Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы: Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социально-экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни. Транспорт, представляя собой единый, сложный хозяйственный комплекс, охватывает все звенья общества и является одним из проявлений существенной связи между городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством, на котором основывается построение цивилизованного государства.
Введение 3
Глава 1. Оперативно-розыскная характеристика преступлений совершаемых на объектах транспорта 7
§1. Понятие и сущность объектов транспорта 7
§2. Современное состояние преступности на объектах транспорта 15
§3. Характеристика личности преступника совершающего преступления на объектах транспорта 26
Глава 2. Основы деятельности оперативных подразделений полиции по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§1. Первоначальные ОРМ по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§2. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта 29
§3. Взаимодействие оперативных подразделений ЛУМВД и ЛОМВД с территориальными УМВД и ОМВД России 29
Заключение 30
Литература 31
План
Актуальность темы дипломной работы: Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социально-экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни. Транспорт, представляя собой единый, сложный хозяйственный комплекс, охватывает все звенья общества и является одним из проявлений существенной связи между городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством, на котором основывается построение цивилизованного государства.
Учитывая возрастающее в современных условиях социально-экономическое значение транспорта, государство сформулировало задачи по дальнейшему развитию и совершенствованию транспорта, так как без четко работающей его сети невозможно обеспечить ни ускорение социально-экономического развития регионов страны, ни дальнейшее углубление их социально-культурных связей.
Однако нынешнее состояние транспорта,
как показывает практика, не соответствует
требованиям сегодняшнего дня. Вследствие
недостаточности нормативно-
На протяжении 1999-2011 годов на объектах транспорта сохраняется сложная криминогенная ситуация. Количество зарегистрированных правонарушений не сокращается, а возрастает. Ежемесячный прирост регистрируемых преступлений достиг семитысячного уровня. Каждое шестое раскрытое преступление на транспорте совершено лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности. Обострилась проблема криминализации подростковой среды. На их долю в 2011 г. пришлось свыше пяти тысяч преступлений. Транспортные магистрали России по прежнему остаются притягательным средством перевозки наркотических средств. В настоящее время на объектах транспорта совершено более 15-тысяч преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Серьезные недостатки в организации работы транспорта, опережающие темпы роста числа пассажиров приводят к большим скоплениям людей на территориях вокзалов, станций, аэропортов, что осложняет оперативную обстановку, создает угрозу общественной безопасности.
В этой связи исключительно важное значение приобретает проблема дальнейшего усиления борьбы с правонарушениями, совершаемыми на объектах транспорта. Именно в этом направлении сосредотачиваются усилия правоохранительных и иных государственных органов, среди которых важное место занимают органы внутренних дел.
Их назначение обусловлено тем, что они обладают всей полнотой надзорных полномочий в сфере обеспечения общественной безопасности, состояние которой является одним из главных факторов нормального функционирования транспорта. Это свидетельствует о том, что органы внутренних дел совместно с другими правоохранительными структурами являются главными субъектами обеспечения общественной безопасности и борьбы с правонарушениями на объектах транспорта.
Поэтому исследование проблем их деятельности,
анализ практики работы, приемов, средств
и методов обеспечения
Отдельные вопросы, частично или полностью
относящиеся к этой проблеме, разрабатываются
в русле многоаспектного
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в области противодействия преступности на объектах транспорта.
Предмет дипломной работы - деятельность органов внутренних по противодействию и раскрытию преступлений на объектах транспорта.
Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями на объектах транспорта, основанном на обобщении отечественного и зарубежного опыта, по результатам которого предлагается разработка предложений для внедрения в деятельность органов внутренних дел.
Достижение указанной цели связано с решением ряда теоретических и научно-практических задач дипломной работы. К их числу относятся:
–рассмотреть понятие и
–выявить современное
–охарактеризовать личность преступника, совершающего преступления на объектах транспорта,
–проанализировать правовые и организационные вопросы по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта,
–перечислить оперативно-
–рассмотреть формы и
Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили гуманистические философские учения, правовые концепции прошлого и современного состояния обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта.
Выделение видов преступности в криминологии в то время осуществлялось, в первую очередь, по такому основанию, как объект преступления, т.е. по тому благу, тому общественному интересу, на который посягал преступник1. В этой связи в первых учебниках криминологии исследовались такие виды преступности, как особо опасные государственные преступления; преступления против личности и хулиганство; хищения государственного и общественного имущества; преступления, составляющие пережитки местных обычаев; преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения на автотранспорте2. Чуть позже по этому же основанию стали выделять должностные преступления и некоторые другие3.
В последние годы основания её классификации значительно расширились, что, несомненно, было связано с ростом преступности и изменением её структуры (вовлечением в неё новых слоёв общества, её проникновением в различные сферы общественной жизни).
Преступность в разных сферах жизнедеятельности и на различных объектах экономики имеет свою специфику, в силу чего «актуальным становится изучение преступности по сферам: автодорожные преступления, компьютерные преступления, налоговые преступления, преступления на железнодорожном транспорте»4.
Как справедливо отмечает В.Э. Эминов, познание преступления, всех его признаков необходимо для разработки профилактических мер. Поэтому криминологическая характеристика - исходный этап для оптимизации процесса разработки и реализации мер профилактики преступлений5.
Несомненно, что транспорт является специфичной отраслью экономики страны, имеет характерные особенности, что должно обусловливать специфику преступности, совершаемой на транспорте. В связи с этим представляется очень важным проведение анализа преступности, совершаемой на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.
Сегодня органы внутренних дел на транспорте — высокоорганизованная, самодостаточная правоохранительная система, способная эффективно выполнять возложенные на нее функции по обеспечению общественной безопасности и борьбе со всеми формами и проявлениями преступности, включая организованную, трансграничную и транснациональную.
Современные масштабы работы транспортной полиции России огромны. В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) находятся: 17 железных дорог, протяженностью более 86 тыс. км.; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 150 аэропортов, в т.ч. 64 международных; 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации; 33 морских и 63 речных порта; 10 морских и 25 речных пароходств; 18 государственных бассейновых управления речного транспорта; судоходная часть рек протяженностью 89 тыс. км.; 20 гидросооружений.
Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России организует и контролирует работу всей системы ОВДТ. На местах эту систему представляют 510 линейных подразделений, которыми руководят 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ). Каждое крупное подразделение контролирует обстановку на одной из транспортных магистралей.
В соответствие со ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», «объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование».
В той же статье законодателем определено, что «обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства»6.
В течение 2010 г. в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" и от 18.02.2010 № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" проводилась целенаправленная работа по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ).
В июле 2010 г. образовано ГУТ МВД России. В августе вместо 20 управлений внутренних дел на транспорте были созданы 8 управлений на транспорте МВД России по федеральным округам и два линейных управлений внутренних дел на транспорте (Восточно-Сибирское и Забайкальское) с прямым подчинением МВД России.
Все задачи и функции ГУТ МВД России и подчиненных ОВДТ сохранились в прежнем объеме - обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В настоящее время в зону оперативного
воздействия органов внутренних
дел на транспорте входят 17 железных
дорог, 18 межрегиональных и
Объекты транспортной инфраструктуры
— сооружения, производственно-
Под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование9.
Транспортная инфраструктура является
одной из важнейших составляющих
общества. Здесь сосредоточены и
функционально переплетены
Произошедшие в последние десят
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Данная норма указывает в качестве субъектов транспортной инфраструктуры только юридических и физических лиц. Однако значительная часть объектов транспортной инфраструктуры принадлежит государству, а реализуют его полномочия органы государственной власти и местного самоуправления. Круг субъектов транспортной инфраструктуры достаточно широк, начиная с государства и органов власти, и заканчивая гражданами, обладающими определенными правами на транспортные средства.
Субъектами в данном случае являются преимущественно предприятия и организации, имеющие на балансе и эксплуатирующие транспорт, а также граждане, в собственности которых находятся транспортные средства. В некоторых случаях субъектами могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в качестве собственников транспортных средств.
Данная дефиниция
9 февраля 2007 г. Президент РФ
подписал Федеральный закон №
Информация о работе Выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта