Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Коррупция стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.
Проблема коррупции в России и в мире приобретает все более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей
Введение………………………………………………………………………..............3
Глава 1. Истоки и причины возникновения коррупционной преступности………..5
История коррупционной преступности в России…………………………………5
Понятие и признаки коррупционной преступности……………………………..9
Детерминанты коррупционной преступности…………………………………...14
Глава 2. Проблемы борьбы с коррупционной преступностью…………………….18
2.1 Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной преступностью……………………………………………………....18
2.2 Роль органов власти на местах в организации и осуществлении противодействия коррупции……………………………………………………...….21
Заключение……………………………………………………………………………23
Список используемых источников………………………………………………......25
Приложение………………………………………………………
1.
злоупотребление служебным
положением, дача взятки,
получение взятки, злоупотребление
полномочиями, коммерческий
подкуп либо иное
незаконное использование физическим
лицом своего должностного
положения вопреки законным
2.
совершение деяний, указанных в
подпункте «а» настоящего
имени или в интересах юридического лица.
В
Большом юридическом словаре
коррупция понимается как «общественно
опасное явление в сфере
Российская юридическая энциклопедия определяет коррупцию как «использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ, как в личных, так и в групповых интересах»9.
Определения corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «соггеi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.10
В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» - как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.
Характерными
особенностями коррупционной
1. непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
2. специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
3. использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
4. наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
5. относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
6. несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений
7. тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
8. повышенная общественная опасность.
Формы
проявления коррупционной преступности,
криминализированные
К первой относятся такие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, как: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) и получение взятки (ст. 290). Характерной чертой данной группы преступлений является не только специальный их субъект в виде должностного лица, но и обширная область их совершения. Эти коррупционные преступления могут совершаться в сфере экономики, политики, правосудия и т.д11.
Вторую группу составляют следующие преступления в сфере экономической деятельности: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (п. в ч. 2 ст. 174), незаконное получение кредита (ст. 176), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), контрабанда (п. б ч. 3 ст. 188), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189).
Данная
группа коррупционных преступлений
является самой многочисленной и
охватывает деяния, посягающие на различные
группы общественных отношений в
сфере экономической
К третьей группе можно отнести фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142).
Мы
отдаем себе отчет в том, что предложенная
классификация условна, но она позволяет
очертить круг преступлений, связанных
с коррупцией. Уголовно-правовые меры
противодействия коррупции
Действующий уголовный закон выделяет в качестве субъектов следующие категории: должностных лиц (п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ), представителей власти (примечание к ст. 318), лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (п. 2,3 примечания к ст. 285). Иные государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, несущие уголовную ответственность за преступления коррупционной направленности в случаях, специально предусмотренных уголовным законом (п. 4 примечания к ст. 285). К последним, в частности, примыкают члены избирательных комиссий, инициативных групп или комиссий по проведению референдума, несущих ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142).
Однако круг лиц, использующих свое служебное положение для коррупционной деятельности, значительно шире.
Эффективность уголовно-правовых мер зависит, прежде всего, от выбора уголовных наказаний, способных обеспечить частную и общую превенции коррупционных преступлений. В целом санкции за эти преступления, предусмотренные действующим уголовным законом, являются достаточно жесткими12.
Подводя итог вышесказанному, заметим следующее. Коррупционная преступность - социальное явление, характеризующееся подкупом- продажностью служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей13.
Поэтому
антикоррупционная политика должна
носить комплексный характер и реализовываться
с помощью социально- экономических,
политических, организационно- управленческих,
а также правовых средств. При
этом приоритет должен быть отдан
первым, ибо главные причины
1.3 Детерминанты коррупционной преступности
Существование коррупционной преступности определяется, прежде всего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и иные виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее детерминирующих и определяющих ее динамику, которые вряд ли возможно как-то ранжировать, определить их большую или меньшую значимость15.
Причины,
порождающие в странах
Среди
указанных групп на первое место
следует поставить
К экономической группе причин, порождающих коррупцию, следует отнести:
Среди причин касающихся государственно-правового регулирования, следует отметить:
В числе социально-нравственных причин можно выделить:
Важной причиной коррупции является и отсутствие реальной борьбы с этим явлением, не смотря на обилие широковещательных программ и заявлений по данному поводу. Что касается усилий правоохранительных, судебных, финансовых органов, органов юстиции и других центральных органов, то грустная правда состоит в том, что эти организации составляют звено в общей цепочке коррупции, и антикоррупционные меры часто противоречат личным и групповым интересам работающих в них чиновников16.
Причинный
комплекс коррупции как социально-
Следует отметить, что связь между коррупцией и порождающими ее причинами двусторонняя. С одной стороны, эти причины усугубляют проявление коррупции, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности государственной и муниципальной власти. С другой стороны, разрастание коррупции способно обострить проблемы переходного периода и мешать их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать одновременное решительное противодействие коррупции.
Независимые социологические исследования показали, что относительно причин возникновения коррупции мнения населения и чиновников расходятся. Население в целом акцентирует внимание на моральных основаниях этого явления примерно в такой же мере, как и на институциональных; представители бюрократии в первую очередь - на институциональных. Так, среди населения 33,3% указывают на неэффективность государства и несовершенство законов и почти столько же, 29,5%, - на жадность и аморальность отечественных чиновников. Реже россияне главной причиной коррупции считают сращивание интересов бюрократии и крупного бизнеса (23,8%) и еще менее - низкий уровень правовой культуры и слабое уважение к закону большинства своих сограждан (13,4%)17.