Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации а

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:30, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Эпоха научно-технического прогресса, начавшаяся с конца XIX века, продолжающаяся и поныне, не обошла стороной Монголию, страну некогда скотоводческую, с многовековым жизненным укладом и бытом кочевников, изменив её кардинальным образом. Причем, как и везде, технический прогресс вошел в жизнь страны не только с позитивным потенциалом, но и с многочисленными издержками, проблемами, многими отрицательными последствиями и трагедиями. Архивные документы свидетельствуют, что в 1908 году Император России Николай II в качестве подарка отправил в Монголию к Богдо-хану - главе монгольского государства и религии - 2 автомобиля для обслуживания царской особы.

Вложенные файлы: 24 файла

Avtoreferat_Dorzhsurena_Nyamdorzha[1].doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                 

 

                                                                                                На правах рукописи

                                                                            Исх. №

                                                                     от

 

 

ДОРЖСУРЭН  НЯМДОРЖ

 

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ 

С НАРУШЕНИЯМИ  ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В МОНГОЛИИ

 

 

Специальность 12.00.08 - уголовное  право и криминология;

уголовно-исполнительное право

 

 

А в т о р е  ф е р а т

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата юридических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2009

             

Диссертация выполнена  на кафедре криминологии Московского  университета МВД России

 

 

 

Научный руководитель:     заслуженный юрист Российской Федерации,

                                                  доктор юридических наук, профессор

                                                  Лебедев Семен Яковлевич

 

Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки

                                                 Российской Федерации,

                                                 доктор юридических наук, профессор

                                                 Жулев Виктор Иванович

 

 кандидат юридических наук

 Иванова Дарья Ивановна

 

 

 

 

Ведущая организация  -      Дальневосточный юридический институт

                                                 МВД России

 

Защита диссертации  состоится 4 марта 2009 г. в 14.00 часов в  зале заседаний диссертационного совета Д 203.019.03 при Московском университете МВД России (117437, г. Москва, ул. Академика  Волгина, д. 12.)

 

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

 

 

 

Автореферат разослан 28 января 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических  наук, доцент                                              А.А. Шишков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

 

Актуальность  темы исследования.  Эпоха научно-технического прогресса, начавшаяся с конца XIX века, продолжающаяся и поныне, не обошла стороной Монголию, страну некогда скотоводческую, с многовековым жизненным укладом и бытом кочевников, изменив её  кардинальным образом. Причем, как и везде, технический прогресс вошел в жизнь страны не только с позитивным потенциалом, но и с многочисленными издержками, проблемами, многими отрицательными последствиями и трагедиями. Архивные документы свидетельствуют, что в 1908 году Император России Николай II в качестве подарка отправил в Монголию к Богдо-хану - главе монгольского государства и религии - 2 автомобиля для обслуживания царской особы. Однако уже в 1910 году здесь отмечается первое дорожно-транспортное происшествие, что запечатлено фотосъемкой в качестве особого случая. Статистика показывает, что в последуюшие годы - годы формирования и развития дорожно-транспортной системы Монголии - проблемы связанные с происшествиями и преступлениями на дорогах страны только усугублялись, оставались нерешенными долгие годы.

С 1990-х годов в Монголии началась реформа политико-экономической  системы, вызванная демократическими переобразованиями в пост-социалистических странах и охватывающая все сферы жизни общества. Демократические реформы породили и ускорили процесс глобализации и коммерциализации, что существенным образом изменило сущность и масштаб проблем дорожно-транспортного строительства и их криминальных последствий. После короткого промежутка времени перехода экономики страны на рыночные отношения, когда количество транспортных средств, а вместе с ним контингент водителей увеличились сразу в несколько раз, стал наблюдаться резкий скачкообразный рост дорожно-транспортных правонарушений и преступлений (ДТП) как и на улицах крупных городов, так и на дорогах малозаселенных районов Монголии. Вследствие этого, количество жертв таких дорожно-транспортных происшествий и причиняемого ущерба подобными преступлениями стало расти угрожающими темпами. Сравнительный анализ статистических данных о ДТП показывает, что их динамика за последние годы претерпела сильные изменения, обостряя и без того сложную криминологическую ситуацию в стране. Рост числа нераскрытых преступлений против правил безопасности движения, увеличение удельного веса латентных происшествий выявили негативные стороны  предупреждения ДТП. Отмечается его несовершенство, несоответсвие и отставание  от современных реалий.  Это приводит  к необходимости более полного исследования проблем, связанных с организацией и криминологическим обеспечением предупреждения ДТП, с совершенствованием законодательной базы и соответствующего ей правоприменения, оптимизацией и активизацией превентивной деятельности правоохранительных, включая полицию, стройтельно-хозяйственных и транспортных органов, нацеленных на сокращение количества ДТП и минимизацию их криминальных последствий в стране. Все это объясняет актуальность исследования проблемы для Монголии, ее правоохранительной системы.

Степень разработанности  проблемы. Проблема криминологической оценки и предупреждения дорожно-транспортных происшествий и их криминальных последствий исследована в мировой юридической и специальной литературе достаточно разносторонне. Российская криминологическая наука также внесла большой вклад в решение этой проблемы. Вопросам предупреждения неосторожных преступлений, в том числе связанного с обеспечением безопасности дорожного движения, как важнейшей предпосылки сокращения дорожно-транспортных правонарушений,  посвящено значительное количество работ российских ученых. Среди них обращают на себя внимание криминологические и уголовно-правовые труды Н.С. Алексеева, Н.Н. Белокобыльского, Б.Е. Боровского, К. Бухалы, Н.В. Галаховой, В.К. Глистина, В.И. Жулева, В.Е. Квашиса, В.В. Клочкова. Д.С. Ковалева, М.И  Ковалева, А.И. Коробеева, А.С. Кузьминой, Б.А. Куринова, И.М. Мацкевича, Ш.Д. Махмудова, Е.А. Смирнова, А.И. Чучаева, Д.В. Чипуриной, В.Е. Эминова  и др.

В Монголии изучением данной проблемы занимались такие ученые и исследователи как Д. Рэнцэндорж, Т. Занашир, Х. Доржпалам, Ч. Жаргалсайхан и др. Однако как показало изучение литературных источников монгольских авторов, в их работах рассматриваются далеко не все аспекты по обозначенной проблемы. Более того, содержащийся в них материал не отражает новых криминологических оценок современной дорожно-транспортной ситуации в стране, не дает полной криминологической картины преступности, складывающейся из совокупности нынешних уголовно наказуемых деяний, совершаемых в результате нарушений правил безопасности и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии.

Таким образом, в целом выбор темы исследования обусловливается как  недостаточной теоретической разработанностью данной проблематики в Монголии, так и большой практической значимостью для правоохранительных органов в деле предупреждения дорожно-транспортных преступлений.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является получение нового криминологического знания о состоянии преступности, связанной с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии, разработка на основе полученной криминологической информации о предмете предложений по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений.

 

 

 

 

Достижению намеченной цели способствовало решение следующих задач:

- проанализировать и  дать криминологическую оценку  проблемы дорожно-транспортных происшествий  и их криминальных последствий  на различных этапах истории  развития монгольского государства;

- дать характеристику  современного состояния преступности, связанной с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии;

- выявить детерминанты  преступлений, связанных с нарушениями  правил безопасности движения  и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии;

- дать криминологическую  характеристику лиц, совершивших  преступления, связанные с нарушениями  правил безопасности движения  и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии;

- определить общесоциальные  и специально-криминологические меры предупреждения дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений в Монголии;

- обосновать систему  криминологического обеспечения  подготовки сотрудников дорожной полиции Монголии как предпосылки эффективного предупредительного контроля над дорожно-транспортной ситуацией  в стране;

- разработать предложения  по совершенствованию системы  предупреждения дорожно-транспортных  происшествий и связанных с  ними преступлений в Монголии.

Объект и  предмет исследования. Обьект исследования составили общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением дорожно-транспортных преступлений, а также в сфере предупреждения преступности, обусловленной нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии.

В качестве предмета исследования рассматриваются основные криминологические закономерности и тенденции преступности, обусловленной нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии, ее социальные последствия и детерминанты, особенности лиц, совершающих эти преступления, специфика предупредительной деятельности полиции, направленной на сокращение дорожно-транспортных преступлений и минимизацию их  последствий в Монголии.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, в частности диалектический и системный подходы к изучению социально-правовых явлений. В методику исследования включены частнонаучные методы познания социальной действительности, а именно: статистический, социологический, историко-правовой, сравнительного правоведения, формально-логический.

Нормативной базой  диссертационной работы явились Конституция Монголии, уголовное законодательство Монголии и ряда зарубежных стран, включая законы Российской Федерации, Закон Монголии «О безопасности дорожного движения» и другие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии.

Эмпирической базой диссертации послужили данные уголовной статистики Монголии, содержащие информацию о криминологических показателях преступлений, совершенных в результате нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта в стране в период с 2001 по 2007 гг.; материалы опубликованной судебной практики Верховного Суда Монголии; сведения, полученные в результате изучения 120 уголовных дел, рассмотренных судами различной инстанции Монголии о привлечении к уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автором использованы также статистические данные Главного управления полиции Монголии, Управления дорожной полиции о предмете исследования. В качестве экспертов опрошены ученые-криминологи, представители (руководители управлений, отделов, подразделений и др.) правоохранительных систем Монголии и России, имеющие многолетний опыт работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения и расследования преступлений, совершаемых в результате нарушений правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта (всего 28 специалистов).

Научная новизна  исследования определяется совокупным фактическим материалом о состоянии преступности, посягающей на общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, и ее предупреждении в Монголии, до настоящего времени не нашедшим полного отражения в юридической и специальной литературе.

В работе содержится новая  криминологическая оценка проблемы дорожно-транспортных происшествий и их криминальных последствий на различных этапах истории развития монгольского государства; приводятся современные данные,  характеризующие состояния преступности, связанной с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии; существенно дополнена существующая в науке криминологическая информация о  детерминантах дорожно-транспортных преступлений, особенностях и типологии личности «неосторожного» преступника; впервые обоснована и представлена концепция криминологического обеспечения подготовки сотрудников дорожной полиции Монголии, как предпосылки эффективного предупредительного контроля над дорожно-транспортной ситуацией в стране; разработаны новые предложения по совершенствованию системы предупреждения дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений в Монголии. Отличаются новизной сформулированные по результатам исследования положения, выносимые на защиту.

Положения, выносимые  на защиту:

1. На основе анализа  исторической хроники дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений в Монголии, можно сформулировать следующую периодизацию ДТП, которая содержит ряд этапов:

видео набл в дтп.odt

— 24.99 Кб (Скачать файл)

водители- женщины.odt

— 27.45 Кб (Скачать файл)

краткая кримин харкт дтп.odt

— 29.16 Кб (Скачать файл)

крим зар и пред автортранс прес.odt

— 25.96 Кб (Скачать файл)

Криминологическая характеристика автотранспортных преступлений заказать, купить дипломную работу не дорого.mht

— 175.39 Кб (Скачать файл)

bibliofond.ru_530955.zip

— 16.14 Кб (Скачать файл)

гос серт на мат кап.odt

— 36.44 Кб (Скачать файл)

мат как мера стаб.odt

— 28.24 Кб (Скачать файл)

соблюд прав несовре.odt

— 29.94 Кб (Скачать файл)

суд пр мат кап.odt

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Нормативно-правовые акты по материнскому капиталу.mht

— 470.60 Кб (Скачать файл)

особ личности виноного в дтп.odt

— 32.26 Кб (Скачать файл)

пон и хар тран прест.odt

— 47.92 Кб (Скачать файл)

предупр ДТ прес.odt

— 23.68 Кб (Скачать файл)

предупрежд пдд.odt

— 26.99 Кб (Скачать файл)

прест несо.odt

— 33.60 Кб (Скачать файл)

Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение средствами семейного и религиозного воспитания (по материалам Республики Бурятия).mht

— 407.52 Кб (Скачать файл)

причин прест несов.odt

— 31.92 Кб (Скачать файл)

Проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних женского.doc

— 174.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ст прест несов против личности.odt

— 26.01 Кб (Скачать файл)

типология прест ДТП.odt

— 33.10 Кб (Скачать файл)

факторя детерм угон.odt

— 33.39 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации а