Роль правового государства в борьбе с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать систему и классификацию прав человека, признаки правового
государства и посредством дискуссии показать как коррупция нарушает права человека.
Задачи: Дать основные понятия прав и свобод человека и гражданина, понятие и признаки правового государства и гражданского общества, показать систему международных документов по правам человека и национальное законодательство в области прав человека, международные институты защиты прав человека и национальные институты защиты прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
Глава1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1 Основные понятия прав и свобод человека и гражданина. …………. 1.2 Международные документы по правам человека……………………
Глава 2. РОЛЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ…
2.1 Оптимальные методы противодействия коррупции в процессе обеспечения национальной безопасности…
2.2.Правовые основы борьбы с коррупцией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа №.docx

— 110.33 Кб (Скачать файл)

 В 53 статьях Международного  пакта о гражданских и политических  правах и двух факультативных  протоколах к нему сформулирована  не только целая гамма прав  человека, но и механизм их  реализации на международном  уровне и в масштабах отдельных  стран. В этом пакте закреплены следующие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 6), право не подвергаться пыткам и бесчеловечному обращению, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7, 9), право на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 12), права на свободу слова, религии, собрания, ассоциаций, включая членство в профсоюзах (ст. 18,19,21,22), право голосовать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25), право меньшинств на защиту (ст. 27) и другие права.

 О важности Международных  пактов говорит тот факт, что  по состоянию на 1 сентября 1997 г.  Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах  ратифицировали или присоединились  к нему 136 государств. Международный  пакт о гражданских и политических  правах ратифицировали или присоединились  к нему 138 государств, а первый  факультативный протокол к Международному  пакту о гражданских и политических  правах ратифицировали или присоединились  к нему 92 государства.

 Развитием международных  документов стало принятие пяти  договоров, обеспечивающих защиту  конкретных прав: Международная  конвенция о ликвидации всех  форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех  форм дискриминации в отношении  женщин (1979 г.), Конвенция против пыток  и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения и наказания (1984 г.). Конвенция о правах ребенка  (1989 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей (1990 г.).

После принятия Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) еще до вступления их в  силу в 1976 г., пяти конвенций ООН по защите конкретных прав, ее специализированные организации развернули значительную работу по информированию государственных  деятелей, широкой общественности о  важности норм и стандартов прав человека, изложенных в этих нормах.

 Важная роль также  отводится Декларации социального  прогресса и развития, принятой  в 1969 г. Генеральной Ассамблеей  ООН. В ней получили дальнейшее  развитие и углубление многие  нормы прав человека, изложенные  в пактах. В этой Декларации  сказано, что целью социального  прогресса и развития является  постоянное повышение материального  и духовного уровня жизни всех  членов общества при уважении  и осуществлении прав человека  и основных свобод. В ней были  изложены основные направления  социальной политики на национальном, региональном и международном  уровнях; планирование социального  прогресса и развития как составной  части общего пропорционального  развития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке  и проведению в жизнь социальной  политики и программ; содействие  со стороны заинтересованных  государств плановому региональному развитию.

 В последующие годы  после принятия международных  пактов, Декларации социального  прогресса и развития были  проведены многочисленные интернациональные акции, цель которых - решение конкретных задач социальной политики. Среди них: Международные конференции по проблемам народонаселения и развития (1974, 1994г.); Международный год женщины и Десятилетие женщины ООН: Равенство, Развитие, Мир (1976-1985 гг.) и соответствующие конференции (1975, 1980 и 1985 г.); Всемирная конференция по вопросам занятости (1976 г.); Международное десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992 гг.); Всемирная ассамблея по проблемам старения (1982 г.); Международный год молодежи (1985 г.); Международная конференция по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом (1987 г.); Международный год обеспечения жильем бездомного населения (1987 г.) и ряд других встреч и совещаний.

 Рубежным этапом в  защите прав человека в контексте  соблюдения международных норм  и стандартов стала ратификация  беспрецедентно большим числом  стран международных пактов и  вступление их в силу в 1976 г. В последующее десятилетие  ООН приняла важные документы,  в которых был сделан акцент  на социальное развитие. Так, в  декабре 1986 г. Генеральная ассамблея  ООН приняла Декларацию о праве  на развитие и резолюцию «Неделимость  и взаимозависимость экономических,  социальных, культурных, гражданских  и политических прав».

Важное значение для понимания роли социальной политики в защите прав человека стало проведение в сентябре 1987 г. (Вена) Межрегионального консультативного совещания по политике и программам социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На совещании состоялся обмен профессиональным опытом на глобальном уровне в области социальной политики, социального развития и социального обеспечения. В результате всесторонней и конструктивной дискуссии на основе консенсуса были приняты «Руководящие принципы» политики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.

 Участники этого совещания  акцентировали внимание на повышении  роли социальной политики в  решении жизненных проблем мирового  сообщества. При этом было подчеркнуто,  что «социальная политика должна  быть достаточно гибкой, чтобы  ее применять для решения возникающих  новых проблем, чтобы она могла  стать средством, содействующим  развитию, а не барьером на  его пути».

 Большое значение имеет  и Всемирная встреча на высшем  уровне в интересах социального  развития в марте 1995 г. (Копенгаген). Эта встреча готовилась три  года; делегации многих стран  возглавляли президенты, вице-президенты, премьер-министры и другие государственные  деятели высокого ранга.

 Участники встречи  не могли обойти молчанием  сложную и противоречивую ситуацию, характерную для современного  мира. С одной стороны, несомненные  достижения науки и техники,  с другой - их плодами пользуется  только 1 из почти 6 млрд населения мира; 1,3 млрд человек живут за чертой бедности; 1,5 млрд человек не имеют возможности пользоваться самой элементарной медицинской помощью; свыше 900 млн человек неграмотны и 100 млн детей не посещают школу.

 Внешняя задолженность  развивающихся стран, включая  страны Восточной Европы, составляет 1,3 трлн долларов, на обслуживание которых ежегодно тратятся десятки и сотни миллиардов долларов. В таких условиях, когда усиливается маргинализация целых стран и народов, растет разрыв между богатыми и бедными, на первый план выдвинулись вопросы бедности, социальной разобщенности и продуктивной занятости.

В принятой на этой встрече  Программе действий были сформулированы приоритетные цели социального развития: обеспечение социальной защиты индивида, содействие социальной интеграции и  поддержание социального мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интеграции и созданием продуктивной занятости. Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И наоборот, безработица - это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.

 Соблюдением прав человека, развитием социальной политики  занимаются многие международные  организации. Так, система ООН  включает целый ряд специализированных  международных организаций (МОТ,  ЮНЕСКО, ВОЗ), призванных заниматься  конкретными социальными проблемами. Так, МОТ функционирует с 1919 г., и за это время его нормотворческая деятельность в сфере социально-трудовых отношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыграли важную роль в налаживании социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Неслучайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмечено, что МОТ «оказывала влияние на законодательство всех стран».

 Права человека в  области образования, науки, культуры  и информации формирует на  глобальном уровне ЮНЕСКО. За  более чем 50-летний период деятельности  эта организация при самом  активном участии ведущих ученых  и специалистов разработала и  приняла ряд принципиально важных  деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и прогресса.

 Наряду с конвенциями  и декларациями всемирного масштаба  имеются континентальные и региональные  договоры по правам человека. Следует назвать Хартию Организации  африканского единства (1963г.). Африканскую Хартию прав человека и народов (1981г.). Африканскую комиссию по правам человека и народов, Устав Организации американских государств - Американскую декларацию прав и обязанностей человека (1948г.), Американскую конвенцию о правах человека (1969г.), Межамериканскую комиссию по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Европейскую социальную хартию (1961г.), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.), Европейский суд защиты прав человека, Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995г.). Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994г.). В ООН функционирует два вида контрольных механизмов: институциональные и конвенциональные (договорные).

 Институциональными структурами, т. е. постоянными институтами ООН являются Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. - Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав человека.

Соблюдение прав человека в социальной сфере, в соответствии с принятыми международными актами, наряду с вышеназванными институциональными органами ООН обеспечивают такие  механизмы, как конвенциональные структуры, которые учреждаются для контроля за выполнением каждого международного договора, вступившего в силу. Такими договорными органами ООН являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением положений соответствующих международных договоров.

 В системе ООН за  последнее десятилетие сформировался  механизм и технология контроля  за соблюдением положений международных  договоров по правам человека  в соответствии с резолюцией  Генеральной ассамблеи ООН (1982 г.), касающейся эффективного осуществления документов по правам человека. С 1984 г. проводятся совещания председателей органов, которым поручено рассмотрение докладов государств — участников международных договоров, которые эти государства обязаны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека.

 Восьмое Совещание  председателей договорных органов  состоялось в сентябре 1997г. (Женева). В его работе приняли участие  представители многих стран - участниц международных договоров,  руководители и сотрудники органов  и специализированных организаций  ООН: Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Объединенной программы ООН по  ВИЧ/СПИДу (ЮНИДС), Фонда ООН в  области народонаселения (ЮНФПА), УВКБ, МОТ, ВОЗ.

 Участники этого совещания  рассмотрели Доклад Генерального  Секретаря ООН о совершенствовании  функционирования договорных органов  по правам человека, заслушали  выступления Верховного комиссара  ООН по правам человека, председателя  Комиссии по правам человека  и других официальных лиц, органов  и организаций системы ООН. Анализ реализации интернациональных договоров по правам человека показывает, что на международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандартов прав человека. Этому способствовал тот факт, что благодаря принятым международным договорам по правам человека в международном праве восторжествовал принцип уважения прав человека, что, в свою очередь, внесло изменение в саму концепцию международного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно-признанные нормы и стандарты прав человека.

 При всей важности  соблюдения прав человека на  международном уровне следует  иметь в виду, что решающее  значение имеет внутригосударственное  законодательство, его нормы, обычаи, практика. Российская Федерация  ратифицировала большинство международных  конвенций; Конституция 1993 г. признает  примат международного права  в международных делах. Российская  Федерация после вступления в  Совет Европы, например, ратифицировала  три основополагающих документа - Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило Российской Федерации стать полноправным членом Совета Европы. Однако предстоит большая работа для того, чтобы высокие международные стандарты сделать нормами повседневной жизни.

Омбудсман (уполномоченный по правам человека). В целом омбудсман понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану нрав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль.              Омбудсман - специальный уполномоченный парламента, который в ответ на обращения жителей Швеции по поводу нарушения их прав со стороны администрации правомочен проводить собственное расследование и доводить его результаты до сведения как ветвей власти.      - 1809 г. - был учрежден институт парламентского омбудсмана юстиции.   - 1915 г.- появляется военный омбудсман.        - 14 декабря 1967 г. начали действовать три шведских омбудсмана.    - 1 января 1975 г. вступила в действие новая шведская конституция.    - с 1976 г. в Швеции работают четыре омбудсмана юстиции.     В конце сентября 2002 г. Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал указ об учреждении в Казахстане института уполномоченного по правам человека.             Служба омбудсмана работает с целью предотвращения коррупции и плохого управления. Она может рекомендовать пути улучшения деятельности и настраивать государственных чиновников на необходимость поддержания должного порядка в работе.                            В задачи омбудсмана входит: Обеспечивать применение простых средств для беспристрастного и независимого расследования жалоб на административные органы. Обучать представителей административных органов кодексу повеления и служебным стандартам; повышать информированность граждан об их правах на получение эффективных и честных услуг государства.                Омбудсман (уполномоченный по правам человека). Существенную роль может сыграть институт омбудсмана, который возник в Швеции почти три столетия назад. Карл XII после поражения под Полтавой нашел свою администрацию в плачевном состоянии. Он решил распространить полномочия своего главного сенешаля, осуществляющего до той поры «от имени верховной власти короля надзор за деятельностью и отправлением правосудия в королевстве», на деятельность администрации королевства (указ от 26 октября 1713 г. об учреждении Konungens Hogsta Ombudsmanem). В XVIII в. шведский омбудсман находился под контролем то короля, то парламента, пока в новой конституции страны 1809 г. не был учрежден институт парламентского омбудсмана юстиции. Позднее, в 1915 г., появляется наряду с гражданским и военный омбудсман, в функции которого входили контроль за военной администрацией и расследование всех жалоб, подаваемых офицерами и солдатами в связи с их службой в армии. С 14 декабря 1967 г. начали действовать уже три шведских омбудсмана, первый из которых осуществляет надзор за судами, прокуратурой и полицией; второй занимается социальными вопросами, информацией, прессой и народным образованием, третий же отвечает за остальные вопросы, касающиеся управления (транспорт, налоги и т.д.). Омбудсман - специальный уполномоченный парламента, который в ответ на обращения жителей Швеции по поводу нарушения их прав со стороны администрации правомочен проводить собственное расследование и доводить его результаты до сведения как ветвей власти, так и широкой общественности через публикацию своих докладов в средствах массовой информации.

Информация о работе Роль правового государства в борьбе с коррупцией