Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы: Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социально-экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни. Транспорт, представляя собой единый, сложный хозяйственный комплекс, охватывает все звенья общества и является одним из проявлений существенной связи между городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством, на котором основывается построение цивилизованного государства.
Введение 3
Глава 1. Оперативно-розыскная характеристика преступлений совершаемых на объектах транспорта 7
§1. Понятие и сущность объектов транспорта 7
§2. Современное состояние преступности на объектах транспорта 15
§3. Характеристика личности преступника совершающего преступления на объектах транспорта 26
Глава 2. Основы деятельности оперативных подразделений полиции по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§1. Первоначальные ОРМ по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§2. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта 29
§3. Взаимодействие оперативных подразделений ЛУМВД и ЛОМВД с территориальными УМВД и ОМВД России 29
Заключение 30
Литература 31
Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Транспортную безопасность необходимо рассматривать как комплексное системное понятие, направленное на устойчивое развитие транспортного комплекса, которое можно определить как развитие, обеспечивающее потребности настоящего поколения и не подрывающего возможности будущих поколений в обеспечении их потребностей.
Транспортная политика России должна поэтапно интегрировать базовые принципы устойчивого развития транспорта, согласно которым решение задач удовлетворения транспортных потребностей не вступает в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, не нарушает интересов будущих поколений12.
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Современная организованная преступность возникла на обслуживаемых органами внутренних дел на транспорте объектах приблизительно в начале 1990-х гг., в период распада Советского Союза и ослабления контролирующих функций со стороны государства за сектором экономики. Именно в тот период началась активная приватизация, акционирование и реформирование транспортной отрасли. В то время на транспорте сформировалась и окрепла «беловоротничковая» преступность. Нарушая закон, чиновники, распоряжавшиеся транспортной собственностью, выдавали квоты, лицензии, кредиты. В долгосрочную аренду передавались умышленно обесцененные государственные объекты собственности.
Ряд руководителей транспортной системы, представители среднего управленческого звена включились в передел собственности, занялись бизнесом, в том числе теневым. Это стало причиной создания на отдельных объектах транспорта класса коррумпированных управленцев, обеспечивающих друг другу взаимную поддержку и круговую поруку.
Понимая, что подобная противоправная деятельность способна нанести разрушительный удар по базису государства, свести к нулю результаты усилий институтов власти и общества, направленных на выход страны из кризиса, органы внутренних дел на транспорте активно противостоят преступности, ведут наступление по всем направлениям и сохраняют контроль за состоянием оперативной обстановки на объектах транспорта.
В последние
годы основная масса преступлений на
транспорте, совершенных в составе
преступных групп, приходится на финансово-кредитную
сферу. Ряд противоправных деяний связан
с превышением должностных
Легализация преступных доходов, как правило, осуществляется поэтапно, с участием заинтересованных сотрудников банковской сферы и включает множество финансовых и иных операций, направленных на сокрытие преступления.
Таким образом, транспорт нередко становится средством достижения преступных целей, связанных с нелегальной доставкой оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и других предметов, запрещенных в гражданском обороте, а также является одним из основных потенциальных объектов терроризма и проявлений экстремистского толка.
На объектах транспорта совершаются любые по характеру и видам преступления. Различия существуют только в способах их совершения и в структуре преступности в целом.
Хищения и кражи грузов, кража цветных и редкоземельных металлов, кражи личного имущества, грабежи и разбойные нападения, хулиганство, мошенничество, вымогательство, карманные кражи, преступления связанные с незаконным оборотом оружия и наркотиков, коррупция и взяточничество – вот наиболее характерные виды преступлений, совершаемые на объектах транспорта.
Напряженная социально-экономическая ситуация в РФ, кризисные явления в экономике страны, растущая безработица, задержки выплаты заработной платы, обострение межнациональных конфликтов в стране и отдельных государствах ближнего зарубежья и другие факторы стали основными доминантами, оказывающими негативное влияние на состояние общественного порядка и преступности на объектах транспорта На транспорт постепенно проникает интеллектуальная, так называемая, «беловоротничковая» преступность. На смену грубым и примитивным способам воровства на транспорте, преобладающим много лет назад (например, взламывание запирающих устройств вагонов, люков воздушных судов, прорубы контейнеров, просверливание цистерн и т.д.), пришли ухищренные и оригинальные способы хищений грузов и иных материальных ценностей путем мошенничества, подделки документов, переадресовки грузов, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества и т.д. возрастают объемы похищенного. В сферу преступных интересов все чаще попадают нефть и нефтепродукты, другие стратегические материалы и сырье, драгоценные и редкоземельные металлы. С развитием банковской системы и строительством новых объектов транспортной системы участились финансовые махинации на транспорте.
По официальным данным, в сфере пассажирских перевозок ежегодно регистрируются свыше 60 тысяч преступлений, задерживается более 40 тысяч преступников, более 2-х миллионов нарушителей за административные правонарушения, изымается свыше 3000 единиц огнестрельного оружия, свыше 1500 килограммов наркотического сырья. Основной массив составляют преступления экономической направленности - 43%, кражи - 26%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков - 17%, мошенничество - 6%.
Несмотря на тренд десятилетнего периода к снижению преступности на транспорте, в последние два года наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего количества преступлений на объектах транспорта. Так, в 2009 г. зарегистрировано 75 тыс. преступлений (-8,5%). За 9 месяцев 2010 г. совершено 47 тыс. преступлений (-25,5%). Основной массив составляют преступления экономической направленности - 34,4%, кражи (в том числе грузов) - 26,5%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 19,8%. Криминальная ситуация характеризуется снижением количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-32,2%).
Важное место отводится
Законом № 20-ФЗ-2004 г. "О внесении
изменений в некоторые
Несмотря на принимаемые меры, с мая 2008-го года в терактах на территории нашей страны погибло около 1 тыс. человек, причем, по данным Национального антитеррористического центра США, динамика негативная: 216 человек в 2008-м, 337 – в 2009-м, 264 – за девять месяцев 2010 года.
За январь-декабрь 2011 года в органы внутренних дел на транспорте поступило 288,2 тыс. заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях (+1,7%). По 42,3 тыс. сообщениям принято решение о возбуждении уголовного дела (-5,5%).
Рис. 1 – Результаты работы по разрешению заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях за январь-декабрь 2011 года
За январь-декабрь 2011 года на объектах обслуживания ОВДТ всего было зарегистрировано 53364 преступления (-8,6%). Сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийство (-8,8%), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (-15,8%), разбой (-32,1%) и грабеж, предварительное следствие по которым обязательно (-23,1%).
Не допущено фактов бандитизма. Число террористических актов снизилось на 57,1%. Количество зарегистрированных заведомо ложных сообщений об актах терроризма на объектах транспорта незначительно снизилось (-2,5%; 78).
Правоохранительными органами на транспорте раскрыто 35583 преступления (-12,2%), выявлено 29781 лицо (-7,5%), их совершивших. По 87,3% раскрытых преступлений лица установлены сотрудниками ОВДТ (31062; -11,8%). В отчетном периоде раскрыто 1211 преступлений прошлых лет (+7%), из них 196 - тяжких и особо тяжких составов (+30,7%), 23 - совершённых организованной группой либо преступным сообществом (+1,9%).
Отмечено снижение общего остатка нераскрытых преступлений (-6%; 16542), количество оставшихся нераскрытыми тяжких и особо тяжких деяний также снизилось на 9,9% (3868).
В структуре преступности на объектах транспортного комплекса по-прежнему доминирующее место занимают кражи (31,9%), преступления экономической направленности (27,2%) и в сфере незаконного оборота наркотиков (21,3%). Преступления, предварительное следствие по которым обязательно, составляют 47%, по которым необязательно - 53%.
Рис. 2 – Основные показатели работы ОВД
За 2011 год раскрыто 299 (-10,2%) преступлений,
совершённых организованными
Рис. 3 – Структура совершенных организованными группами и преступными сообществами преступлений на объектах оперативного обслуживания ОВДТ за январь-декабрь 2011 года
За 2011 год на объектах транспорта зарегистрировано 11359 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (-2,9%), из которых 7212 - тяжкие и особо тяжкие. Сотрудниками ОВДТ выявлено 94,4% всех зарегистрированных наркопреступлений.
Рис. 4 – Результаты работы по выявлению преступлений сферы НОН
За 2011 год на транспорте выявлено 14521 преступление экономической направленности, в т.ч. 3740 - тяжких и особо тяжких преступлений, 2169 - совершенных в крупном и особо крупном размере. По оконченным уголовным делам об экономических преступлениях в отчетном периоде возмещено более 447,8 млн рублей материального ущерба. Показатель возмещения составил 76,8%.
Рис. 5 – Динамика выявления отдельных видов преступлений экономической направленности за январь-декабрь 2011 года
За 6 месяцев 2012 г. в органы внутренних дел на транспорте поступило 143,6 тыс. заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях (-1,5%). По 19,9 тыс. сообщений принято решение о возбуждении уголовного дела (-16,9%), отказано в возбуждении – по 37,7 тыс. (-7,1%), возбуждено дел об административном правонарушении – по 3,8 тыс. (-6,3%), передано по подследственности или территориальности – 39,9 тыс. (+14,0%).
Рис. 6 – Основные показатели работы органов внутренних дел
На объектах обслуживания ОВДТ было зарегистрировано 25683 преступления (-21,0%).
Сократилось количество таких преступлений, как убийство (-33,3%), разбой (-18,6%), грабеж (-10,5%), мошенничество (-10,6%), хулиганство (-42,0%). Не допущено фактов бандитизма.
Зарегистрировано 10 террористических актов (за аналогичный период 2011 г. - 2), 31 - заведомо ложное сообщение об акте терроризма на объектах транспорта (за аналогичный период 2011 г. - 64). Снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (-19,1%), группой лиц (-7,0%), иностранными гражданами (-33,8%). Больше совершено преступлений гражданами в состоянии алкогольного опьянения (+12,5%).
В отчетном периоде правоохранительными органами на транспорте раскрыто 16574 преступления (-20,2%), выявлено 14181 лицо (-15,3%), их совершившее. Раскрыто 839 преступлений прошлых лет.
Отмечается снижение общего
остатка нераскрытых
В структуре преступности на объектах
транспортного комплекса по-
Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте традиционно являются сферой наибольшей криминальной уязвимости. Сумма убытков, понесённых всеми участниками перевозочного процесса, постоянно возрастает. В среднем в год по стране она составляет около 150 млрд руб.
Совокупные изменения, направленные на сдвиг от тяжёлой промышленности, где в основном транспортировались сырьевые материалы, к лёгкой и средней, увеличили объем поставок высокоценных товаров. Именно поэтому оперативная обстановка в сфере грузовых перевозок по- прежнему остаётся сложной. Так, по различным железным дорогам страны до 60% от всех зарегистрированных преступлений на железнодорожном транспорте приходится на сферу грузовых перевозок.
Хищения грузов совершаются путём сруба запорных устройств и закруток, взлома дверей и люков, выдавливания пола контейнеров, а также путём мошенничества, подлога, изготовления и использования фиктивных документов, проникновения в компьютерные сети железных дорог, снятия информации о предприятиях, имеющих код-справки для использования в хищении грузов, оформления «ложного транзита», переадресовок грузов, подмены перевозочных документов и т.п.
Кражи, как известно, являются самыми
распространёнными
Следует признать, что система мер предупреждения и раскрытия подобного вида краж является недостаточно эффективной. Учитывая, что Россия относится к странам с развитой системой объектов железнодорожного транспорта, можно сказать, что преступность, распространённая здесь, существенно влияет на дестабилизацию обстановки в стране в целом.
Информация о работе Выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта