Почерковедческое исследование документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении общих положений и научных основ исследования документов, а так же методики судебно-почерковедческой экспертизы.
Для достижения указанной цели необходимо:
-раскрыть общее понятие криминалистического исследования почерка;
-выявить признаки, характеризующие данное понятие и определить его значение;
-произвести классификацию всей совокупности идентификационных признаков почерка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие исследования документов
Общие положения и научные основы исследования документов...............................................................................................................6
Почерк как объект криминалистического исследования………..10
Глава 2. Почерковедческая экспертиза
2.1. Подготовка почерковедческой экспертизы………………………17
2.2. Методика судебно-почерковедческой экспертизы………………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

кримминалистика.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Второй вид специальных  образцов почерка получают или под  диктовку или посредством предложения  лицу составить в присутствии следователя или оперативного работника какую-либо рукопись. В обоих случаях соблюдаются условия, соответствующие написанию исследуемого документа (способ выполнения, шрифт, бумага, орудие письма и т.п.). Для этого в распоряжение лица, у которого отбираются образцы, представляются соответствующие орудия и материалы письма. В полученных образцах может не оказаться характерных признаков, наблюдающихся в исследуемой рукописи. Тогда следователь или оперативный работник предлагает этому лицу исполнить рукописный образец определенным способом и шрифтом или в строго заданных условиях (например, стоя, полулежа, на стене, в перчатках, при плохом освещении и т.п.). Однако понуждать к этому категорически запрещается.

Для экспертизы текстов, написанных левой рукой, необходимы специальные рукописные образцы, выполненные левой рукой подозреваемого. Отбираются они путем диктовки заранее подготовленного текста. Кроме этих образцов, эксперту должны быть направлены и общие образцы почерка правой руки подозреваемого.

Принадлежность представляемых на экспертизу образцов почерка определенному  лицу или лицам фиксируется в  протоколе изъятия образцов, который  составляется с соблюдением требований ст. 166 и ст. 167 УПК РФ14. В протоколе изъятия в отношении общих образцов указывается время их возможного написания, а в отношении экспериментальных и специальных – время отобрания и способ их получения (под диктовку, самостоятельное письмо) образцы описывают также в постановлении о назначении экспертизы с указанием, кем они выполнены. При этом эксперту полезно также сообщить сведения о возрасте, образовании, национальности, роде занятий и физических особенностях (плохое зрение, отсутствие пальца, дрожание рук, положение тела при письме и т.п.) предполагаемого исполнителя исследуемой рукописи.

При хранении в уголовном  деле или пересылке рукописных документов на экспертизу должны строго соблюдаться  меры предосторожности, гарантирующие  полную сохранность этих документов в неизменном виде. В связи с  этим их нельзя прошивать, хранить при высокой температуре или в среде с повышенной влажностью, делать на них пояснительные надписи, они не должны соприкасаться  
с химически активными веществами.

Почерковедческая экспертиза, прежде всего, нацелена на идентификацию  личности исполнителя записей, подписей. Наряду с идентификационными в почерковедческой экспертизе разработаны и успешно применяются диагностические исследования.

Успех почерковедческой экспертизы зависит как от уровня профессиональной подготовки эксперта, его опыта, так и от того, насколько правильно подобраны материалы для производства экспертизы.

  • Вопросы, разрешаемые экспертизой

  • Постановка перед экспертизой  вопросов зависит не только от задач, которые решает по делу следователь  или оперативный работник, но и  от характера исследуемых рукописных материалов. По каждому конкретному делу они далеко не одинаковы. Это объясняет специфику предлагаемых на разрешение экспертизы вопросов, из которых наиболее часто встречающимися могут быть следующие:

    1. Как давно написан текст документа (время возникновения документа устанавливается относительно, например, по примененному алфавиту, существовавшим правилам грамматики и др.)?
    2. В каком состоянии находилось лицо при выполнении текста документа (этот вопрос также решается относительно, путем сравнения текстов, выполненных одним и тем же лицом в нормальном и болезненном состоянии)?
    3. В каких условиях был написан текст - в обычных или необычных?
    4. Весь ли рукописный текст выполнен в данном документе одновременно?
    5. Какой рукой (правой или левой) выполнен текст?
    6. Каков возраст лица, написавшего определенный документ (школьник, лицо среднего или старческого возраста)?
    7. Одним или разными лицами выполнены тексты всех исследуемых документов?
    8. Выполнен ли текст или отдельные фрагменты исследуемого документа данным лицом?

  • Сравнительные материалы, необходимые для производства почерковедческой экспертизы

  • Успешное решение задач экспертами возможно только при правильно собранных сравнительных материалах – образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя. Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработан ряд общих требований, предъявляемых к сравнительному материалу, которые и будут рассмотрены ниже. К ним относятся, прежде всего, надлежащее качество и достаточное количество сравнительных материалов-образцов.

    Надлежащее качество образцов –  это сопоставимость их по времени  написания и виду документа, языку, содержанию, материалу письма, способу выполнения и, если возможно, по условиям выполнения.

    Достаточное количество образцов –  это такой их объем, который обеспечил  бы возможность полного и всестороннего  сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте, подписи. Единых для всех экспертных ситуаций рекомендаций по количеству представляемых образцов дать невозможно. Однако практикой установлено, что свободных образцов почерка должно быть не менее 5-6, причем различных по характеру (материалы личного дела, заявления, черновые записи, письма и т. д.), свободных образцов подписей – не менее 10 (к ним можно отнести подписи в платежных ведомостях, заявлениях, поручениях на получение пенсии и др.). Экспериментальные образцы почерка отбираются в количестве не менее 12 листов; подписи – не менее 30-40 (на отдельных листах по 5-6 подписей на каждом).

    Исследуемые рукописи могут быть очень  краткими и написанными  
    в необычных условиях, в связи, с чем в них могут проявиться признаки, редко встречающиеся в почерке. В таких случаях представление большого количества разнообразных по целевому назначению и условиям выполнения рукописей – образцов почерка предполагаемого исполнителя даст возможность установить различные варианты признаков почерка, определить частоту встречаемости, устойчивости и пределы их вариационности, провести полное и глубокое сравнительное исследование и дать правильную оценку его результатов.

    Для решения судебно-почерковедческих задач представляются три вида образов  почерка и подписи: свободные, экспериментальные и условно-свободные.

  • Свободные образцы почерка (подписей)

  • Свободные образцы почерка (подписей) – это рукописи (подписи), выполненные определенным лицом  вне связи с делом, по которому проводится экспертиза, когда исполнитель  не предполагал, что они могут быть использованы в качестве сравнительного материала при производстве экспертизы. Свободными образцами могут служить тексты (подписи), относящиеся к служебной переписке, автобиографии, собственноручно заполненные анкеты, заявления, личные письма, подписи в платежных ведомостях, кассовых ордерах, библиотечных документах, поручениях на получение пенсии и других документах. Свободные образцы почерка (подписи) – наиболее ценный сравнительный материал, так как обычно они выполняются без намеренного изменения признаков почерка, подписи.

    Одним из основных требований, предъявляемых  к свободным образцам, является несомненность  их происхождения, т. е. бесспорная принадлежность рукописей (подписей) лицу, образцами  почерка (подписи) которого они должны служить. Чтобы убедиться в этом, следователь или суд предъявляют собранные рукописи для опознания лицу, от имени которого они выполнены. Результаты опознания фиксируются в протоколе. Каждый образец удостоверяется лицом, выполнившим его, например: «Текст выполнен мною. Подпись».

    Если по каким то причинам (смерть, пребывание в другом месте) невозможно представить рукописи для опознания  самому лицу, они могут быть предъявлены  администраций предприятия, на котором  это лицо работало, его сослуживцам, знакомым или родственникам с целью подтверждения их принадлежности, что должно быть особо отмечено в постановлении о назначении экспертизы. Если образцы вызывают сомнение в их подлинности и устранить эти сомнения невозможно, их не следует представлять на экспертизу. Допущенные при подборе образцов ошибки влекут за собой ошибки экспертные, а это, в конечном счете, может направить следствие или суд на ложный путь.

    Представляемые на экспертизу свободные  образцы должны быть сопоставимы  с исследуемым документом, что  достигается соответствием их исследуемому документу по ряду параметров.

    1. По письменности и языку.  Свободные образцы должны быть  выполнены на том же языке,  что и исследуемый текст (подпись). Рукописные тексты, выполненные  различными алфавитами, положенными  в основу той или иной письменности, вследствие разницы в строении письменных знаков бывают несопоставимыми или не полностью сопоставимыми.

    При необходимости назначения экспертизы документов, выполненных  
    на иностранных языках или на языках народов России, следователь (суд) должен определить, на каком языке выполнена рукопись, и установить, в каком экспертном учреждении имеются специалисты, и может быть проведена экспертиза. Для решения первого вопроса следователь (суд) может воспользоваться консультацией специалиста-языковеда. С особым вниманием нужно подходить к выбору эксперта. Знание языка, на котором выполнен исследуемый документ, - одно из условий компетентности эксперта, производящего экспертизу почерка.

    Задача следователя (суда) состоит в получении экспериментальных  образцов – рукописей, выполненных  на том же языке, на котором написан  исследуемый документ. Решение этой задачи может осложниться, если лицо, образцы почерка которого необходимы для экспертизы, заявляет, что не владеет языком, на котором ему предлагают писать. В подобных случаях возможно направление на экспертизу только свободных образцов почерка. При необходимости получения экспериментальных образцов почерка следователь может предложить обвиняемому (свидетелю) переписать текст, выполненный на том же языке, которым исполнена рукопись исследуемого документа. Если предполагаемый исполнитель отказывается это сделать, вопрос о возможности проведения экспертизы решается особо.

    2. По времени исполнения. Несмотря на относительную устойчивость  письменно-двигательного навыка, почерк  лица может значительно изменяться  с течением времени. При исследовании  рукописей (подписей), выполненных сформировавшимся высоковыработанным почерком, разрыв во времени исполнения исследуемого текста и образцов может быть относительно продолжительным (до пяти-восьми лет). В этом случае проведение сравнительного исследования возможно при условии, что данное лицо не перенесло за названный период болезней, в результате которых могли наступить изменения признаков почерка (заболевания глаз, руки, психические, нервные и т. п.), и в момент выполнения исследуемого документа не действовали какие-то необычные внешние факторы. Однако вопрос о возможности проведения экспертизы и дачи заключения без образцов, соответствующих по времени написания исследуемому документу, решает эксперт.

    В других случаях очень  важно, чтобы разрыв во времени был  минимальным. Особенно это необходимо учитывать при исследовании документов, выполненных лицами преклонного возраста, а также имеющими почерк низкой и средней степени выработанности.

    При экспертизе рукописей, выполненных с большим разрывом во времени, эксперт должен располагать  сведениями о возрасте, образовании, специальности, письменной практике конкретного лица, перенесенных им заболеваниях, влияющих на почерк, чтобы должным образом оценить установленные в процессе исследования различающиеся признаки почерка.

    3. По целевому назначению и содержанию Названные обстоятельства нередко определяют применяемый пишущим вариант почерка. Так, при составлении бухгалтерских документов, заполнении документов личного дела и т. д. может быть использован один вариант почерка (например, стилизованный), а в личной переписке – другой (скоропись). При составлении официальных документов человек может писать медленно почерком усложненного строения, а при записывании лекций, составлении конспектов – вариантом, приспособленным для быстрого письма. Указанные варианты почерка одного человека характеризуются различной совокупностью признаков. При исследовании больших по размеру рукописей (например, сочинений, писем, заявлении) целесообразно представление аналогичных сравнительных материалов, что позволяет провести сравнительное исследование по признакам письменной речи и признакам, отражающим пространственную ориентацию движений, которые имеют большую идентификационную значимость, нередко оставаясь устойчивыми даже при намеренном искажении почерка.

    4. По материалу письма. Очень важно, чтобы образцы были выполнены тем же пишущим прибором и по возможности на такой же бумаге. Влияние вида пишущего прибора и материалов письма на изменение признаков почерка может быть настолько существенным, что установленные при проведении экспертизы различающиеся признаки не позволят эксперту сделать определенный вывод об исполнителе рукописи. Особенно значительными эти изменения могут быть при письме непривычным пишущим прибором, например спичкой, заостренной палочкой, плакатным пером.

    5. По условиям выполнения. Когда исследуемый документ выполнялся  
    в каких-то необычных условиях (например, стоя либо сидя при расположении рукописи на коленях и т. п.), то в качестве свободных образцов почерка (подписи) желательны документы, исполненные в аналогичных условиях.

    6. По состоянию пишущего. Если известно, что исследуемый  документ исполнялся лицом в  каком-то необычном состоянии  (например, во время болезни глаз  или руки), то в качестве свободных  образцов желательно представить  рукописи, выполненные в том же состоянии. Необычное физическое или психическое состояние писавшего (заболевание, травма, алкогольное опьянение и др.) часто вызывает значительные изменения признаков почерка. Отсутствие надлежащих образцов почерка (подписей) может сделать невозможным проведение экспертизы.

    Информация о работе Почерковедческое исследование документов