Тактика допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….......3
Глава I. Общие положения допроса несовершеннолетн........................…..5
Глава II. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних…………………………………………………………….....9
1. Подготовка к проведению допроса. …………………………………....9
2. Тактика получения показаний от несовершеннолетнего……………....14
3. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних……….....20
Глава III. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних………………………………………………………….…..24
Заключение……………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы……………………..……………..….30

Вложенные файлы: 1 файл

taktika_doprosa_nesovershennoletnih.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

При оформлении показаний малолетнего заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное - получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний28.

В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили.

При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять не свойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса29.

Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе.

Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, также как и замечания к нему.

Звукозапись показаний несовершеннолетних способствует совершенствованию процесса проверки и оценки доказательств, включающего не только исследование фактов, о которых сообщил допрашиваемый, но и анализ условий, методов, средств получения от него сведений. Прослушивание фонограммы предоставляет возможность проверить, что говорил несовершеннолетний допрашиваемый, как он говорил, в ответ на какой по содержанию и форме вопрос последовало то или иное высказывание. Аудиозапись допроса малолетних позволяет осуществлять контроль за правильностью истолкования следователем детских высказываний с их характерными особенностями.

Сразу же по окончании допроса необходимо предоставить возможность малолетнему свидетелю (потерпевшему), конечно, если он не слишком утомлен допросом, прослушать фонограмму. Иногда это способствует оживлению в памяти дополнительных деталей события, о которых ребенок забыл упомянуть, выявлению самим допрашиваемым ошибочных высказываний, неудачных формулировок, искажающих смысл сообщения, и, соответственно, своевременному их исправлению.

Что касается видеозаписи допроса несовершеннолетних, то это, на наш взгляд, наиболее оптимальный вариант фиксации следственного действия (в дополнение к протоколу). Видеофиксация их допросов дает возможность запечатлеть не только смысловую, но также интонационную, эмоциональную, образную информацию30.

Таким образом, фиксация хода и результатов проведения допроса несовершеннолетнего имеет важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать следователю при составлении протокола с целью более полного, объективного и результативного отражения показаний несовершеннолетнего и дальнейшего их использования при производстве по делу. Применение аудио- и видеозаписи для фиксации допроса несовершеннолетних не только полно и точно отражает их речевые особенности, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Также наличие аудио- и видеозаписи позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного  действия,  а также    предоставляет  суду возможность   объективно   оценить   полученные   от   несовершеннолетних показания.

 

 

 

 

Глава III. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних

Следователь должен хорошо знать психологические  особенности несовершеннолетних и  учитывать их при выборе тактических  приемов при проведении допроса. Данные особенности прежде всего связаны с возрастом несовершеннолетнего.

В.В. Романов считает, что в отечественной психологической науке на базе огромного педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации не достигших совершеннолетия: младенческий возраст (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет); подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет); старший школьный или ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет)31. Охарактеризуем психологические особенности несовершеннолетних перечисленных возрастных групп, которые являются криминалистически значимыми при производстве допроса.

Первая группа, относящаяся к  младенческому возрасту от момента рождения до одного года, нами рассматриваться не будет в силу её незначимости.

Следственной практике известны крайне редкие случаи допроса детей второй возрастной группы (от 1 года до 3 лет). Допросы таких детей, как уже упоминалось, целесообразно заменить игрой, беседой или опросом32.

Допрос несовешеннолетних третьей группы, представляющих дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) составляет особую сложность. Следует учитывать, что эти дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментально. При воспроизведении наблюдающегося события дети этой группы более подробно описывают второстепенные его стороны, дополняют фантазией увиденное, легко поддаются влиянию старших, в силу большой внушаемости.

Обычно дети дошкольного возраста выделяют в ситуации центральное  действие, которое в их памяти мало связывается с другими воспринятыми действиями и их последовательностью.

На практике не является редкостью  допрос детей о действиях людей и совершавшихся при этом движениях, подменного значения которых дети не понимают, например, показания относительно сексуальных (гомосексуальных) посягательств33.

В результате проведенного М.М. Коченовым и Н.Р. Осиповым исследования было установлено, что содержание показаний малолетних свидетелей чаще всего составляют:

  1. описание происходивших на глазах ребенка ссор, драк, убийств и иных действий людей в остроконфликтных ситуациях;
  2. описание действий сексуального характера, направленных на самого ребенка или иных лиц, зачастую других детей;
  3. описание внешности людей (с указанием на черты лица, возраст, рост, детали одежды, цвет, форму и т.п.);
  4. описание различных материальных объектов (с указанием их размеров, формы, цвета, положения в пространстве и т.п.);
  5. описание слышанных разговоров с передачей их содержания и эмоциональной окраски.

Значительно реже содержание показаний детей составляют:

  1. описание и оценка характеров, привычек, склонностей людей;
  2. описание взаимоотношений между людьми до события, составляющего содержание уголовного дела;
  3. истолкование причин конфликтов,  ссор, тех или иных отношений между людьми;
  4. истолкование намерений и побуждений людей, мотивов их поступков34.

При допросе детей четвертой  возрастной группы, младшего школьного  возраста (от 7 до 11 лет) – отмечаются навыки осознанного восприятия, логического суждения и повествования, формирование системы взаимосвязанных понятий, а также появляется практический опыт общественного общения и морального поведения. Тем не менее дети этой группы при описании сложных явлений не всегда в состоянии отличить главное от второстепенного, а отсутствие жизненного опыта склонны дополнять воображением. Эти дети хорошо воспринимают предметы и события, которые им близки и их интересуют. Об этих наблюдениях они могут дать объективную информацию в случае хорошего психологического контакта с ними при умелом допросе.

У детей пятой возрастной группы – подростковой (с 11 до 15 лет) при  допросе отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремления общаться с людьми, самостоятельность в работе, проявления чувства долга и ответственности. Все эти качества способствуют запечатлению и воспроизведению информации. Однако для этого возраста характерны излишняя самоуверенность и самолюбие, неуравновешенность поведения, некоторая склонность к фантазии. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания со стороны товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Также дети этой группы могут дать неправильные показания под влиянием взрослых35.

При допросе несовершеннолетних шестой возрастной группы (15-18 лет) – в целом  уже действуют психические закономерности взрослого человека, однако у некоторых юношей и девушек этого возраста могут отмечаться неправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением к независимости. В этой связи юноша лихачество пьяного шофера воспринимает как проявление смелости. К 16 годам у молодых людей в целом формируется правосознание, завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность. В этой связи признается, что допросы лиц, достигших 16-17 лет, целесообразно проводить в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых36.

Таким образом, каждому возрастному  периоду развития подростка присущи  разный круг общения, ценностные ориентации, уровни социального интеллекта и развития. Все эти факторы существенно влияют на его поведение, отношение к происходящему, в том числе к самой процедуре судопроизводства, что безусловно необходимо учитывать следователю, независимо от того в какой процессуальной роле выступает несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он ни проходил по делу, его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития.

Заключение

Таким образом, в результате решения задач курсовой работы была достигнута поставленная  мною цель. Можно сделать следующие выводы:

Процедура допроса несовершеннолетних основывается на общих положениях производства допроса как следственного действия, урегулированных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Однако при анализе отдельных статей УПК РФ можно выделить существенные процессуальные особенности, касающиеся процедуры допроса несовершеннолетних, как специальных субъектов уголовного судопроизводства (ч. 4 ст. 187, ст. 191, ст. 425 УПК РФ). Также допрос несовершеннолетних подчиняется общим тактическим положениям и принципам обозначенным в криминалистической теории (активность, целеустремленность, объективность, полнота).

Тактика допроса несовершеннолетних имеет специфические особенности, обуславливаемые их индивидуальными свойствами и уровнем развития, и определяются в зависимости от особенностей психики детей и подростков различного возраста. Исходя из особенностей детской психологии вытекают и требования, предъявляемые к тактике их допроса. В каждом случае она определяется с учетом возраста, пола и уровня развития ребенка. В этой связи основополагающим началом допроса является тактический прием. Таким образом, нами были обозначены тактические приемы в зависимости от стадии допроса: тактические приемы, направленные на подготовку к допросу; тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего. В зависимости от типичных следственных ситуаций: тактические приемы, направленные на установления психологического контакта; тактические приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок; тактические приемы, направленные на преодоление ложных показаний и умолчания об обстоятельствах дела.

Также нами были рассмотрены основные психологические черты несовершеннолетних по возрастным группам. Знание данных факторов необходимо следователю для правильной, объективной оценки и интерпретации полученных от несовершеннолетнего показаний. Также для умения направлять и формировать тактические приемы в зависимости от психического состояния и развития несовершеннолетнего. Таким образом, результативность допроса несовершеннолетнего напрямую зависит от знания следователем как основных психологических характеристик той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемый, так и его личностных качеств. И если изучение последних происходит, в основном, на стадии подготовки к допросу, то получение базовых знаний относительно возрастной периодизации несовершеннолетних - элемент профессиональной подготовки работников следствия.

Заключением процедуры допроса  несовершеннолетнего является фиксация хода и результатов допроса. Эффективное решение проблемы повышения качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних является использование аудио- и видеозаписи (в дополнение к протоколу), которое не только обеспечивает полное и точное отражение речевых особенностей несовершеннолетних, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Наличие аудио- и видеозаписи позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания.

Таким образом, в результате написания  курсовой работы нами были получены теоретические  и практические навыки производства такого следственного действия как допрос несовершеннолетнего.

 

Список использованной литературы.

 

Нормативные правовые акты:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 г. N 5 "О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту".

Учебная и научная  литература:

  1. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев. - М.: Юридическая литература. – 2009 г. - 327 с.
  2. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений / А.Н. васильев, Л.М. Карнеева. - М.: Юридическая литература. -  2009 г. – 342 с.
  3. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А.Н. Гуев. – 2011 г. [Электронный ресурс].-.- режим доступа: информационно-правовая база ГАРАНТ, 2011
  4. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие / М.М. Коченов, Н.Р. Осипова - М. Юристинформ. – 2009 г. – 263 с.
  5. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних / С.В.Кузнецова, Т.С.Кобцова. – М.: Экзамен, 2010. – 268 с.
  6. Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф.дис. канд. юрид. наук. / С.В. Матвеев. - М., 2003. – 52 с.
  7. Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних / Г.М. Миньковский. - М.: Юридическая литература. -  2009 г. – 346 с.
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология при допросе: теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова.- М.: Тривола. – 2007 г.- 286 с.
  9. Пантелеев И.Ф.Следственная тактика: Учебное пособие / И.Ф. Пантелеев. - М. Юристъ. -  2008 г. -  243 с.
  10. Попов, А.Н. Особенности предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних: автореф. дис. канд. юрид. Наук / Нопов А.Н. - Красноярск, 2007. – 43 с.
  11. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии / Н.И. Порубов. – М.: БЕК. – 2009. – 347 с.
  12. Приходько К.И. Когда перед следователем несовершеннолетний / К.И. Прихотько. - М.: Юридическая литература. – 2010г. - с.63-65
  13. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. – 2005. –508 с.
  14. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник / В.В. Романов. - М.: Юристъ. – 2009 г.- 365 с.
  15. Томин В.Т., Поляков М.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 3-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт". - 2011 г. – 392 с.
  16. Черных Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. ... канд. юрид. Наук /  Э.А. Черных. - М., 2004 г. - 296 с.
  17. Шавер Б.М. Методика расследования преступлений несовершеннолетних / Б.М.Шавер. - М.: Юрлитинформ. - 2010 г. – 265 с.
  18. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: учебное пособие / Н.Г. Шурухнов. – М.: Юристъ, 2006. – 639 с.
  19. Щерба С.П. Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающих физическими или психическими недостатками / С.П. Щерба. - М.: Юридическая литература. -  2005 г. - 291с.

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних