Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы - провести ретроспективный анализ участия суда в исполнительном производстве. Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать понятие исполнительного производства; 2. изучить проблемы исполнительности судебных актов в России.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2 1. Вопросы исполнительного производства, решение которых отнесено к компетенции судов……………………………………………………….3 2. Подведомственность и подсудность дел о разрешении вопросов исполнительного производства в рамках предварительного судебного контроля……………………………………………………………………4 3. Порядок обжалования действий судебного пристава – исполнителя………………………………………………………………..7 4. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя……………………………………….10 5. Защите прав лиц, не участвующих в исполнительном производстве……………………………………………………………..14 Заключение……………………………………………………………………….17 Список литературы…………………………………………………………...….18
Вопросы исполнительного производства,
решение которых отнесено к компетенции
судов……………………………………………………….3
Подведомственность и подсудность
дел о разрешении вопросов исполнительного
производства в рамках предварительного
судебного контроля……………………………………………………………………4
Порядок обжалования действий
судебного пристава – исполнителя………………………………………………………………..7
Защите прав лиц, не участвующих
в исполнительном производстве……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………...….18
Введение
Исполнительное производство
представляет собой установленный законом
порядок принудительного исполнения судебных
актов судов общей юрисдикции и арбитражных
судов, а также актов других органов, которым
при осуществлении установленных законом
полномочий предоставлено право возлагать
на граждан, организации или бюджеты всех
уровней обязанности по передаче другим
гражданам, организациям или в соответствующие
бюджеты денежных средств и иного имущества
либо совершению в их пользу определенных
действий или воздержанию от совершения
этих действий.
Говоря о соотношении исполнительного
и гражданского процесса, следует заметить,
что исполнительное производство как
применение специально уполномоченными
должностными лицами государства специальных
мер принудительного исполнения судебных
решений появилось несколько позже самого
судопроизводства, направленного на вынесение
этих самых решений, т.к. община принуждала
к исполнению принятых ею по спорам сородичей
решений собственным авторитетом. Это
является дополнительным аргументом для
обоснования того, что исполнительное
право выделилось не из гражданского процессуального
в чистом виде, а является автономным образованием
с собственными правовыми источниками.
Цель курсовой работы - провести ретроспективный
анализ участия суда в исполнительном
производстве. Исходя из цели исследования,
необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие исполнительного
производства;
изучить проблемы исполнительности
судебных актов в России.
Вопросы исполнительного
производства, решение которых отнесено
к компетенции судов
Суд (судья) является важным
участником исполнительного производства.
В его распоряжении имеются правовые средства,
обеспечивающие активное воздействие
на исполнительное производство.
Только суду принадлежат следующие
права: дача разъяснений по вынесенным
решениям и другим судебным актам, подлежащим
принудительному исполнению (ст. 17 Закона);
отсрочка, рассрочка исполнения решения,
а также изменение способа и порядка его
постановления (ст. 18); приостановление
и прекращение исполнительного производства
(ст. 20-24); обращение взыскания на имущество
должника, находящееся у других лиц (ст.
48); взыскание о выплате работнику среднего
заработка за время вынужденного прогула
или разницы в заработке за все время со
дня вынесения решения о восстановлении
работника по день исполнения исполнительного
документа (ст. 74); рассмотрение жалоб на
действия судебного пристава-исполнителя
(ст. 90); рассмотрение заявлений о защите
прав участников исполнительного производства
(ст. 91-93). За исключением жалоб на действия
судебного пристава-исполнителя, связанных
с исполнением исполнительного документа,
выданного арбитражным судом. Такие жалобы
подаются в арбитражный суд (п. 1 ст. 60).
2. Подведомственность
и подсудность дел о разрешении вопросов
исполнительного производства в рамках
предварительного судебного контроля
Суд вправе отменить действия
судебного пристава-исполнителя в случае
их обжалования. Кроме того, функции оперативного
контроля и утверждения отдельных исполнительных
действий с принятием Закона «0б исполнительном
производстве» возложены на старших судебных
приставов.
Рассмотрением дел по заявлениям
(жалобам) на решения и действия (бездействие)
судебного пристава-исполнителя занимаются
как арбитражные суды, так и суды общей
юрисдикции (статья 329 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее -
АПК РФ), статья 441 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее -
ГПК РФ)). Причем если в арбитражный суд
подается заявление, рассматриваемое
по правилам главы 24 АПК РФ, то процессуальной
формой реализации права на обращение
в суд общей юрисдикции является жалоба.
Разграничение подведомственности
таких дел было основано, прежде всего,
на том, какой суд выдал исполнительный
лист, на основании которого возбуждено
исполнительное производство. Если исполнительный
лист выдал арбитражный суд, то и обжаловать
решения и действия (бездействие) судебного
пристава-исполнителя должник или взыскатель
могут в арбитражном суде. В то же время
если при исполнении такого исполнительного
листа затронуты права и законные интересы
других, не участвующих в исполнительном
производстве лиц, то право на обращение
в арбитражный суд должно определяться
с учетом положений части 1 статьи 198 АПК
РФ. В соответствии с названной нормой
необходимым условием для обращения в
арбитражный суд с заявлением является
нарушение прав и законных интересов в
сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности. Фактически это означает,
что гражданин, не имеющий статуса индивидуального
предпринимателя и не являющийся стороной
исполнительного производства, при несогласии
с действиями судебного пристава-исполнителя
может их оспаривать лишь в суде общей
юрисдикции, хотя исполнительный лист
и выдан арбитражным судом.
По вопросу обжалования решений
и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
по исполнению несудебных исполнительных
документов (постановление административного
органа, постановление налогового органа
о взыскании налога за счет имущества
должника и др.) между двумя ветвями судебной
власти до недавнего времени отсутствовало
взаимопонимание.
В соответствии с пунктом 20
Постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации1. В арбитражном суде могут оспариваться
решения и действия (бездействие) судебного
пристава-исполнителя по исполнению исполнительных
документов иных органов (не арбитражного
суда), если заявителем является организация
или индивидуальный предприниматель,
кроме тех случаев, когда оспариваются
решения и действия (бездействие), связанные
с исполнением исполнительного документа,
выданного судом общей юрисдикции. Иначе
говоря, Пленум Высшего Арбитражного суда
Российской Федерации (далее - ВАС РФ) отнес
к подведомственности арбитражного суда
споры, возникающие при исполнении любого
несудебного исполнительного документа,
если должником по такому документу является
организация или индивидуальный предприниматель.
Иной точки зрения придерживается
Верховный Суд Российской Федерации. В
Обзоре судебной практики Верховного
Суда Российской Федерации (далее - ВС
РФ) от 06.10.2004 за второй квартал 2004 года
содержится следующее разъяснение. Статья
90 Закона N 119-ФЗ допускает обжалование
действий судебных приставов-исполнителей
в арбитражный суд только в том случае,
если исполнительный документ выдан этим
органом. Обжалование же действий судебных
приставов-исполнителей по исполнению
документов иных органов этот Закон включает
в подведомственность судов общей юрисдикции
независимо от субъектного состава лиц,
обратившихся в суд с такой жалобой. Следовательно,
исходя из того, что законодательством
не предусмотрена норма, которая относила
бы к подведомственности арбитражных
судов дела по рассмотрению жалоб, поданных
на действия судебных приставов-исполнителей
по исполнительному документу, выданному
несудебным органом, данная категория
дел независимо от субъектного состава
подведомственна судам общей юрисдикции,
за исключением тех случаев, когда оспариваются
решения и действия (бездействие) судебного
пристава-исполнителя, связанные с исполнением
исполнительного документа, выданного
арбитражным судом.
Представляется, что разногласия
между ВАС РФ и ВС РФ по обозначенной проблеме
должны быть устранены, поскольку в статье
128 Закона № 229-ФЗ фактически приведена
позиция, ранее высказанная ВАС РФ.
Таким образом, в силу названной
статьи Закона № 229-ФЗ, а также части 3 статьи
22 ГПК РФ, статей 29 и 198 АПК РФ решения и
действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя
по исполнительному производству, возбужденному
на основании несудебного исполнительного
документа, если должником является организация
или гражданин-предприниматель, могут
оспариваться сторонами исполнительного
производства лишь в арбитражном суде.
3. Порядок обжалования
действий судебного пристава - исполнителя
В соответствии со ст. 12 Гражданского
кодекса РФ защита нарушенных гражданских
прав осуществляется способами, перечень
которых приведён в этой статье, а так
же иными способами, предусмотренными
законом.
Способы защиты прав взыскателя,
должника и других лиц при совершении
исполнительных действий, в том числе
и гражданских прав, предусмотрены главой
11 Федерального закона2 , которая предусматривает
судебные способы защиты нарушенных прав
при совершении исполнительных действий.
Предусмотренные главой 11 Закона
РФ «Об исполнительном производстве»
способы защиты нарушенных прав направлены
как на защиту статьёй 29 закона являются
взыскатель и должник, так и лиц, не являющихся
прав сторон исполнительного производства,
которыми в соответствии со таковыми.
Защита прав взыскателя и должника
при совершении исполнительных действий
допускается способами, предусмотренными
статьями90 и 91 закона, а именно:
- путём подачи жалобы
взыскателем или должником на
действия либо бездействие судебного
пристава - исполнителя по исполнению
исполнительного документа (п.1 ст. 90
закона),
- путём подачи взыскателем
либо должником иска о возмещении
вреда, причинённого судебным приставом
- исполнителем гражданам и организациям
(п.2 ст. 90 закона),
- путём подачи взыскателем
иска к организации о взыскании
с неё подлежащей удержанию с должника
суммы, не удержанной по её вине организации
(ст.91 закона).
Способом защиты прав лиц, которые
не являются сторонами исполнительного
производства, в случае возникновения
спора, связанного с принадлежностью имущества,
на которое обращается взыскание при совершении
исполнительных действий, является согласно
статье 92 закона РФ «Об исполнительном
производстве» освобождение имущества
от ареста или исключении его из описи.
Кроме того, в случае причинении
им вреда при совершении исполнительных
действий, им принадлежит такой способ
защиты нарушенных гражданских прав, как
возмещение причинённого вреда.
Основным способом защиты прав
сторон в исполнительном производстве
является обжалование действий либо бездействия
судебного пристава - исполнителя.
В соответствии с положениями
ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве»
объектом обжалования являются как действия
судебного пристава - исполнителя, так
и отказ в совершения действия. При этом
не имеет значения, каким распорядительным
документом оформлены действия судебного
пристава-исполнителя: постановлением,
в том числе утверждённым старшим судебным
приставом-исполнителем, либо в иной форме.
По таким жалобам возникает вопрос о компетенции
судебных органов.
В соответствии со статьей 7
Закона РФ «Об исполнительном производстве»,
предусматривающей перечень исполнительных
документов, основанием для выдачи исполнительного
документа является не только судебные
акты судебных органов, в том числе и арбитражного
суда, в связи с чем в соответствии с правилами,
предусмотренными пунктом 1 статьи 90 Закона
РФ «Об исполнительном производстве»
жалоба на действия судебного пристава
- исполнителя по исполнению исполнительного
документа либо его бездействие подаётся
в арбитражный суд только по исполнению
его исполнительных документов. Во всех
остальных случаях жалоба на совершение
исполнительных действий либо бездействие,
в том числе отказ от их совершения подаётся
в суд общей юрисдикции.
В соответствии с положениями
этой статьи порядок обжалования действий
судебного пристава-исполнителя определяется
исходя из того, при исполнении какого
акта судебным приставом-исполнителем
совершены действия, ставшие предметом
обжалования.
Согласно п. 1 ст. 90 Закона на
действия судебного пристава-исполнителя
по исполнению исполнительного документа,
выданного арбитражным судом, или отказ
в совершении указанных действий, в том
числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя,
может быть подана жалоба в арбитражный
суд.
Таким образом, учитывая, что
функции судебного контроля за действиями
судебного пристава-исполнителя по исполнению
судебного акта арбитражного суда возложены
на арбитражный суд, все действия и отказ
в их совершении, связанные с исполнением
исполнительного листа, выданного арбитражным
судом, подлежат обжалованию в арбитражный
суд.
Несмотря на чёткое разграничение
законом компетенции судов общей юрисдикции
и арбитражных судов на практике имеют
место случаи, когда суды общей компетенции
принимают к своему производству жалобы,
связанные с исполнением исполнительных
документов арбитражного суда, что приводит
к пропуску установленного статьёй 90 закона
десятидневного срока на обжалование
действий либо отказ в совершении действий
судебного пристава - исполнителя.
В соответствии с п. 2 ст. 90 ФЗ
«Об исполнительном производстве» вред,
причиненный судебным приставом-исполнителем
возмещается в порядке установленном
гражданским законодательством РФ. При
взыскании вреда необходимо руководствоваться
нормами ГК РФ, а именно ст. ст. 16, 125, 1069,
1071.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ
убытки, причиненные гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов, подлежат
возмещению Российской Федерацией, соответствующим
субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием.