Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа
Практика допроса малолетних свидетелей в значительной мере развивается стихийно и в гораздо меньшей степени, чем допрос взрослых свидетелей, управляется рекомендациями, обобщающими опыт лучших следователей. Некоторым следователям удается за счет житейского и профессионального опыта находить остроумные и эффективные методические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для установления истины показаний.
Хотелось бы еще раз акцентировать внимание на то, что девочки-подростки более чувствительны, эмоциональны, в своих привязанностях более постоянны, чем юноши. Избрав определенную линию поведения, девочки, как правило, не отступают от нее, независимо от того, какие сложились обстоятельства.
В качестве примера хотелось бы привести уголовное дело № 02/2126 Архив Октябрьского РОВД гор. Томска. Уг. дело № 02\2126 по обвинению несовершеннолетней Зиминой в совершении преступления, предусмотренного ст.158ч.2 УК РФ. В ходе предварительного следствия было установлено, что Зимина совершила кражу в сговоре с неустановленным следствием молодым человеком. По имеющейся оперативной информации стало известно, что кражу Зимина совершила вместе со своим близким другом. Однако, в процессе допроса данный факт Зимина отрицала, говорила, что данное преступление она совершила одна. Выбранную линию поведения она не изменила, своего подельника не выдала. Следствию не удалось добыть достаточных и объективных доказательств для привлечения ее друга к уголовной ответственности. Этот пример свидетельствует лишний раз о том, что ее личные привязанности, чувства оказались гораздо сильнее сложившихся обстоятельств и тех последствий, которые возникли по отношению к ней. Следователю не удалось убедить ее в обратном, она предпочла взять всю вину на себя, оградив своего близкого друга.
Учитывая перечисленные различия, при допросе девушек упор нужно делать на их мыслительную деятельность (используя доказательства, ставить мыслительные задачи, демонстрировать мыслительную цель рассуждений), кроме того необходимо применять приемы эмоционального воздействия, делать упор на их чувства (уважение и любовь к родным и близким, стыд, гордость, переживания за совершенное преступление), т.е. предмет беседы также должен иметь для них эмоциональное значение. Целесообразнее вести допрос девушек в более быстром темпе. У юношей эмоции и чувства имеют более слабую окраску, они более сдержаны и скрытны в некоторых вопросах. Как и при допросе девушек также необходимо использовать психическое воздействие. Оно необходимо особенно для установления психологического контакта. Если в ходе следствия контакт между следователем и допрашиваемым установлен не был, то юноши гораздо чаще, чем девушки прибегают к даче ложных показаний в ходе допроса. Предпосылками к тому являются, во-первых, боязнь ответственности за совершенное деяние (особенно это явно выражено у лиц ранее осужденных либо привлекавшихся к уголовной ответственности), во-вторых, их склонность к фантазированию, в-третьих, чувства ложного товарищества и ряд других психологических и индивидуальных особенностей. Допрос несовершеннолетних юношей должен носить более строгий, официальный характер, более сдержанный и медленный темп.
Примером тому может служить уголовное дел № 05/673 Архив Октябрьского РОВД гор. Томска. Уг. дело № 05\673 по обвинению несовершеннолетнего Кириллова в совершении преступления, предусмотренного ст.161 ч.1 УК РФ. В ходе предварительного расследования было установлено, что Кириллов воспитывался без родителей, старшей сестрой, ранее был осужден и отбывал наказание ВТК - 1 Томской области. При первом допросе в качестве подозреваемого несовершеннолетний Кириллов дал правдивые показания, признавшись в совершении грабежа из корыстных побуждений. Однако, в дальнейшем Кириллов, осознав тяжесть своего положения, решил попытаться уйти от уголовной ответственности и изменил данные им ранее показания, пояснив, что умысла на лишение чужого имущества он не имел, а шапку снял с малознакомой ему девушки, решив подшутить над ней. Изучение личности правонарушителя, в частности, морально-волевого облика, отношение к преступлению и к возможному привлечению к уголовной ответственности показало бесперспективность воздействия следователя на внутренний и духовных мир допрашиваемого. Следователю было понятно, что ему противостоит волевой и хорошо подготовленный ко лжи противник. В связи с этим нельзя было рассчитывать на раскаяние Кириллова или на эффективность допроса без тщательной подготовки. Следствие располагало сведениями о том, что обвиняемый Кириллов уговаривал потерпевшую скрыть правду, изменить показания и представить его действия как неудачную шутку. Потерпевшая, поддавшись влиянию несовершеннолетнего Кириллова, стала изменять ранее данные показания в его пользу. Было решено не вызывать на допрос Кириллова до тех пор, пока не будут собраны доказательства его виновности. Одновременно с потерпевшей была проведена беседа о недопустимости ее поведения, упомянуто об ответственности за дачу ложных показаний и ложный донос. В процессе работы с потерпевшей был использован метод убеждения. В результате ею были даны показания, соответствующие действительности, позволяющие в дальнейшем собрать необходимые доказательства, уличающие Кириллова в совершенном преступлении. Благодаря этому, дальнейшая вина Кириллова в совершении грабежа была доказана. При допросах Кириллов применялись различные тактические приемы, предъявлялись доказательства, применялись методы изобличения и убеждения. Однако, несмотря на это, Кириллов, имея упрямый и напористый характер, твердо решил придерживаться избранной линии поведения и факт совершения им деяния - как преступного, отрицал.
Описываемый пример лишний раз подтверждает мнение многих авторов о том, что эффективность допроса и получение желаемых результатов от него во многом зависит от личностных, психологических особенностей подростков.