каких обстоятельствах познакомились; встречались ли ранее – где, когда, по какому поводу, в чьем присутствии; была ли между ними переписка; имела ли потерпевшая с подозреваемым половую связь ранее; была ли намечена заранее их встреча в день изнасилования – когда, где и при каких обстоятельствах она произошла; кто при этом присутствовал; как вел себя подозреваемый после изнасилования, обещал ли что-то, просил ли прощения и т.д.

         При избрании  тактики допроса потерпевшей  необходимо учитывать перенесенные  ею физические и психические  травмы, страх, стыдливость. Поэтому  если допрос проводится сразу  после совершения преступления, вначале необходимо дать потерпевшей возможность успокоиться, оказать ей медицинскую помощь. При допросе нужно проявлять чуткость, внимание, не интересоваться интимными подробностями, не относящимися к расследованию. Также необходимо создать у потерпевшей уверенность в неразглашении данных следствия допрашивающим лицом. При оценке поведения потерпевшей следует учитывать, что преступление резко врывается в ее жизнь, выбивает из колеи нормальных социальных отношений и порождает особые сложные, подчас противоречивые, динамические изменения в ее психике. Физическое и психическое истощение сил, психологическое потрясение в результате насильственного полового сношения вызывают состояние подавленности, угнетения, апатии, безразличия, суицидальные мысли. В первый момент после посягательства еще может сохранятся состояние возбуждения, растерянности, ограничивающие ее правильное, адекватное восприятие. В подобном состоянии потерпевшие иногда поступают не вполне рассудительно и логично. Например, не имея цели задержать несовершеннолетнего насильника и заявить о совершенном посягательстве в следственные  органы и не желая дальнейших встреч с виновным лицом, тем не менее, нередко сообщают им свой адрес, место учебы или работы, номер телефона и даже называют место следующей встречи. Потерпевшие не всегда сразу всю тяжесть совершенного на них посягательства и не оценивают в полном объеме физические, психологические и социальные последствия изнасилования, что в определенной мере объясняет задержку с подачей заявления.

         Весьма важны при расследовании изнасилования, совершенного несовершеннолетним, особенности установления контакта с потерпевшей, если она в какой-то мере своим поведением дала повод или обусловила совершение преступления. Необходимо обратить внимание на этические и моральные аспекты при проведении данного следственного действия. При постановке вопросов потерпевшей необходимо формулировать вопросы так, чтобы не травмировать уже и без того травмированную психику потерпевшей. Недопустимы грубая форма порицания ее поведения, если бы даже оно заслуживало порицания вообще, (поскольку надо учитывать, что она все же пострадала за свое неправильное поведение); невнимательность и необъективность к ее показаниям, ходатайствам и  просьбам, основанные на том, что она «сама виновата». Наряду с этим не следует допускать неправильного представления, что задача следователя состоит в безоговорочной защите интересов потерпевшей, что ее показания должны восприниматься некритически и т.д. Кроме того, непозволительно предъявление невыполнимых или не предусмотренных законом требований (например, чтобы потерпевшая самостоятельно нашла свидетелей происшествия или вещественные доказательства и т.д.). Крайне важно не допускать не вызывающееся необходимостью обсуждение или оглашение данных о личной  интимной жизни потерпевшей.  Следователь не должен в ходе допроса давать оценку и комментировать ответы потерпевшей, без необходимости перебивать ее. Также недопустимо задавать безнравственные и наводящие вопросы, вопросы недоступные пониманию потерпевшей.

Информация о работе Особенности расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними