Роль правового государства в борьбе с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать систему и классификацию прав человека, признаки правового
государства и посредством дискуссии показать как коррупция нарушает права человека.
Задачи: Дать основные понятия прав и свобод человека и гражданина, понятие и признаки правового государства и гражданского общества, показать систему международных документов по правам человека и национальное законодательство в области прав человека, международные институты защиты прав человека и национальные институты защиты прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
Глава1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1 Основные понятия прав и свобод человека и гражданина. …………. 1.2 Международные документы по правам человека……………………
Глава 2. РОЛЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ…
2.1 Оптимальные методы противодействия коррупции в процессе обеспечения национальной безопасности…
2.2.Правовые основы борьбы с коррупцией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа №.docx

— 110.33 Кб (Скачать файл)

Рассматривая коррупцию  в качестве угрозы национальной безопасности Казахстана, нельзя не учитывать и  иностранный фактор. Наличие богатых  сырьевых ресурсов приводит к активизации  иностранного капитала в лице транснациональных  компаний и совместных предприятий, подключившихся к процессу перераспределения  собственности. Для более успешного  внедрения на казахстанский рынок  эти компании принимают установленные  внутри казахстанские правила игры, поощряя коррупцию на разных уровнях государственной власти. Коррупция здесь рассматривается ими как один из инструментов быстрого и успешного решения их стратегических задач.

В некоторых случаях наблюдается  дисбаланс в отношении государства  к отечественным и зарубежным инвесторам. В заметной степени этому  способствует закрытость контрактов Правительства  с инвесторами в сырьевой сфере, что является коррупциогенным фактором.

С другой стороны, иностранные  инвесторы часто становятся жертвами коррупции, передела собственности, и  многие из них по этой причине отказываются вкладывать свои капиталы в экономику  Казахстана. Судя по всему, их опасения нельзя назвать безосновательными.

В то же время среди зарубежных инвесторов имеются и недобросовестные, которых больше интересует достижение своих корыстных целей, нежели содействие экономическому развитию Казахстана. Такие, как правило, не выполняют взятых на себя согласно заключенным ими с Правительством РК контрактам и соглашениям обязательств, например, по вложению определенной суммы в ту или иную отрасль или предприятие, созданию новых рабочих мест, ограничению завоза иностранной рабочей силы и т.д., а их деятельность носит закрытый характер. Во многом этому способствует то, что эти бизнесмены имеют возможность «договориться» с теми или иными чиновниками, которые, в свою очередь, закрывают глаза на допускаемые иностранцами нарушения соглашений и законов.

Говоря об иностранном  факторе казахстанской коррупции, было бы интересно посмотреть на данные Индекса взяткодательства-2002, представленного  «Транспаренси Интернешнл». Этот индекс классифицирует ведущие страны-экспортеры относительно степени вероятности того, насколько транснациональные компании этих стран готовы уплатить взятку высокопоставленным чиновникам в странах с развивающейся экономикой, где они осуществляют свою деятельность.

Согласно данному индексу  в первую десятку стран, компании которых наиболее склонны ко взяточничеству за границей, попали Россия (3,2 балла), Китай (3,5), Тайвань (3,8), Южная Корея (3,9) Италия (4,1), Гонконг (4,3), Малайзия (4,3), Япония (5,3), США (5,3), Франция (5,5). При этом больше всего компании этих стран дают взятки в таких сферах, как строительство (1,3), военно-оборонная промышленность (1,9), нефть и газ (2,7), недвижимость (3,5), телекоммуникации и энергетика (3,7).

Если рассмотреть эти  показатели применительно к Казахстану, то согласно официальным статданным в настоящее время в республике действует около 2 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Причем по степени иностранного участия, выраженного удельным весом иностранных инвестиций, вложенных в 1993-2001 гг., лидируют все те же страны- «взяткодатели»: США (34,5%), Южная Корея (10,3%), Италия (5,6%), Китай (4,8%), Россия (2,4%), Япония (2,1 %). В плане иностранного присутствия в конкретных отраслях казахстанской экономики доминирует сфера добычи и переработки нефти, куда приходится 60% иностранных инвестиций. Без каких-либо цифр также видно, что иностранные компании проявляют активность в сфере энергетики, строительства, особенно в Астане, и поставок вооружения Казахстану.

Таким образом, можно говорить о том, что коррупция является одним из эффективных инструментов проникновения и усиления позиций  в Казахстане иностранного капитала и, как следствие, соответствующих  иностранных государств. А это  уже является существенной угрозой  безопасности и суверенитету республики.

Коррупция также способствует распространению терроризма и экстремизма  в республике. Например, 7 сентября 2002 г. органами КНБ по Южно-Казахстанской  области представителям узбекских  спецслужб были переданы граждане Узбекистана  братья Маллаевы, задержанные еще в июле того же года в Алматы по подозрению в принадлежности к экстремистским организациям и пропаганде их идей. Как выяснилось, оба они осели в РК по поддельным документам еще 3 года назад. Сделать же это им удалось путем дачи взятки сотруднику местной миграционной полиции, который после показаний Маллаевых был привлечен к уголовной ответственности. Учитывая же довольно высокую степень коррумпции, а также притягательность нашей республики для всевозможных нелегальных мигрантов и экстремистов из сопредельных государств в качестве своего рода «тыла», нельзя исключать, что таких, как братья Маллаевы, в Казахстане может быть во много раз больше.

Наконец, высокий уровень  подверженности коррупции госчиновников  всегда может быть использован иностранными спецслужбами в целях вербовки данных чиновников в качестве своих агентов, либо использования их в качестве агентов влияния, выведывания через них государственных секретов, проведения с их помощью определенных интересов соответствующих иностранных государств и т.д. Поэтому не случайно, что на высшем официальном уровне Республики Казахстан коррупция рассматривается не просто как уголовное преступление, но и как серьезная угроза национальной безопасности страны.

 

 

2.2 Правовые основы борьбы с коррупцией

 Причины коррупции  и правовые основы борьбы с  этим явлением на международном и национальном уровнях.      Борьба с коррупцией имеет обширную и стремительно развивающуюся международную правовую базу.                       На настоящий момент принят ряд международных правовых документов по борьбе с коррупцией, таких как: рекомендация 32 Группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности, одобренная Политической группой восьми государств в Лионе 29.06.1996 г., Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 г., приложение), Декларация ООН по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (резолюция 51/191 Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1996 г., приложение), резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 28.01.1997 г. «Борьба с коррупцией», Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных государственных должностных лиц в международных коммерческих сделках от 21.11.1997 г., Конвенции об уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятые Советом Европы в 1999 г., резолюция 54/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 28.01.2000 г. «Меры против коррупции»; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г.; Конвенция ООН против коррупции, принятая 31.10.2003 г.           Правовая основа борьбы с коррупцией создана и совершенствуется также в Республике Казахстан.                 Происходящие в казахстанском обществе процессы сопровождаются усилением противодействия коррупции. Сложный характер этого явления, а также его все более заметно проявляющиеся связи с другими видами преступной деятельности требуют для борьбы с ним не только концентрированного внимания, четкой последовательности, но и, что чрезвычайно важно, - твердой политической воли. Такая политическая воля была проявлена на самом высоком уровне. В июле 1998 г. впервые на постсоветском пространстве был принят Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», разработка которого инициирована лично Президентом страны Н. Назарбаевым. Закон на общегосударственном уровне провозглашает необходимость противодействия этому негативному явлению. Он обязывает все государственные органы и должностных лиц в пределах своей компетенции вести борьбу с этим злом.              Принятие Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» стало началом качественно нового этапа борьбы с коррупцией в сфере укрепления национального законодательства и правоприменительной практики. Этому во многом способствовало обращение Президента Республики Казахстан к гражданам республики в связи с принятием закона, вызвавшее широкий резонанс в общественном мнении. Во исполнение закона Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 1998 г. «О государственной программе борьбы с коррупцией на 1999 - 2000 годы» утверждена ныне реализованная государственная программа борьбы с коррупцией на 1999-2000 годы, включавшая в качестве приоритетных направлений совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией, предупредительно-профилактические мероприятия, практические меры борьбы с коррупцией, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и судебной системы.                Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 июля 1999 г. №1015 утверждена Программа действий Правительства Республики Казахстан по реализации социально-экономических и финансовых мер противодействия коррупции. В число мер входят: последовательное сужение сферы наличного денежного обращения в частном бизнесе, установление ограничений по суммам платежей с использованием наличных денег; обеспечение реализации прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности организаций.          Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2000 г. №1641 утверждена Программа борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2000-2002 годы, в разделе 5.3 которой предусмотрен пункт «Борьба с экономической преступностью и коррупцией». В содержание пункта входят совершенствование правового регулирования экономических отношений, усиление надзора за исполнением законодательных актов в сфере экономики, а также на­логового законодательства с целью сужения почвы для экономической преступности и коррупции, повышение результативности работы правоохранительных органов в пресечении и расследовании коррупционных и иных преступлений в сфере экономической деятельности, привлечение к борьбе с экономической преступностью и коррупцией институтов гражданского общества, предпринимательских кругов, независимых средств массовой информации.               Указом Президента Республики Казахстан утверждена новая государственная программа борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы, являющаяся логическим продолжением предыдущей, предусматривающая мероприятия, направленные, в основном, на дальнейшее повышение эффективности выявления и устранения условий, порождающих коррупцию, прежде всего в экономической сфере. В программе делается упор как на повышение ответственности в борьбе с коррупцией государственных органов, так и на социальное партнерство всех ветвей власти и институтов гражданского общества в решении этой проблемы.       Борьба с коррупцией неразрывно связана с осуществлением дальнейших демократических преобразований в стране. Соответственно, государственная программа борьбы с коррупцией вытекает из Стратегии развития Казахстана до 2030 года и Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан до 2005 года.                 Меры борьбы с коррупцией, определенные в Стратегии развития Казахстана до 2030 года, связаны с созданием профессионального государственного аппарата, формированием эффективного и современного корпуса государственных служащих. В стратегии поставлена задача совершенствования института государственной службы, предусматривающая создание общегосударственной системы управления кадрами с мощной и эффективной подготовкой в стране и за ее пределами, со справедливым порядком продвижения по служебной лестнице, с единой информационной системой, с гарантированной системой социальной защиты, с бережным отношением к основополагающему ресурсу управления - человеческому капиталу.            Специфика детерминации коррупции                    При рассмотрении коррупции как явления глобального масштаба к основным ее причинам специалисты относят:         - отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;           -  существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;           -  недостаточную эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. Большинство принимаемых мер направлено не на устранение причин коррупции, а на противодействие проявлениям коррупции, однако одни только меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции коррупции;       -  криминализация части политической элиты;       - неразвитость правового сознания населения, приводящая к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление «низовой» коррупции.   К причинам коррупционных явлений в странах СНГ, в основном, характерных для всех государств, находящихся на аналогичном этапе развития, относятся:             -  ее проявление как негативного фактора, активно способствующего реформированию общества в 80-90 гг., путем стимуляции процесса создания многих «первоначальных капиталов» и экстенсивного формирования социальных групп предпринимателей, в том числе и олигархов;    -  разрушение прежнего социально-правового контроля за деятельностью государственных служащих и принимаемыми ими решениями без создания его новых демократических форм. Надежда на всеобщую саморегуляцию рыночных механизмов оказалась ложной. Рыночная экономика не должна предполагать разрушение социально-правового контроля, наоборот, она должна развиваться в условиях четких правовых установлений;    -   стремительный количественный рост чиновничества как кадровой базы коррупции;             -   создание мощной, широко разветвленной теневой экономики и получение огромных незаконных доходов, значительная часть которых составляет основной источник финансирования коррупционеров;     -  устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на ее низшем уровне;             -   значительный разрыв между доходами различных слоев общества;     - широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами;         - чрезмерная, по сравнению с другими демократическими государствами, монополия бюрократического аппарата на чрезмерно большой объем функциональных возможностей.         Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции, необходимо особо выделить случаи неоправданного вмешательства государственных органов в сферу экономики. Излишнее государственное регулирование экономики расширяет возможности для развития коррупции путем увеличения сфер, подконтрольных чиновникам: предоставление льгот, кредитов, лицензий; предоставление возможности для приватизации, права быть уполномоченным банком, права реализовывать крупные социальные проекты и т.п. - старые принципы чиновничьего контроля за ресурсами сочетаются с отсутствием законодательного регулирования многих новых сфер деятельности.           При этом в случаях, когда государством реализуются разрешительные функции, коррупции способствует:         -   сохранение широкой сферы государственных услуг, связанных с разрешительным принципом;            -   незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;         -   сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;             -  усложненность бюрократических процедур;       - структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и принимать властные решения, и оказывать услуги. В случаях же, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, взыскивает обязательные платежи или налагает штрафы за нарушение действующих норм, коррупции способствуют следующие условия:                            - отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств; -   неадекватность шкал штрафов, способствующая уклонению от их уплаты с помощью взяток.                          Наибольшую опасность представляет тот факт, что в отличие от западных стран, где цели коррумпирования сводятся преимущественно к трем направлениям: обеспечению иммунитета от уголовного преследования, уклонению от воздействия местных органов власти за нарушение нормативных предписаний, получению разрешительных документов, в странах СНГ коррупция - прежде всего средство должного выполнения легальных услуг и достижения социально одобряемых целей.                В качестве пораженных коррупцией сфер государственного присутствия в экономике стран СНГ исследователями проблемы называются:    -приватизация государственной собственности. Каждое десятое преступление из числа выявленных с 1994 по 1997 год совершалось в сфере приватизации, наиболее распространенными являлись присвоение денежных средств и взятки;                    -  налогообложение. Сложность и жесткость налоговой системы и отсутствие возможности в полной мере контролировать исполнение соответствующих законодательных актов привели к развитию теневого бизнеса. Преступные проявления в соответствующих государственных органах, наряду со взяточничеством, сводятся к вступлению в противоправную связь с преступными элементами, должностным подлогом;                  - распределение бюджетных средств. Выдача государственных кредитов или распределение бюджетных средств нередко сопровождались взяточничеством;               - таможенная сфера. Преступные проявления связаны с фактическим содействием контрабанде, в т.ч. путем обеспечения деятельности фирм - таможенных брокеров.                        Особенности мер противодействия коррупции. Коррупция представляет собой самовоспроизводящееся явление, которое коренится в недрах самого уклада социальной жизни, не признает культурно-этнических и территориальных границ. Ликвидация коррупции или быстрое и устойчивое ее низведение до социально незначительного уровня на основе срочной целевой программы представляется невозможным. Не основан на мировой практике также расчет на самодостаточность рыночных механизмов в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В странах с устоявшимися рыночными отношениями уже несколько десятилетий ведется борьба с организованной преступностью, коррупцией.      Однако эти явления продолжают существовать и развиваться, хотя и сдерживаются благодаря принимаемым мерам. В указанных странах постоянно совершенствуются и дополняются соответствующие правовые предписания, причем с обязательным ужесточением наказаний, а также с введением дополнительных оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, контрольно-финансовых и иных мер по разоблачению коррупции и организованной преступности. Таким образом, борьба против коррупции должна являться постоянной функцией государства и заботой всего общества. Должны быть созданы стабильные общенациональные основы ограничения распространения и самовоспроизводства коррупции, рассчитанные на длительную историческую перспективу.   Исходя из реального состояния коррупции, эффективности контроля над ней и борьбы с ней, общими условиями противодействия коррупции являются: максимальное ограничение полновластия чиновников, сведение в идеале их функций к формально-регистрационным; жесткое ограничение прав бюрократии по «регулированию» экономики, образования, здравоохранения, науки, культуры и т.п.; сокращение бюрократического аппарата на всех уровнях; усиление независимости бизнеса и личности; повышение независимости и престижа суда (судей); формирование гражданского общества; существенное повышение оплаты труда чиновников (госслужащих) при одновременном повышении их ответственности; обеспечение прозрачности их деятельности; наличие реальной политической воли по сокращению коррупции.                         В Республике Казахстан борьба с коррупцией базируется на основных принципах, изложенных в ст. 5 Закона РК «О борьбе с коррупцией»:                    1) равенство всех перед законом и судом;                 2) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;      3)  совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;       4)  приоритет защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;        5)  признание допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним;         6)  восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;         7)  обеспечение личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;      8)  защита государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установление этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;  9)  недопустимость делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;                     10)  осуществление оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества; 11)  установление запрета для определенного круга лиц на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.  Одновременно следует учесть, что основным направлением борьбы с коррупцией должно являться ее предупреждение, т.е. воздействие на ее причины и условия.        Предупреждение коррупции                   Антикоррупционная политика является частью государственной политики и должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:    -   организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;     -   сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;  -   увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за них;             -   влияние на мотивы поведения должностного лица;     -   создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.            Речь должна идти о проявлении бескомпромиссной политической воли государства в деле практической реализации антикоррупционной программы и об активном сотрудничестве государственных антикоррупционных структур с гражданским обществом.       Принципами антикоррупционной политики являются партнерство субъектов антикоррупционной политики; приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы против коррупции; недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики.         Целью антикоррупционной политики является существенное снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, воздействия и последствий, связанных с коррупцией, путем принятия следующих мер.                  В сфере законодательства:          1.  Осуществлять ввод в действие экономико-криминологической экспертизы проектов криминологически значимых законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений, особенно экономических и коррупционных.    2.  Предусматривать в законодательстве ответственность за появляющиеся новые формы коррупции, изощренные и завуалированные коррупционные технологии.            3.  Развивать законодательство об административных процедурах.   4.  Осуществить ревизию действующего законодательства по следующим направлениям:            -  устранение противоречий в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для произвола и коррупции;     -  ликвидация многочисленных отсылочных норм в действующих законах.  В сфере исполнительной власти:         5.  Информирование населения о планах, решениях и действиях властей с целью налаживания общественного контроля за ними. Возможности населения получать информацию должны обеспечиваться законодательно предусмотренной обязанностью властей предоставлять эту информацию и неукоснительными санкциями за нарушение этих обязанностей.    6.  Развитие социально-правового контроля за деятельностью государственных служащих и принимаемыми ими решениями в новых демократических формах. Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит и уголовно-правовая составляющая. Общество должно выработать принципы решения сложной двуединой задачи четкого социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране при строжайшем соблюдении фундаментальных прав человека.    7. Введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом.       В сфере экономики и финансов:         8. Стремление к реальным и реализуемым бюджетам, что ликвидирует ситуацию дефицита или значительного профицита бюджета, при которых резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.            9. Совершенствование налогового законодательства с целью уменьшения теневой зоны экономики.          10.  Уменьшение наличного оборота, расширение современных  электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности, что облегчает контроль за движением средств, затрудняет возможности дачи взяток в наличном виде.          11. Воздействие на экономико-коррупционную преступность путем жесткого внедрения открытости (прозрачности) принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и др.) государственными должностными лицами.       В социальной сфере:           12.  Коммерциализация части социальных услуг, введение в этой сфере конкуренции.            13.  Расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота, что уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.         14. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов). Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.    В сфере государственной службы:         15. Существенное увеличение денежного содержания государственных служащих с введением мощной системы социальных гарантий.                           16. Усиление роли законов в действиях чиновников, в частности:   -   разграничение компетенций чиновников;       -   уменьшение сферы действия личного усмотрения;      -   установление четкого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам полностью известны их права и обязанности чиновников; - ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения.  17. Контроль за переходом государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий после их увольнения со службы. Во многих странах общепризнанно, что государственное должностное лицо после увольнения в течение установленного периода должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности.      18. Повышение престижа государственной службы. Установление мер поощрений для государственных служащих, связанных с длительной безупречной службой.           19.  Разработка и реализация ведомственных антикоррупционных программ. Целесообразность их реализации обусловлена тем, что каждому ведомству присуща определенная специфика и структура коррупционных преступлений, а также и механизм их совершения.     Указанные программы целесообразно формировать и осуществлять с привлечением сторонних специалистов, направляемых в соответствующие ведомства органами, специализирующимися в борьбе с коррупцией. В ведомственные антикоррупционные программы могут быть включены, в частности: выработка мер по ограничению «вертикальной» коррупции (системы незаконных выплат нижестоящими чиновниками вышестоящим); повышение эффективности контроля вы­шестоящих чиновников за нижестоящими с помощью переноса акцента с формального контроля за исполнением на контроль соответствия действий подчиненного поставленным задачам; усиление контроля и мер ответственности за недостатки в работе с гражданами; уменьшение дефицита доступа к государственным услугам; обеспечение специального режима работы должностных лиц по приему граждан (информирование о правах граждан, обязанностях чиновников, введение технологий, ускоряющих работу).                В сфере деятельности судов и правоохранительных органов:    20.  Повышение уровня использования антикоррупционных возможностей судов. Необходимо распространять практику применения гражданских исков со стороны государства против чиновников, уличенных в коррупции, и со стороны фирм против своих конкурентов, если последние коррупционными действиями нанесли ущерб.          21.  Повышение квалификации кадров, занимающихся борьбой с коррупцией. 22. Повышение уровня социального обеспечения работников правоохранительных органов.         23. Повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение современных информационных технологий.    В сфере пропаганды и образования:        24. Популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах.            25. Стимулирование деятельности общественных объединений, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции и распространяющих полученную ими информацию.      26.  Мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов.             27. Опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики.         28. Ведение обособленных регистров лиц, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты уголовному наказанию или административному взысканию за совершение коррупционных правонарушений, в том числе преступлений.       29. Составление и опубликование рейтингов территорий и объектов, характеризующихся как наиболее низкими, так и высокими показателями коррупционной пораженности.         30. Важная роль в борьбе с коррупцией принадлежит средствам массовой информации. Их задача - не только информировать общественность о конкретных случаях коррупции, но и пропагандировать антикоррупционную программу, сообщать о ее успехах, учить граждан навыкам антикоррупционного поведения, формировать новые нормы гражданской морали.             С учетом того, что коррупция приобретает транснациональный характер, следует осуществлять и транснационализацию борьбы с коррупцией. Особое внимание должно уделяться вопросам ответственности за коррупцию государственных служащих, организующих международные сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов. Рекомендательные международные документы об организации борьбы с коррупцией (Руководство ООН «Практические меры борьбы с коррупцией», Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы и др.) недостаточны для эффективной борьбы с коррупцией должностных лиц одной страны в другой.        Коррумпированность чиновников за рубежом - вопрос, сказывающийся на конкурентоспособности национальных товаров и услуг.     Если национальная коррупция обусловлена проявлением проблем конкретной страны, то коррупция, порождаемая международным взаимодействием, связана с несовершенством этого взаимодействия. В связи с этим международное сотрудничество в сфере борьбы с коррупцией должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям: правовая помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях; обмен законодательными и иными нормативными актами; создание национального законодательства с учетом международных антикоррупционных стандартов и принципов, равно как международное законотворчество с учетом национальных антикоррупционных стандартов, в том числе проведение антикоррупционной экспертизы всех международных нормативно-правовых актов; проведение научных и специальных антикоррупционных исследований; разработка стратегий и подготовка программ сотрудничества в сфере антикоррупционной политики на международном уровне; обмен специалистами и технологиями в сфере реализации антикоррупционной политики, обмен опытом работы и организация научно-методического обеспечения антикоррупционной деятельности, создание и функционирование информационных систем; помощь в подготовке и повышении квалификации кадров; обеспечение правовой защиты и поддержки граждан и организаций, участвующих в антикоррупционной политике» а также оказание поддержки соотечественникам в их антикоррупционной деятельности.    В настоящее время, в соответствии с требованием криминализации подкупа иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц международных организаций, содержащимся в ст. 16 Конвенции ООН против коррупции, подготовлен и представлен на рассмотрение Парламента Республики Казахстан законопроект, предусматривающий ответственность за коррупционные деяния в отношении иностранного юридического лица.          Наиболее успешный опыт и механизм борьбы с коррупцией.      Отчет по анализу лучших практик международного опыта в сфере борьбы с коррупцией.            Проект включает в себя анализ и презентацию международного опыта, который позволяет изучить и оценить теоретическую и практическую составляющую технологий борьбы с коррупцией в других странах.             На сегодняшний день проблема коррупции является одним из злободневных вопросов, актуальных не только для Казахстана, но и для большинства стран мира. Коррупция не признаёт национальных границ. Она имеет повсеместное распространение. Сегодня понятие «коррупция» часто упоминается в заголовках журнальных и газетных статей всех изданий мира.    Поэтому изучение и анализ мировой практики борьбы с коррупцией имеет важное значение при использовании «лучших практик» в борьбе с коррупцией в Республике Казахстан.        В современном обществе проводится множество различных исследований, мониторингов, ранжирований стран по уровню коррумпированности. Наиболее значимые из них - Индекс Восприятия Коррупции, Индекс Плательщиков Взятки, Международный Обзор Жертв Преступности, Индекс Непрозрачности, Система Оценки Государственной Чистоты, Индекс Глобализации и многие другие.         Среди большого количества исследований по коррупции наиболее предпочтительными для составления общего представления о состоянии коррупции в мире и выявления коррупционных факторов являются исследования международной организации Трансперенси Интернэшнл. Инструментарий оценки масштабов коррупции - Transparency International.  Что такое Transparency International? В переводе «Международная Прозрачность», это некоммерческая независимая организация по изучению и борьбе с коррупцией как в международном масштабе, так и в масштабе отдельных стран, одна из целей которой – добиться большей прозрачности и подотчетности власти. «Отделения Transparency International созданы более чем в 75 странах мира, всех их объединяет единая антикоррупционная идеология, направленная на установление единого базового режима прозрачности, в первую очередь в финансовой сфере». Это самая обширная организация, которая достаточно длительное время исследует проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности и указывает возможные пути решения выявленных проблем. С созданием в 1993 г. Transparency International появилась альтернатива ведению статистики уровня коррупции в мире.               Коррупция, с точки зрения определения ее международными организациями. Давнее и ёмкое определение, используемое в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: "Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы ещё более широко: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определённых обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведёт к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других».      Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции: 1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; 2) злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод в результате неофициального использования официального статуса; 3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.     Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2012 год (Corruption Perceptions Index 2012).        Индекс Восприятия Коррупции (ИВК - Corruption Perceptions Index). Впервые был опубликован в 1995 г. Основой ИВК служат различные опросы, собирающие оценки уровня коррумпированности государства как граждан страны, так и иностранцев, постоянно проживающих в ней, как предпринимателей, так и аналитиков, поэтому он представляет собой «срез взглядов, разделяемых лицами, принимающими ключевые решения по инвестициям и торговле». В настоящее время ИВК стал альтернативным источником статистических данных об уровне коррупции в мире.                         Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе статистических данных и информации, полученной из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.        Индекс 2012 года охватывает 176 стран и территорий и основан на данных из источников за два последние года. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.    По мнению авторов исследования, коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира, тем самым ослабляя систему демократических институтов. Данные исследования показывают, что правительства некоторых стран не могут защитить своих граждан от коррупции, будь то злоупотребления в сфере распределения государственных ресурсов, взяточничество должностных лиц, недобросовестное использование бюджетных средств или принятие решений без ведома общественности.        Комментирует Угетт Лабелль, председатель правления Transparency International: «Две трети из 176 стран, охваченных исследованием, набрали менее 50 баллов по шкале от 0 до 100, что свидетельствует о необходимости большей прозрачности государственных институтов и большей подотчетности высших должностных лиц. В прошлом году растущая волна общественного возмущения коррупцией в институтах государственной власти вынудила нескольких лидеров государств покинуть свои посты и тем не менее во многих странах мира уровни взяточничества, злоупотреблений служебными полномочиями и масштабы тайных сделок по-прежнему высоки».            Согласно данным Индекса восприятия коррупции за 2012 год, наименее коррумпированными государствами в мире являются Дания, Финляндия и Новая Зеландия, которые набрали по 90 баллов из 100 возможных и заняли первое место в рейтинге. В десятку государств, наименее пораженных коррупцией, также вошли Швеция, Сингапур, Швейцария, Австралия, Норвегия, Канада и Нидерланды.         В этом году Россия набрала 28 баллов и заняла 133 место в рейтинге. Такой же результат показали Коморы, Гайана, Гондурас, Иран и Казахстан. Если сравнивать нынешний показатель России с результатом предыдущего года, можно отметить небольшую позитивную динамику — в прошлом году Россия занимала 143 место в одной группе с Азербайджаном, Беларусью, Восточным Тимором, Коморами, Маританией, Нигерией, Того и Угандой (см. публикацию). Вместе с тем, из-за изменений в методологии исследования этого года, сравнение нынешних результатов с показателями прошлых лет некорректно.          Что касается бывших советских республик, то некоторые из них заметно перегнали Россию по Индексу восприятия коррупции. Лучшие результаты показали Эстония (32 место), Латвия (48), Грузия (51), Литва (54), Молдова (94), Армения (105). Ниже России в рейтинге оказались Азербайджан (139 место), Украина (144, самая коррумпированная страна в Европе), Кыргызстан (154), Таджикистан (157), а также Туркменистан и Узбекистан (делят 170 место).            Самыми коррумпированными странами в мире являются Афганистан, Северная Корея и Сомали, которые разделили последнее, 174 место в рейтинге.           Индекс Плательщиков Взяток (ИПВ - Bribe Payers Index), отражающий склонность компаний ведущих стран-экспортёров мира давать взятки в развивающихся странах, дополняет ИВК.      Задача ИПВ - отобразить рыночное предложение, существующее в рамках международного взяточничества путем классификации 21-й лидирующей страны-экспортера согласно степени, в которой её национальные компании платят взятки для ведения бизнеса за границей. В частности, разоблачает высокий уровень готовности давать взятки компаний из России, Китая, Тайваня, Южной Кореи, Италии, Гонконга, Малайзии, Японии, США и Франции.           Международный Обзор Жертв Преступности (International Crime Victim Survey) – программа исследований по выяснению частоты реального соприкосновения граждан с коррупцией на практике и обращения в связи с этим в правоохранительные органы.

К работе TI в этой области  подключились многочисленные международные  организации, научные учреждения. В частности, можно назвать Всемирный Экономический Форум (World Economic Forum), Международную ассоциацию (Gallup International), Консультацию по Политическим и Экономическим Рискам в Гонконге (Political and Economical Risk Consultancy, Hong Kong), Всемирный Банк (World Bank), Базельский Университет (University of Basel), Институт Развития Управления в Луизиане (Institute for Management Development, Lausanne), Отдел Экономической Разведки (Economist Intelligence Unite) и многие другие известные международные организации.         Опыт отдельных стран в борьбе с коррупцией и ее предупреждением.   Стран, где никогда не было коррупции, не существует. Однако существуют страны, где уровень коррупции стремится к столь желанному нулю. Именно они представляют особый интерес, выступая в качестве приближенных к идеальным моделей борьбы с коррупцией. Их антикоррупционные программы, доказавшие на практике свою эффективность, представляют огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта.                 Достаточно чистыми в отношении коррупции странами, которые входят в первую десятку или двадцатку по рейтингу коррумпированности, сформировавшими на государственном уровне антикоррупционную стратегию, являются Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Австралия, Швейцария, Соединённое Королевство, Гонконг, Австрия, Израиль, США, Чили, Ирландия, Германия, Япония. Но в качестве особо интересных примеров стоит выделить антикоррупционные программы Южной Кореии, Сингапура и Нидерландов.         Южная Корея                         Одна из самых эффективных систем, действующих против распространения и развития коррупции, на данный момент создана в Южной Корее, а если говорить точнее в ее столице – Сеуле. Именно Сеул стал наглядным примером того, как нужно бороться с коррупцией. Сеульская программа «OPEN» произвела настоящую сенсацию. Ее запустили всего 9 лет назад, но уже сейчас она приносит заметные результаты. Суть программы заключается в следующем: каждый гражданин, представивший на рассмотрение свое дело, имеет возможность контролировать работу чиновников через Интернет, т.е. в режиме реального времени. Подобная система контроля обеспечивает прозрачность работы государственных чиновников и позволяет предотвратить ненужные проволочки или несправедливое рассмотрение чиновниками дел граждан.          Основные принципы программы «OPEN»: доступность и прозрачность. Доступность включает в себя следующие три направления -информационный аспект (граждане имеют возможность получить любую информацию по программе «OPEN»), территориально-временной аспект (граждане имеют возможность получить информацию в любое время и в любом месте), это оперативно-функциональный аспект (удобство пользования благоприятствует эффективному контролю со стороны граждан). Под прозрачностью же понимается открытая система наблюдения, ясность процедурных моментов в деятельности администрации (доступ в реальном времени к информации, касающейся деталей процедуры рассмотрения заявлений граждан, принятия решения об удовлетворении просьбы, возможность просмотра документов, отслеживание сроков рассмотрения). Программа «OPEN» организована достаточно просто. Как только гражданин подает заявление, например, о получении разрешения на строительство, сотрудники соответствующего отдела администрации помещают информацию об этом заявлении на сайт «OPEN». Пользуясь любым компьютером, имеющим доступ в Интернет, граждане могут узнать в реальном времени, зарегистрировано ли должным образом их заявление, кто конкретно занимается этим вопросом, когда можно ожидать разрешения, а если просьба не удовлетворена, то по каким причинам.            Система «OPEN» дает возможность отслеживать любые задержки по вводу данных посредством сравнения даты ввода данных с фактической датой рассмотрения заявления на каждой стадии любым чиновником. Система требует от всех сотрудников администрации указывать на сайте день и час работы с каждым заявлением. Ни один чиновник не сможет отложить рассмотрение дела и тем более не осмелится принять неправомочное решение.                       В Сеуле считают – в деле борьбы с коррупцией главную роль играют не последующие после обнаружения коррупционных деяний карательные меры, а наоборот, меры, предшествующие этим деяниям. И эффективно действующая программа «OPEN» это достоверно подтверждает.    Сингапур             Еще одна действенная антикоррупционная программа на сегодняшний день функционирует в Сингапуре. Необходимо отметить, что Сингапур стоит в ряду самых чистых в коррупционном отношении государств – Дании, Финляндии, Швеции, Нидерландов, Израиля, Канады, Люксембурга, Новой Зеландии, Норвегии, Австралии.

Прежде всего в 1952 году здесь был создан постоянно действующий специализированный орган против коррупции - Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающего политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Оно изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных слабостей в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует принятие соответствующих мер главам этих отделов.                   Антикоррупционная программа Сингапура базируется на ряде   принципов. Основные из них:           размер оплаты труда государственных служащих должен быть привязан к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц; контролируемая ежегодная отчётность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах; прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчётные счета лиц, подозреваемых в коррупции;            большая строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;        ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики. С июля 1973г. специальная антикоррупционная программа была развернута в Министерстве финансов Сингапура. Эта программа включала, в частности, следующие меры:        совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения проволочек;        обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;           введение ротации чиновников для избежания формирования устойчивых коррупционных связей;          проведение непредвиденных проверок;       обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;                          введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет.             Введя в действие в начале 70-х годов антикоррупционную программу, Сингапур достиг в этом впечатляющих успехов и в 2008 г. вышел на четрвертую позицию в рейтинге TI по Индексу восприятия коррупции.  Нидерланды           Нидерланды – еще один яркий пример хорошо разработанной и эффективной программы по борьбе против коррупции.       Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает следующие меры:          постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них;  разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках;         создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики;     основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей;          в наиболее значимых организациях, в частности в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий;    организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции;            каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны; все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются;           создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая вред коррупции;            создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции;                      чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, и эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции;

Информация о работе Роль правового государства в борьбе с коррупцией