Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Если говорить о злободневности и социальной остроте официальных символов Российской Федерации, то следует упомянуть тот факт, что они, собственно нередко играют определенную роль в формировании правовой культуры и сознания общества. Показателем этой культуры может служить уважение к государственным символам, владением основами их правильного использования. Воспитание уважения у молодого поколения к символам государства, их конкретного использования составляет важнейшее направление в формировании патриотического сознания граждан.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Развитие государственных символов………………………….………………....6
1.1 Государственная символика периода единого централизованного государства……………………………………………………………………………6
1.2 Нововведения в атрибутах власти в XVII - XIX веках……………………….11
1.3 Эволюция государственной символики в имперский период России………15
2. Государственный флаг Российской Федерации ………...……………………...20
3. Государственный герб Российской Федерации………………………………....26
4. Государственный гимн Российской Федерации………..……………………….32
5. Дискуссионные вопросы и проблемы использования символов Российской Федерации………………………………………………………………………….....35
Заключение…………………………………………………………………………...40
Список использованных источников…………………………………………...…..42
Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийский крест и корону с герба России. Формально он восстановил петровское изображение государственного герба. Именно такой орел помещался на гербовой бумаге, штемпелях, печатях некоторых учреждений. Орел Александра I с распростертыми крыльями, но без ордена Андрея Первозванного, держит в лапах громовые стрелы, лавровый венец, жезл или факел. Этот знак помещался на Российских государственных ассигнациях, монетах и т.д. Внешний вид Александровского орла не удержался в Российском государственном гербе. С воцарением Николая I вновь распространилось петровское изображение этого символа, к которому вернулись все атрибуты самодержавной власти (три короны, скипетр, держава). В 1830 году на крылья орла были помещены 6 щитов с титульными гербами пяти царств: Астраханского, Казанского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и Великого княжества Финляндского. Также Николай I дал указание: «На гербах губерний, областей и губернских городов… изображать всегда императорскую корону, на гербах же городов уездных… ставить городскую корону». В 1855-1857 гг. в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же св. Георгий на груди орла в соответствии с правилами Западноевропейской геральдики стал смотреть влево. 11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии.
24 июля 1882 г. Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. 23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба.
Изменения герба потребовали за собой и рассмотрение вопроса о государственном флаге, утверждение которого шло на протяжении существования Российской империи. Сначала у Петра I гербовое знамя выглядело как красное полотнище с белой каймой. В центре изображался золотой орел, парящий над морем, на груди орла в круге - Спаситель, рядом - Святые Петр и Павел и Святой Дух. Но позже Петром I были созданы знамена и флаги с новой государственной символикой. С 1693 г. Петр I использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве «флага царя Московского». А именным Указом от 20 января 1705 г. Петр I даровал бело-сине-красный флаг коммерческим судам, ходящим по Москве-реке, Волге и Двине.
Уже в XIX в. указом Александра II от 11 июня 1858 г. был введен черно-желто-белый «гербовый» флаг. Указ утвержден Сенатом по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился, вероятно, Б.Кене, поклонник немецкой геральдики. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа.
На протяжении второй половины XIX в. среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или черно-желто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года (7 мая 1883 г. это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи.), когда «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» Александр III, склонявшийся к русофильству, распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Окончательно национальным он стал в 1896 г. Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. 29 апреля 1896 г. Николай II повелел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный, и другие флаги допускаемы быть не должны.
В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён «для употребления в частном быту» новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка желтым квадратом с черным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орел изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось». Символика флага подчеркивала единение царя с народом.
В апреле 1917 г. Юридическим Совещанием решено: «Бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России».
В имперский период получает свое развитие и окончательное оформление гимна государства как символики. В эпоху Петра I получают распространение «виватные канты», прославляющие царя и «молодую Россию»: «Виват, Россия, именем преславна», «Возвеселисе, Россия, правоверная страна», «Радуйся, российский Орле двоеглавый»- эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими пропагандистскими деяниями царя. В составе российских военных оркестров известны гобоисты, трубачи, флейтисты, литавристы, барабанщики. Победа под Полтавой дала Петру Великому трофеи в виде музыкальных инструментов. Петровские оркестры кроме «виватных кантов» исполняли, по-видимому, гимнические произведения «старого времени» типа общееврейского псалмового гимна «Тебя, Бога, хвалим!».
Слова гимна должны быть патриотичны, прославлять державу или правителя, отражать мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема, может быть напета любым жителем страны. Исходя из этих требований в России, не смотря на большую практику торжественной церковной музыки, гимна в европейском понимании не было.
Окончательный вариант государственного гимна сложился только в XIX в. В этот период особой популярностью пользовались песни-марши и марши-полонезы. В годы Отечественной войны 1812 г. большой популярностью пользовался марш-полонез «Гром победы раздавайся». Но его к официальным гимнам отнести нельзя в силу особенностей музыкального характера данного жанра и мест его исполнения – балы.
Только в 1815 г. появляется «Молитва русских», написанная русским поэтом-романтиком В. Жуковским, положенная на мелодию английского гимна «Боже, храни королеву». Исполненный впервые 19 сентября 1816 г. на годовщину Царскосельского лицея, он стал общепризнанным и официальным государственным гимном России. По указу императора Александра I он стал исполняться полковыми оркестрами при встрече монарха. Идея стихов Жуковского была достаточно проста. Образ царя в стихах воспринимался как некий национальный священный символ нации, воплотивший величие державы и императорской власти.
Но хорошо знакомая нам музыка к этому гимну была написана композитором А. Львовым и исполненная только в 1833 г. на театральной премьере в Большом театре в Москве, а затем уже и в С.- Петербурге. По указу императора Николая I эта торжественно-патриотическая музыка стала гимном России.
Таким образом, к середине XIX века происходит окончательное утверждение основных общенациональных символов и государственной символики, нашедшей свое отражение в гербе, флаге и государственном гимне России.
Федеральным конституционным законом "О Государственном флаге Российской Федерации" устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Государственный флаг
Российской Федерации является
официальным государственным
Государственный флаг
Российской Федерации
Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях:
Государственный
флаг Российской Федерации
Государственный флаг
Государственный флаг
Государственный
флаг Российской Федерации
Статья 5 закрепляет, что государственный флаг Российской Федерации размещается на транспортных средствах Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях.
Информация о работе Конституционно-правовой статус символов Российской Федерации