Конституционно-правовой статус символов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Если говорить о злободневности и социальной остроте официальных символов Российской Федерации, то следует упомянуть тот факт, что они, собственно нередко играют определенную роль в формировании правовой культуры и сознания общества. Показателем этой культуры может служить уважение к государственным символам, владением основами их правильного использования. Воспитание уважения у молодого поколения к символам государства, их конкретного использования составляет важнейшее направление в формировании патриотического сознания граждан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Развитие государственных символов………………………….………………....6
1.1 Государственная символика периода единого централизованного государства……………………………………………………………………………6
1.2 Нововведения в атрибутах власти в XVII - XIX веках……………………….11
1.3 Эволюция государственной символики в имперский период России………15
2. Государственный флаг Российской Федерации ………...……………………...20
3. Государственный герб Российской Федерации………………………………....26
4. Государственный гимн Российской Федерации………..……………………….32
5. Дискуссионные вопросы и проблемы использования символов Российской Федерации………………………………………………………………………….....35
Заключение…………………………………………………………………………...40
Список использованных источников…………………………………………...…..42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Сидоришин В.А.!!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

    Усиление центральной  и царской власти при Алексее  Михайловиче  Стрейс Я.Я. писал: «Вся Россия, или Московия, с входящими в нее землями и княжествами, подчинена монарху или царю, который один над всеми властвует и всем управляет. Его величество, жившего в мое время, теперь недавно почившего, звали Алексеем Михайловичем, Романовым. Последнее почетное имя присвоили себе московские цари со времен Иоанна Васильевича, который установил свое происхождение от римских императоров, на что ясно указало и слово царь, от латинского Caesar. Об этом же говорит в известной мере и одинаковый герб с двойным или двуглавым орлом, с распростертыми крыльями, только с той разницей, что между главами помещается корона епископа, а на груди изображение рыцаря св. Георгия. Император, или царь, является неограниченным государем: он назначает и сменяет должностных лиц, никого не спрашивая и ни с кем не считаясь; по его указу чеканится монета, повышается или понижается её ценность; он заключает мир, объявляет войну. Словом, он поступает так, как ему нравится и заблагорассудится».5

    В жалованной  грамоте Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 г. приложена печать, на которой впервые двуглавый орел изображен под тремя коронами, держащий в когтях символы власти - скипетр и державу, в дальнейшем орел стал изображаться с «поднятыми крыльями».

    Одним из государственных символов является гимн (от греч. слова hymnos- торжественная песнь в честь божества)- хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. В средневековой Московской Руси гимна в современном понимании не существовало. В период создания единого централизованного государства по указу  Ивана III  был создан профессиональный хор «государевых певчих дьяков», который впервые спел в 1479 г. на освящение Успенского собора в Кремле. В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.6 В XVI-XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в русском государстве появляется особая разновидность гимнов - торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется - патриотические, лирические, «виватные», они становятся светскими.

    Третьей символикой  государственной власти традиционно  считается флаг. «В России знамя  прошло эволюционный путь от языческого шеста с конским хвостом до самой главной реликвии – символа воинства и Отечества».7  В раннефеодальном государстве флаг выполнял функции боевого знамени княжеских дружин и полков, на котором изображался Иисус Христос. С такими стягами  участвовали в бою дружины Дмитрия Донского на Куликовом поле 1380 г., с ними шли на осаду Казани в 1552 г. Но только в XVI-XVII вв. знамя окончательно становится частью русской культуры и государственной символикой. В это время оно представляет собой полотнище белого цвета с золотой каймой и с изображением двуглавого орла. Окончательное оформление государственного флага происходит в имперский период.

    Таким образом,  можно сказать, что в период  формирования единого централизованного  государства появляются символы и атрибуты власти, представленные шапкой Мономаха, скипетром, державой, происходит становление и государственной символики – герба, флага и гимна. Появление такого государственного обряда как венчание на царство стало символом стремления Московского государства к признанию себя как равного среди европейских монархий и началом оформления сценариев власти, получивших свое развитие в XVIII-XIX вв.

                                                                                            

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нововведения в атрибутах  власти в XVII - XIX веках

 

 

    Социокультурная трансформация и избрание  на престол Московского государства новой династии Романовых и утверждение в официальных документах и  сознании общества термина Россия, начало складывания, и оформление абсолютной монархии привели  к необходимости коррекции атрибутов и регалий власти. 

    Со второй половины XVII в., когда укрепляются экономические связи и торговые связи Русского государства, иноземные купцы привозят в первопрестольную самые дорогие вещи для высшей знати и царского двора. Так, например, в 1660 г. Армянская торговая компания в Исфагани (Иране) подарила русскому царю Алексею Михайловичу так называемый алмазный трон, привезенный купцом Захарием Сарадаровым. В 1682 г. в кремлевских мастерских оружейными мастерами был сделан двойной трон, когда на царство венчали двух малолетних братьев Ивана и Петра Алексеевичей.1

    Активизация внешнеторговых связей, развитие процесса модернизации России со второй половины XVII  в. и его резкое убыстрение во времени в первой четверти XVIII  в., образование Российской империи и новый обряд венчания на царство 1722 г. привели и к изменениям понимания взглядов на образ царственного венца. Это привело к тому, что шапка Мономаха теряет свое значение на рубеже  XVII- XVIII вв. и появляется царской короны. Венец уже становится не символом преемственности от Константинополя владимирскими, а от них московскими царями. Царская корона – символ верховной власти, ее преемственности и непрерывности, символ государства, которым из поколения в поколение венчались на власть монархи европейских государств.  Поэтому появление царского короны европейского образца символизировало и процесс европеизации России.

    В 1721 году он объявил Россию империей, а сам принял титул императора.  Это привело к значительным    изменениям в ритуале воцарения главы государства. Вместо обряда венчания  на царства был введен обряд коронации, в котором бармы были заменены  мантией с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а шапка Мономаха - короной.

    Впервые коронационная корона появляется во время коронации Екатерины I в 1724 г. и выполнения была по заказу императора и сделана по европейским образцам. Для короны Екатерины I император приказал вынуть часть бриллиантов из своей короны, вершина которой была украшена огромным рубином под бриллиантовым крестом.8

    Государь сам возложил на супругу корону, от которой до наших дней дошел лишь серебряный позолоченный каркас. Драгоценные камни, когда-то украшавшие  ее, находятся на сохранившейся до настоящего времени короне императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра I, коронованной в апреле 1730 г. Серебряная позолоченная  корона императрицы  Анны Иоанновны была сделана петербургским ювелиром Готлибом  Вильгельмом Дункелем. Среди камней короны, которых на ней более двух с половиной тысяч, особо выделяется огромный турмалин под крестом весом более ста граммов.  К прежним регалиям царской власти – скипетру и державе – присоединяются и новые – державное знамя, государственный меч и державная печать.

    Пётр I вносит изменение не только в символику государственного герба, но и в моду и обычаи. Один иностранец, Иоганн Георг Корб, который побывал в России во время правления Петра великого, писал: «Прежние великие князья облачались в одежды весьма пышные и украшения драгоценные».9 Необходимым атрибутом парадного царского наряда была длинная массивная золотая цепь, которая по легенде попала на Русь с регалиями византийского  императора Константина Мономаха и введенная в церемонию венчания в 1547 г. До наших дней дошла Золотая цепь царя Михаила Фёдоровича работы кремлёвских мастеров. В ней  88 круглых слегка изогнутых колец, на канфаренном фоне  которых исполнена надпись, переходящая с кольца на кольцо. Надпись включает молитву пресвятой  Троице, полный титул царя с перечислением городов, княжеств, земель, входивших тогда в Российское государство, и наставление царю жить «по заповедям божьим, править мудро и справедливо». Драгоценные наперсные кресты, подобно цепям, также являлись необходимой принадлежностью царского облачения. Золотой крест Петра I сделан в кремлёвских мастерских в  80-х годах  XVII века. В центре его лицевой стороны помещен небольшой накладной крест из великолепных изумрудов разной огранки и формы. На одном из изумрудов резное распятие и резная надпись «Ника».

    Меняется и внешний вид царского платья, который во время венчаний на царство и в других торжественных случаях был предметом чрезвычайной заботы. Московские цари носили длинное свободное платье с широкими рукавами до запястья, сшитое из парчовых тканей и расшитое золотыми нитями, украшенное плетеным кружевом, золотыми пуговицами, жемчугами и самоцветами, потрясавшее своим великолепием  и роскошью и символизировавшее богатство и могущество. Оно отличалось также исключительной тяжестью. Не случайно, поэтому в чинах на царство упоминаются особые придворные, поддерживающие государя под руки во время торжественного шествия. Петр Первый меняет взгляд на понимание царского платья, которое престает быть под тяжестью золота и камней  тяжелым и неподвижным. Убыстрение темпов жизни в целом, особый образ жизни и поведения царя, его стремительность и подвижная активность, обращенность на Запад, заставляет отказать от тяжеловесного и малоподвижного царского наряда. Появляется европейского покроя камзол из крепкого сукна, который отличался от парадного цветом и простотой. Парадный же коронационный наряд царя отличался торжественностью, изысканностью такни, так же расшитой золотыми нитями, поверх которого надевалась мантия.

    Утверждение абсолютизма и укрепление России в мировом социокультурном процессе потребовали и изменение обоснования власти и месте Российской империи в западноевропейской иерархии. Суть проблемы заключалась в том, что для европейских монархов титул «царь» бал достаточно расплывчатым и неопределенным. Поэтому разработкой абсолютистской власти и императорского титула стал заниматься Ф.Прокопович. В «Духовном регламенте» и «Правде воле монаршей» он традиционные утверждения божественного происхождения власти аргументировал теорией естественного права и общественного договора, которые были характерны для западной аргумнетации.10 Ссылаясь на многочисленные примеры из истории и произведений европейских авторов, на Священное писание, он обосновывает императорский титул с позиции европейской правовой теории, создавая образ идеального «мудрого правителя», «отца нации». В письме-обращении к царю по поводу принятии нового титула говорилось: «Изволи принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул (Отца Отечетсвия, Императора Всероссийского, Петра Великого), как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношенные и на статуах для памяти в вечные роды подписаны».11 Принятие титула состоялось 22 октября 1721 г. во время коронации Петр I . Согласно указу от 11 ноября 1721 г. Петр именовался «Императором и Самодержцем Всероссийским, Московским, Киевским, Владимирским, Новгородским, Царем Казанским, Царем астраханским, Царем Сибирским».

    Таким образом, в период становления абсолютизма происходят изменения во внешнем облике русских царей,  изменяются и добавляются регалии власти, но самое главное меняется понимание роли и мета России в мировом пространстве, что нашло свое отражение в изменение титула царя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эволюция государственной символики  в имперский период России

 

 

    Введение новых атрибутов власти привели и к изменению внешнего вида государственной символики, в первую очередь герба и государственного флага.  В 1699 г. Петр I  учредил первый русский орден св. Апостола Андрея Первозванного. Знак ордена представлял собой косой крест голубой эмали с изображением распятого Святого (по преданию, Андрея Первозванного распяли на кресте, брусья которого скреплялись наискось). При Петре Первом грудь двуглавого орла на государственном гербе украсила цепь святого Андрея Первозванного. А в связи с принятием им в 1721 году титула императора, венчающие головы орла короны заменили на императорские.

В царствовании Петра Великого известно еще одно изображение герба. В книге австрийского дипломата И.Корба, автора «Дневника путешествия в Московию», помещен рисунок государственной петровской печати. На ней воспроизведен двуглавый орел, на груди и крыльях которого расположены 7 территориальных эмблем. Кроме того, вокруг орла в овальных щитах изображено еще 26 подобных символов. На этом рисунке впервые встречается воспроизведение эмблем именно на крыльях орла. В Государственном Историческом музее хранятся матрицы для печатей с изображениями территориальных эмблем на крыльях орла и вокруг него. Эти печати были вырезаны по приказу Петра русскими и иностранными мастерами. Они украшали жалованные грамоты императора, которые выдавались российским и зарубежным вельможам, скрепляли многие документы и послания, направленные за границу. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем Ездец в красном поле».12

    На короткое время изображение орла изменилось при Павле I. Указом от 5 апреля 1797 г. разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла. Во время его правления (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику с новым противником - наполеоновской Францией. После занятия французами острова Мальта, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 г. Павлом  первым подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийского креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагается щит со Святым Георгием, наложенный на мальтийский крест.

Информация о работе Конституционно-правовой статус символов Российской Федерации