Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа
Практика допроса малолетних свидетелей в значительной мере развивается стихийно и в гораздо меньшей степени, чем допрос взрослых свидетелей, управляется рекомендациями, обобщающими опыт лучших следователей. Некоторым следователям удается за счет житейского и профессионального опыта находить остроумные и эффективные методические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для установления истины показаний.
Предъявляемое несовершеннолетнему обвинение должно быть предельно обоснованным и мотивированным, изложено в понятных обвиняемому выражениях. Если следователь не опасается, что это может нарушить его тактический план, целесообразно в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого включить ссылку на доказательства. При помощи этого у несовершеннолетнего можно создать убеждение, что следователю уже в основном все известно и пытаться ввести его в заблуждение бесполезно.
Выяснению вопроса, признает ли несовершеннолетний себя виновным, должно предшествовать терпеливое и подробное разъяснение ему предъявленного обвинения. Необходимо ясно и просто объяснить значение юридических терминов, содержащихся в постановлении, существо обвинения и юридическую квалификацию преступления.
Целесообразно
предложить несовершеннолетнему изложить
свои показания, начиная с периода,
предшествовавшего событию
Для несовершеннолетних характерно признание своей вины. Проведенные исследования показавают, что подавляющее большинство несовершеннолетних обвиняемых признают себя виновными в совершенных преступлениях. Это объясняется тем, что подростки, как правило, не готовятся заранее к преступлению, не разрабатывают систему сокрытия следов, не продумывают ссылок на алиби. Обычно преступления несовершеннолетних носят ситуативный, спонтанный характер, нередко перерастают из озорства, праздного нахождения на улице, часто связанны с употреблением спиртных напитков и наркотиков.
Согласно ст.173 УК РФ, допрос несовершеннолетнего обвиняемого начинается с того, что обвиняемый дает показания по существу предъявленного обвинения. Это так называемый свободный рассказ. Но следует помнить, что получить достаточно подробный рассказ от подростка - правонарушителя не так-то просто - сказывается уровень общего развития допрашиваемого, отсутствие привычки и умения последовательно и обстоятельно рассказывать о каких-либо событиях, четко излагать свои мысли. Поэтому практически свободный рассказ производится с активной помощью следователя. Иначе этот рассказ не даст возможности составить представление о последовательности событий, о деталях, о конкретных действиях подростка и других участников преступления. Однако, такая помощь должна исключать навязывание или подсказывание допрашиваемому сведений, которыми следователь уже располагает сам из других источников. Допустимо в процессе свободного рассказа задавать вопросы, уточняющие и конкретизирующие сказанное несовершеннолетним. Когда обвиняемый признает себя виновным, роль следователя заключается в тщательном выяснении всех обстоятельств дела, и, в частности, обстоятельств, ранее не известных следователю и свидетельствующих об осведомленности допрашиваемого. Это важно и потому, что `'объективным критерием достоверности признания подозреваемого и обвиняемого прежде всего является ссылка на факты, ранее известные следователю, которые можно проверить с помощью других доказательств `' Карнеева Л.Н., Соловьев А.Б. и др. Допрос подозреваемого и обвиняемого. - М: Просвещение, 1969г. с.9
Например, допрашивая подростка, необходимо выяснить, кто еще знает о совершенном преступлении, где находится орудие преступления, похищенные вещи и т.д.
Характерной особенностью допроса несовершеннолетнего обвиняемого является то обстоятельство, что предъявление обвинения и последующий допрос производится с участием защитника. Как правило, присутствие защитника положительно сказывается на поведении подростка на допросе. Он знает, что защитник - это лицо, представляющее его интересы, которое в силу своего процессуального положения обязано выявить обстоятельства, оправдывающие или смягчающие вину обвиняемого. Это убеждает несовершеннолетнего в объективности следствия и способствует получению от него правдивых показаний.
На практике следователь иногда сталкивается с тем, что обвиняемые как взрослые, так и несовершеннолетние для того, чтобы уйти от уголовной ответственности прибегают к даче ложных показаний.
Обвиняемый
обычно заранее готовится к допросу
и продумывает свои ложные показания.
Он с нетерпением ждет возможности
изложить подготовленные им объяснения.
Расширение темы допроса может обескуражить
его, изменить его позицию, расположить
его к даче правдивых показаний.
Таким образом, иногда удается предотвратить
дачу ложных показаний. Даже тогда, когда
обвиняемый признает правильным предъявленное
обвинение, естественно его стремление
преуменьшить свою вину. В таких
случаях не нужно торопиться и
изобличать его в том, что он недостаточно
правдиво освещает обстоятельства дела.
Преждевременно выраженное недоверие
к показаниям несовершеннолетнего
может привести к тому, что он
вообще откажется от показаний. В
таких случаях обвиняемому
Слушая несовершеннолетнего, следует внимательно следить за ним с тем, чтобы разобраться в его позиции: что его волнует, чем он обеспокоен, виноват ли он или обвинения не обоснованы.
Убеждая несовершеннолетнего давать правдивые показания, нужно объяснить ему, почему это важно прежде всего для него. Взрослый обвиняемый об этом только думает, а несовершеннолетний может спросить: `'Мне-то что от этого? Лучше ли будет, если сознаюсь?`' Здесь многое зависит от умения следователя правильно и убедительно ответить на этот вопрос.
Особенностью
психики несовершеннолетних является
повышенная внушаемость. Это допустимо
использовать для того, чтобы помочь
положительным эмоциям
Допрашивая
несовершеннолетнего
Важное
место при допросе
В
этом случае следователю следует
убедить несовершеннолетнего в
ошибочности и вредности таких
представлений о товариществе, разъяснить,
что правдивые показания, прежде
всего, помогут установить истинную
роль каждого из сообщников. Нередко
ложь несовершеннолетнего
При расследовании уголовного дела № 02/1237 Архив Октябрьского РОВД гор. Томска. Уг. дело № 02\1237 по обвинению Гришаева, Лебедева и Тимакова в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.158 ч.2, 161 ч.2 УК РФ, в результате допросов несовершеннолетние Гришаев и Тимаков, выгораживая Лебедева, давали ложные показания. Сопоставив материалы уголовного дела - протоколов осмотра места происшествия, протокол допроса потерпевшей Дмитриевой об объеме похищенного имущества, также внешние физические данные подростков, было установлено, что совершить кражу вдвоем Гришаеву и Тимакову было не под силу. Предъявив данное доказательство обвиняемым Гришаеву и Тимакову, при повторном допросе, подростки указали на третьего взрослого соучастника преступления - Лебедева.
Особенно важно преодолеть влияние на несовершеннолетнего со стороны взрослого соучастника. Если несовершеннолетний обвиняемый пытается скрыть подлинную роль взрослого, следует объяснить ему, сколько вреда принес ему взрослый соучастник, толкнувший обвиняемого на преступление в своих корыстных и иных целях.
Так, в ходе предварительного расследования уголовного дела № 05/93 Архив Октябрьского РОВД гор. Томска. Уг. дело № 05\39 по обвинению несовершеннолетнего Симонова по ст.161 ч.2 УК РФ и Воднева по ст.161 ч.2, 150 ч.2 УК РФ обвиняемый Симонов дал правдивые показания, касающиеся совершенного им и Водневым преступления. При допросе Симонов показал, что Воднев настаивал на том, чтобы Симонов не упоминал о его участии в совершении преступления и всю вину взял на себя. При допросе Воднев свое участие в совершении преступления отрицал, выяснив все это на первоначальной стадии расследования, с целью оградить Симонова от влияния взрослого Воднева, в отношении его была избрана мера пресечения - заключение под стражу, тогда как мера пресечения несовершеннолетнего Симонова была не связана с арестом. Позже обвиняемый Воднев изменил свои первоначальные показания, признав себя виновным в содеянном преступлении.
3.5 Допрос несовершеннолетних с учетом их половых различий
Каждый подросток - это неповторимый мир. Признавая данное положение, в криминалистической практике тем не менее многие годы не учитывались половые различия несовершеннолетних. Между тем известно, что половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психо-сексуального развития. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков, например, так, в подростковом возрасте процесс психо-сексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течении 3-4 а не в 4-5 лет Семенюк Л.Н. Психологические особенности агрессивного подростков и условия его коррекции.- М:с.45.
Мальчики, несмотря на то, что они физические сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов.
Подросток - девочка должна быть в большей степени лояльна, терпима, должна уметь прощать и уступать. Роль мужчины предписывает мальчику более мужественное, активное, самостоятельное поведение, большую, чем у девочек, независимость суждений и поступков.
На ряду с биологическим предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играет социальные и культурные стереотипы. Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1. Причем агрессивность по разному проявляется разными девочками и мальчиками, что требует рассмотрения их индивидуальных различий.
В ходе написания данной работы, я пришел к выводу, что при допросе несовершеннолетних обвиняемых мужского и женского пола, существуют различия в тактике, это связано с их возрастными, биологическими и психологическими особенностями.
Хотелось бы отметить, что несовершеннолетние обвиняемые женского пола отличаются от несовершеннолетних обвиняемых мужского пола уровнем развития интеллекта, психологическим состоянием и рядом других личностных качеств. Так, девочки-подростки чувствительны, эмоциональны, возбудимы, имеют более богатую гамму чувств. Девушки более доверчивы, легче идут на контакт со следователем, полагаясь, как правило, при этом на свою интуицию, здравый смысл, больше анализируют, сопоставляют свою вину и доказательства предъявляемые следователем.
Примером тому может служить уголовное дел № 06/482 Архив Кировского РОВД гор. Томска. Уг. дело № 06\482 по обвинению мальчиков-подростков Алферова, Важенина, Кисилева и Николаева и девочки-подростка Ламоновой по ст.158ч.2 УК РФ. Указанная группа подростков совершала кражи автомобилей из гаражных кооперативов г.Томска. Ламонова сама разрабатывала планы похищения автомобиля. Алферов, Важенин, Кисилев и Николаев, согласно ее замыслу, похищали автомобили в г.Томске, перегоняли их к ней в г.Юргу в Кемеровской области, где она, в свою очередь, предоставляла места для сокрытия похищенных автомобилей, также реализовывала краденное. В ходе расследования Ламонова пыталась запутать следствие, готовилась заранее к допросам, в процессе самих допросов она преуменьшила свою роль в совершении преступления, пыталась все вину свалить на подростков - мальчиков. Обвиняемая Ламонова склонная к анализу, планировала свои показания. При проведении следственных действий ее поведение существенно отличалось от поведения мальчиков, она гораздо `'острее и тоньше`' реагировала на доказательства, предъявляемые для ее изобличения, и, с учетом полученной информации, каждый раз выдвигала новую версию ее деяний. Уровень развития, ее интеллект были выше, чем ее подельников. При изучении ее личности выяснилось, что Ламонова увлекается Пикулем, Булгаковым и др.. В то время, как мальчики даже не слышали об этих авторах. В связи с этим тактические приемы в допросе Ламоновой носили более сложный характер, сам допрос требовал более серьезной подготовки, при допросе предъявлялись доказательства, был избран деловой тон беседы и определенная линия поведения следователя Архив Октябрьского народного суда.