Особенности расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 13:48, дипломная работа

Краткое описание

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании, наблюдается резкий рост подростковой преступности. Более того, несмотря на некоторые изменения к лучшему в сложившейся ситуации, количество наиболее тяжких насильственных правонарушений, таких, как убийство, умышленное нанесение вреда здоровью, изнасилование не только не уменьшается, но и продолжает расти.

Содержание

Введение 2
Глава I Криминалистическая характеристика изнасилований, совершенных несовершеннолетними 7
Глава II Выдвижение следственных версий и планирование расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними 21
Глава III Тактика проведения отдельных следственных действий 25
3.1 Тактика проведения допросов 25
3.1.1 Допрос потерпевшей 27
3.1.2 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 34
3.1.3 Очная ставка 41
3.1.4 Допрос свидетелей 43
3.2. Тактика проведения осмотров 46
3.2.1 Осмотр места происшествия 46
3.2.2 Осмотр одежды несовершеннолетнего подозреваемого 50
3.3 Тактика проведения обыска 53
3.4 Назначение и производство судебных экспертиз 58
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Вложенные файлы: 1 файл

!диплом ксюша.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

         Интересна точка зрения некоторых  авторов, которые считают, что  для производства  допроса несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого) необходимо  пригласить педагога, хорошо знакомого  с допрашиваемым, поскольку педагог, не отвечающий этому требованию не может помочь следователю установить контакт с подростком - педагог не знающий конкретного несовершеннолетнего, неизбежно превращается в «формального» присутствующего.52 Но бывают однако случаи, когда вызов знакомого педагога не только не содействует успешности допроса, но и оказывается вредным, так как несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) стесняется рассказывать при близких или хорошо знакомых ему людях об известных ему фактах, касающихся совершения изнасилования. В этой связи обязательное участие психолога и педагога в допросе данной группы допрашиваемых, может сыграть и отрицательную роль, так как в присутствии посторонних лиц подросток может замкнуться в себе, и психологический контакт с ним будет потерян. 

        С  позиции ст. 495 УПК РФ педагогом  будет признано лицо, состоящее  на определенной должности, обладающее  правовым статусом учителя, преподавателя  или же воспитателя дошкольного  учебного заведения.53 Хотя некоторые ученые считают достаточным одного лишь педагогического образования для того чтобы лицо в позиции уголовно-правового закона стало педагогом. Предлагается приглашать в качестве педагога лицо, не только обладающее специальным образованием, но и имеющее длительный стаж трудовой деятельности в области детской педагогики.

        Педагога, как представляется, неоправданно  указывают в перечне законных  представителей или же именуют  «специалист по педагогике». Некоторые  ученые обращают внимание на  то, что практика приглашения  на допрос в качестве педагога сотрудника правоохранительного органа, имеющего соответствующее образование, может породить некоторые сомнения в достоверности полученных в результате доказательств, что «подобное применение закона» признано нарушением прав подростка в ряде документов по линии Уполномоченного по правам человека. Хотя анализ следственной и судебной практики позволяет судить о достаточно высокой степени распространенности данного нарушения, когда в ходе проверки сообщения об изнасиловании, совершенном несовершеннолетним, в качестве педагога приглашается инспектор подразделения по делам несовершеннолетних.54

        Следователь  должен четко представлять, какие  цели он преследует, привлекая  педагога или психолога, вдумчиво  подойти к выбору их кандидатуры, с точки зрения как профессиональных, так и личностных свойств, надлежащим образом фиксировать в протоколе их участие в следственных действия. Свойства, характеризующие личность подростка, должны быть изучены до начала следственного действия и учтены при его планировании и работе с другими участниками этого действия. В этой связи весьма важно взаимодействие следователя и специалиста в области психологии или педагогики не только при производстве допроса (и другого следственного действия при расследовании изнасилования, совершенного несовершеннолетним), но и, если не в большей степени, при подготовке к нему. Участие педагога в допросе позволяет выяснить психические свойства и уровень развития подростка, его способность правильно воспринимать и воспроизводить наблюдаемые явления, помочь следователю в формировании контакта с несовершеннолетним, в оценке его показаний.

        Следует  добавить, что приглашение на  допрос несовершеннолетнего его  родителей в большинстве случаев  нецелесообразно из-за возможного  их негативного влияния на подростка. Родители несовершеннолетнего, как правило, допрашиваются отдельно.

          Недопустимо исключать версию  об оговоре несовершеннолетнего.  Версия об оговоре со стороны  потерпевшей является элементом  версии о невиновности несовершеннолетнего, проверка которой должна осуществляться независимо от признания им своей вины.

         О возможности оговора могут свидетельствовать такие обстоятельства как подача заявления в правоохранительные органы спустя продолжительное время после произошедшего либо под давлением родителей, родственников или знакомых;  незначительная вероятность изнасилования при изложенных обстоятельствах. Кроме того, о возможном оговоре могут свидетельствовать внутренние противоречия в показаниях заявительницы; признаки психических отклонений у заявительницы; убедительность доводов несовершеннолетнего подозреваемого, отрицающего такие действия, а также положительная характеристика подозреваемого с места учебы или работы, подтверждающая малую вероятность совершения преступного посягательства. При проведении проверки возможности оговора, следует обращать внимание на вероятные мотивы. Они могут быть самыми разнообразными: влияние родителей и родственников, что характерно для случаев, когда мнимая жертва молода или является несовершеннолетней, живет на иждивении родителей и находится под их сильным влиянием; обострение отношений заявительницы с несовершеннолетним подозреваемым в силу таких причин, как измена, оскорбление, ревность; прямой шантаж с целью вынудить мнимого насильника или его родственников к уплате денег или совершению иных действий в пользу заявительницы. Нередко в качестве таких мотивов может выступать желание заявительницы отомстить партнеру за нетактичное отношение после интимной близости или оправдаться перед родителями, окружающими, которым стало известно о половом контакте. Выяснить эти обстоятельства можно в ходе детального допроса заявительницы и подозреваемого. Кроме того, необходимо проверить, имел ли несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) достаточно времени, чтобы добраться до места, где его видели перед совершением преступления, до точки, где его наблюдали после изнасилования.

       Рассматриваемая стадия процесса расследования начинается с предъявления обвинения в изнасиловании. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого обстоятельства инкриминируемого деяния должны быть изложены максимально точно и объективно. Любая ошибка в этом направлении существенно затрудняет установление контакта с несовершеннолетним обвиняемым, укрепляет его решимость на оказание и продолжение противодействия расследованию. При подготовке к предъявлению обвинения следователь должен иметь представление об избранной стороной защиты позиции. При оказании противодействия расследованию на предыдущих этапах  есть возможность для прогнозирования ее продолжения в будущем. 

       Кроме того, за  время до предъявления обвинения  можно получить более полное  представление о свойствах личности несовершеннолетнего обвиняемого и его защитника. Наконец, у следователя имеется опыт применения тех или иных приемов допроса субъекта преступления в присутствии его адвоката, что дает возможность избрать наиболее эффективные методы допроса обвиняемого.

        Следует отметить, что в конфликтных ситуациях  рекомендуется использовать приемы  предъявления доказательств. В  условиях оказания упорного противодействия  целесообразно предъявление доказательств  с нарастающей силой. Сначала могут быть предъявлены показания свидетелей, видевших обвиняемого на месте преступления, на пути к нему или от него, заключения экспертиз о том, что на месте преступления обнаружены следы допрашиваемого подростка, его обуви, одежды и т.д. Далее допрашиваемому несовершеннолетнему допрашиваемому объявляют доказательства его контакта с потерпевшей: заключения о переходе на его тело и одежду микрочастиц с одежды потерпевшей, выделений ее организма, об обнаружении в подногтевом содержимом обвиняемого клеток и тканей пострадавшей, а также о наличии на теле, вещах жертвы микрочастиц, следов обвиняемого. Наконец, предъявляются доказательства осуществления насилия: показаний потерпевшей, свидетелей, заключения судебно-медицинской экспертизы об образовании телесных повреждений при называемых ею обстоятельствах или о причинении их орудием, примененным несовершеннолетним насильником.55

        Важно учесть, что подросткам, испытывающим неуверенность, сомнения, отличающихся повышенной эмоциональностью, возможно предъявление совокупности доказательств или наиболее сильного из них. Несовершеннолетним, отличающимся  быстрой реакцией на смену обстановки, склонным к фантазированию, умеющим легко придумывать новые версии происшедшего, целесообразно предъявлять доказательства вразброс с одновременным форсированием темпа допроса.56

         Важной  особенностью мотивации обвиняемых  в изнасиловании на противодействие  является то, что подростки, осознавая,  что их поведение осуждается  обществом в целом и его  отдельными представителями, испытывают страх  не просто перед наказанием, а со связанным с ним негативным отношением окружающих.

         В то  же время на рассматриваемой  стадии должна проверяться версия  о невиновности несовершеннолетнего.  Частью этой версии является  предположение об оговоре обвиняемого потерпевшей. При наличии оснований для такого предположения необходимо установить мотивы ложных показаний. Нередко в качестве таковых выступает желание отомстить несовершеннолетнему за нетактичное отношение  после интимной близости или оправдаться перед родителями, которым стало известно о половом контакте. 

         Установление  названных мотивов представляет  собой достаточно кропотливый  процесс, включающий в себя  допросы одноклассников, близких,  родственников заявительницы, изучение ее личности по документам и т.д.

        Версия об  оговоре со стороны потерпевшей  является элементом версии о  невиновности несовершеннолетнего,  проверка которой должна осуществляться  независимо от признания им  своей вины. Для этого следует  проверить, имел ли подросток достаточно времени, чтобы добраться от места, где его видели перед совершением преступления, до точки, где его  наблюдали после изнасилования.

         Большое  значение для отработки данной  версии имеет производство и  оценка результатов судебных экспертиз.

         Поскольку  некоторые изнасилования совершаются  группой несовершеннолетних, актуальной  задачей последующих этапов расследования  изнасилований, совершенных несовершеннолетними  является выявление всех участников  преступления и установление, конкретизация роли каждого из них. Для этого прежде всего анализируются и детализируются показания потерпевших, свидетелей и самих обвиняемых. Кроме того, оцениваются выявленные на теле и одежде каждого из подростков следы, позволяющие сделать выводы о степени участия каждого из них в изнасиловании. Это относится к фактам обнаружения у отдельных участников орудий преступления; выявления большого количества повреждений тела и одежды, причиненных потерпевшей, которая к этому моменту еще могла оказывать интенсивное сопротивление; наличие у обвиняемого большинства или наиболее ценных вещей пострадавшей и т.д.

           В  ситуациях, когда есть основания  для выдвижения версий об участии  в изнасиловании других субъектов,  необходимо тщательно изучить  связи несовершеннолетних обвиняемых путем допросов свидетелей из числа близких, соседей, одноклассников, изучения личных документов – записных книжек, переписки, фотографий и т.д. Выявленные субъекты проверяются на причастность к совершенному преступлению.

          Одной из задач последующих этапов расследования является проверка версий о совершении несовершеннолетним других эпизодов изнасилований. Основаниями для выдвижения  подобных предположений может быть сходство способов нераскрытых и совершенных обвиняемым изнасилований; совпадение примет внешности несовершеннолетнего и субъекта нераскрытых деяний; наличие у несовершеннолетнего обвиняемого вещей, обладающих признаками, отразившимися в следах нераскрытых деяний, и т.д.

3.1.3 Очная ставка

 

При наличии существенных противоречий между показаниями потерпевшей и обвиняемого между ними может проводиться очная ставка, в процессе производства которой следователь не должен демонстрировать своего недоверия к одному из допрашиваемых, а попытаться выяснить их позиции по имеющимся противоречиям, которые не удалось устранить другим образом.57 Очная ставка проводится в соответствии со ст. 164 УПК РФ.58 Сущность очной ставки заключается в том, что двое ранее допрашиваемых лиц – свидетели, потерпевшая, несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) – в присутствии друг друга, в порядке, предусмотренном ст. 292 УПК РФ, дают показания в связи с тем, что в ранее данных ими показаниях имеются существенные противоречия. Кроме того, очная ставка может проводиться также между свидетелями, потерпевшей и несовершеннолетним в любом сочетании и последовательности в зависимости от обстоятельств дела. При этом свидетели и потерпевшая, участвующие в очной ставке, предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе.59

По существу, очная ставка представляет собой допрос двух ранее уже допрошенных  лиц в присутствии друг друга. Уголовно-процессуальный закон устанавливает  определенный порядок очной ставки, из которого явствует, что следователь в начале допроса должен выяснить, знают ли допрашиваемые друг друга и в каких отношениях между собой находятся. После этого участники очной ставки поочередно дают показания о противоречащих обстоятельствах, затем следователь может задать допрашиваемым вопросы. Участники очной ставки с разрешения следователя могут задавать вопросы друг другу.

 По общему правилу, рекомендуется  задавать вопросы вначале тому, кто, по мнению следователя,  дает правдивые показания, чтобы это лицо не подвергалось влиянию того, кто дает ложные показания. Из этого правила, между тем, могут быть исключения, например, если дающий правдивые показания имею достаточно волевых качеств, чтобы опровергнуть ложные показания другого лица и всю его аргументацию.

Важен тот факт, что не допускается  до окончания дачи показаний допрашиваемыми на очной ставе лицами и записи их показаний в протоколе оглашение  данных ими ранее показаний либо воспроизведение звукозаписи этих показаний.

       Если один  из участников очной ставки оказывается давать показания в присутствии другого лица, проведение очной ставки нецелесообразно.

          При  подготовке и проведении очной  ставки применяются те же приемы, что и при проведении допроса.  Однако необходимо учитывать особенности данного следственного действия, отличающие его от обычного допроса. В частности, планируя проведение очной ставки, следователь, с одной стороны, сталкивается с благоприятной обстановкой, облегчающей достижение цели очной ставки, поскольку он ранее общался с допрашиваемыми и уже изучил личность каждого, поэтому может с достаточной степенью вероятности прогнозировать их поведение, реакции на те или иные вопросы, доказательства и т.п.; с другой стороны, эмоциональное напряжение на очной ставке по сравнению с допросом значительно выше, поскольку психологическая атмосфера более сложная, конфликтная. При чем в отличии от допроса конфликт, как правило, возникает между допрашиваемыми, что, бесспорно, затрудняет управление очной ставкой. В такой ситуации появляются проблемы по установлению психологического контакта с двумя допрашиваемыми.Требуются дополнительные усилия по их устранению, что весьма сложно сделать.

Информация о работе Особенности расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними