Тактика допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….......3
Глава I. Общие положения допроса несовершеннолетн........................…..5
Глава II. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних…………………………………………………………….....9
1. Подготовка к проведению допроса. …………………………………....9
2. Тактика получения показаний от несовершеннолетнего……………....14
3. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних……….....20
Глава III. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних………………………………………………………….…..24
Заключение……………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы……………………..……………..….30

Вложенные файлы: 1 файл

taktika_doprosa_nesovershennoletnih.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

– в каком эмоциональном состоянии  находился ребенок в момент восприятия интересующих правоохранительные органы событий (был ли, в частности, напуган, взволнован и т.п.); чем был занят в этот момент, принимал ли сам участие в событии или мог только наблюдать его, было ли это событие в центре его внимания;

– чем занимался, как проводил время  в период между воспринимавшимся событием и допросом (это важно для установления возможности «наслоения» последующих впечатлений);

– рассказывал ли ребенок о событиях, о которых его предполагается допросить, и если рассказывал, то кому и что именно;

– обсуждали ли взрослые эти события в присутствии ребенка.

Особое место в изучении личности несовершеннолетнего занимает определение особенностей его темперамента и характера, что значительно упрощает установление психологического контакта с допрашиваемым, позволяет правильнее понимать особенности его поведения, дает возможность варьировать нужным образом тактические приемы допроса13.

Решая вопрос о приглашении педагога для участия в допросе несовершеннолетнего, необходимо учитывать целесообразность вызова того или иного конкретного лица. Естественно, предполагается незаинтересованность педагога, отсутствие неприязненных отношений, а отсюда и предвзятости, как со стороны педагога, так и допрашиваемого. В ряде случаев в связи с характером дела, ролью в нем несовершеннолетнего, его индивидуальными особенностями должно учитываться мнение самого допрашиваемого о вызове на допрос определенного педагога14. При подготовке к рассматриваемому следственному действию необходимо продумать время и особенности вызова допрашиваемых.

С другой стороны, несовершеннолетние остро реагируют на эмоциональное воздействие. При восприятии событий, способных вызвать у допрашиваемого сильные переживания, может наступить психологическая заторможенность, затрудняющая правильное воспроизведение (особенно это касается потерпевших). В этих случаях необходимо отложить допрос, пока ребенок не успокоится.

Согласно ч. 4 ст. 188 УПК РФ лица, не достигшие возраста шестнадцати лет, вызываются на допрос через законных представителей либо через администрацию по месту работы или учебы допрашиваемых. Последний вариант предпочтительнее, когда допрос, во избежание нежелательного влияния на несовершеннолетнего, нужно произвести тайно от родителей и других родственников. Однако следователю необходимо осторожно подходить к реализации на практике данного положения, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы, что может повлиять на отношение несовершеннолетнего к самому допросу15.

Важным вопросом, подлежащим разрешению при подготовке к рассматриваемому следственному действию, является выбор места производства допроса. В каждом конкретном случае он должен определяться характером совершенного преступления, психологической атмосферой расследования и собранными сведениями о лице, которое предстоит допросить. Так, например, малолетних, а также застенчивых подростков целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке, в условиях, наиболее приближенных к их повседневному окружению: в школе, дома или в детском саду. В помещении полиции или прокуратуры указанные лица теряются, начинают бояться, перестают доверять даже близким взрослым. Незнакомая обстановка может затормозить процессы мышления у малолетних, что будет препятствовать даче ими исчерпывающих показаний. Малолетних, легкомысленно относящихся к случившемуся, а также подростков с развязным, дерзким поведением, наоборот, целесообразно вызывать для дачи показаний в помещение полиции или прокуратуры и допрашивать в официальной обстановке, которая подчеркнет важность выполняемой ими функции. При этом необходимо убрать вещи, которые могут отвлечь внимание допрашиваемого, посадить его в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т.д., чтоб несовершеннолетний мог сосредоточиться на предмете допроса.16

Итогом подготовки к рассматриваемому следственному действию должно явиться составление письменного плана. Следователю необходимо точно сформулировать вопросы, продумав, насколько та или иная форма будет доступна для понимания допрашиваемого. Главное же требование, предъявляемое к вопросам, заключается в том, чтобы они не носили наводящего, внушающего характера. При этом необходимо отметить, что внушающими могут быть не только существо и форма вопроса, но и место его среди других вопросов17.

Таким образом, перечисленные нами группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе стадии подготовки  к  допросу, способствуют обеспечению и пополнению информационной базы допроса (в первую очередь, получении достаточных сведений о личности несовершеннолетнего),   а также процессуальной и тактической организации следственного действия.

  1. Тактика получения показаний от несовершеннолетнего

Тактика рассматриваемого следственного действия строится с учетом общих положений, относящихся к получению показаний. Однако это вовсе не означает, что при проведении допроса несовершеннолетних следователь должен использовать те же тактические приемы, что и при допросе взрослых. В каждом конкретном случае общие тактические приемы должны существенно дополняться и конкретизироваться применительно к возрастным и психологическим особенностям данной категории лиц.  Специфика тактических приемов, реализуемых в ходе рассматриваемого следственного действия, отчетливо проявляется еще на стадии подготовки к допросу18.

Итак, в начале допроса важно обратить особое внимание на разъяснения присутствующему на допросе педагогу его прав и обязанностей. В данном случае следователь должен заметить, что в ходе следственного действия недопустимы какие-либо оценки и нравоучения. Педагог, приглашенный для участия в допросе, не знает материалов дела, обстоятельств совершенного преступления, его мотивов, и поэтому его оценочные суждения относительно действий допрашиваемого, не имеющие под собой достаточных оснований, могут унизить достоинство несовершеннолетнего, привести к потере контакта с ним19.

Одним из условий допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, обеспечивающих получение полных и достоверных показаний, служит установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым. В отдельных случаях, когда контакт с ребенком не налаживается, можно прибегнуть к приему, основанному на многочисленных наблюдениях психологов и педагогов о том, что дети часто проявляют повышенный интерес к людям, не обращающим на них внимание, и, привыкнув к их присутствию, сами пытаются вступить в общение с ними. «В подобных случаях следователь может занять выжидательную позицию, сделать вид, что занимается своими делами, не имеющими к ребенку никакого отношения, в то время как с ребенком разговаривает педагог или сопровождающее лицо»20.

 Затем общая беседа следователя с допрашиваемым плавно переходит к выяснению вопросов по анкетной части бланка протокола. На данном этапе оба собеседника намечают линию своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу. Главная задача следователя – правильно диагностировать личность допрашиваемого21.

Что касается малолетних, то здесь средства создания мотивации к даче показаний совсем иные. Так, в случае допроса ребенка младшего школьного возраста таким средством может служить разъяснение допрашиваемому, что от него ждут помощи в важном деле, причем эта помощь крайне необходима. Подобная позиция иногда порождает стремление к «уточнению» и «усилению» деталей, а иногда и к их искажению ради того, чтобы рассказ получился более внушительным.

После выяснения всех организационных вопросов необходимо плавно перейти к осуществлению самого допроса.

Допрос несовершеннолетних начинается с их свободного рассказа. Как известно, форма самостоятельного изложения показаний предпочтительнее по сравнению с вопросно-ответной, поскольку в большей степени обеспечивает достоверность получаемых сведений. В свободном рассказе любого из допрашиваемых меньше искажений, чем в ответах на воздействующие внушающе и порождающие определенную настороженность вопросы. Свободный    рассказ    несовершеннолетнего    обычно    фрагментарен    и недостаточно конкретен. В процессе изложения допрашиваемый часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Тем не менее, несовершеннолетнего нельзя торопить, обрывать, досказывать за него. Особенно важно не задавать допрашиваемому вопросов и не делать замечаний, пока он не окончит свой свободный рассказ.

 Естественно, чем меньше возраст допрашиваемого, тем труднее получить от него свободный рассказ. Это практически неисполнимо для детей 6-7 лет, если их специально не готовили к допросу. Связность, последовательность, легкость рассказа о сложных событиях нередко указывают на несамостоятельность его построения, вмешательство взрослых в процесс формирования показаний. Дети не способны связно передать свои впечатления о случившемся и могут рассказать об этом, лишь отвечая на вопросы, что повышает требования к их постановке22.

По мнению М.М. Коченова и Н.Р. Осиповой, во время допроса психологические возможности ребенка будут использованы наиболее полно при условии постановки перед ним вопросов постепенно возрастающей сложности. Вначале ребенку следует предложить перечислить, кто участвовал в наблюдавшемся им событии, какие предметы заметил ребенок, после этого рассказать, кто и какие действия совершал, и, наконец, выяснить, как ребенок понимает сущность события и его внутреннее содержание.

Ориентировка в последовательности явлений прошлого у несовершеннолетних также имеет свои особенности: точность временной локализации зависит от точности воспроизведения содержания прошлых событий; правильная ориентировка в последовательности прошлого зависит в значительной степени от связи локализуемого момента с предшествующим и последующим моментом; воспроизведение последовательности прошлого зависит от яркости, живости, эмоциональности представлений, отображающих локализуемое и связанные с ними представления23.

Также важно отметить, что при допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших особенно) вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать с нейтральными либо вопросами, вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание по отношению к допрашиваемому. Об этом следует помнить, прежде всего, при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посягательствам или наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей24.

Используя метод аналогии, сравнения, метод постановки контрольных и напоминающих вопросов, метод освещения события с различных его сторон, следователь может получить от несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) ценные сведения о событиях, слабо закрепленных в его памяти вследствие непроизвольного запоминания.

Если в результате детализации и конкретизации показаний допрашиваемого становится очевидной их ложность, следователь должен сосредоточить внимание на выяснении возможных причин, мешающих несовершеннолетнему   сказать   правду.   Для   этого даже может быть прерван допрос, если необходимые данные не были собраны при его подготовке.

Для разоблачения лжи при допросе  несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого возможно применение следующих тактических приемов:

  1. допущение легенды – следователь, зная, что допрашиваемый дает ложные показания, дает ему возможность высказаться, чтобы он сам вошел в противоречия со своими же прежними утверждениями или с собранными доказательствами;
  2. внезапность – придаче допрашиваемым ложных показаний ему, вне связи с темой показаний, внезапно задается вопрос или предъявляется доказательство, о наличии которого допрашиваемый не знал. Данный прием часто сочетается с «допущением легенды»;
  3. создание представления об осведомленности в обстоятельствах совершенного преступления – следователь по ходу допроса преднамеренно сообщает допрашиваемому совокупность фактов, раскрывающих обстоятельства и отдельные детали совершения противоправного деяния. Поразившись знанию подробностей, допрашиваемый может прийти к выводу о том, что следователю известно все, и дача ложных показаний в этой ситуации бесполезны;
  4. отвлечения внимания – для получения правдивых показаний следователь «усыпляет» бдительность несовершеннолетнего. В этих целях, не акцентрируя внимания на главном вопросе, по поводу которого ему важно получить правдивые показания, растворяет его в числе других вопросов, не имеющих в данном случае существенного значения, и таким образом пытается получить разрозненные правдивые показания;
  5. инерция – следователь, беседуя с несовершеннолетним, незаметно переводит разговор на отвлеченные темы, но в сферу, связанную с выясняемым фактом. Допрашиваемый, увлеченный рассказом как бы о постороннем, при умелом направлении разговора, «по инерции» проговаривается о том, что собирался утаить от следователя;
  6. повторный допрос – несовершеннолетний дав ложные показания, старается придерживаться их и в дальнейшем. Однако он неизбежно забывает какие то подробности первоначальных ложных показаний, не может повторить их с такой же точностью на втором допросе25.

Важно учитыватиь фактор продолжительности  допроса. Продолжительность допроса не может быть одинаковой для всех детей, она определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве случаев продуктивно давать показания дети 3-5 лет могут около 15-20 мин.; дети 5-7 лет – около 20-25 мин.; дети 7-10 лет – от 25 до 35 мин. Если за это время следователь не успел выяснить интересующие его вопросы, то желательно сделать перерыв (после двух периодов допроса продуктивность интеллекта детей заметно снижается). Психологическая характеристика, описанная выше, обеспечивает и эффективность допроса несовершеннолетних более старшего возраста26

Использование  рассмотренных выше тактических приемов значительно повышает эффективность допросов несовершеннолетних на предварительном следствии, способствует получению от них в течение одного допроса достоверной и исчерпывающей информации и делает излишними их повторные допросы.

  1. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних

Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем, в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико.

Показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний27.

С учетом того, что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса, по мнению Г.М. Миньковского, следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. Это целесообразно потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний.

Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались.

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних