Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:30, автореферат
Актуальность темы исследования. Эпоха научно-технического прогресса, начавшаяся с конца XIX века, продолжающаяся и поныне, не обошла стороной Монголию, страну некогда скотоводческую, с многовековым жизненным укладом и бытом кочевников, изменив её кардинальным образом. Причем, как и везде, технический прогресс вошел в жизнь страны не только с позитивным потенциалом, но и с многочисленными издержками, проблемами, многими отрицательными последствиями и трагедиями. Архивные документы свидетельствуют, что в 1908 году Император России Николай II в качестве подарка отправил в Монголию к Богдо-хану - главе монгольского государства и религии - 2 автомобиля для обслуживания царской особы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем и оформление диссертационного исследования отвечают требованиям, предъявляемым ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, отражаются методологические и методические основы диссертации, раскрывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретического и практического значения работы, приводятся сведения об апробации полученных результатов.
Глава первая - «Криминологическая характеристика преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии»» - состоит из четырёх параграфов.
Первый параграф - «Криминологическая оценка проблемы дорожно-транспортных происшествий и их криминальных последствий на различных этапах истории развития монгольского государства» - посвящен историко-статистическому анализу вопросов, связанных с регулированием ответственности за совершение дорожно-транспортных происшествий в законодательстве Монголии с древнейших времён до наших дней.
Соискатель указывает,
что первыми правилами
В диссертационном исследовании рассмотрены первые, известные науке криминологии писаные нормативные акты, регулировавшие, соответственно, и обеспечивавшие безопасность дорожного движения в Монголии - Указы Угэдэй хана (1229-1241 гг.) о порядке несения почтово-курьерской службы, называвшейся «уртоном».
Обращено внимание на то, что нормы законов, регулировавшие отношения, связанные с безопасностью дорожного движения в средние века, предусматривали наказания в виде штрафа, конфискации имущества в зависимости от тяжести совершенных деяний, что, несомненно, оказывали профилактическое воздействие на нарушителей. Каждое новое положение нормативных актов было вызвано изменяющимися условиями быта, культуры и экономики государства.
С 1991 г. наблюдается процесс криминализации транспортной отрасли экономики в виде резкого роста преступности против правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в Монголии.
Автор рассматривая сложившуюся
криминогенную ситуацию, связанную
с дорожно-транспортными
Проведя анализ исторической хроники дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений в Монголии, диссертант сформулировал следующую периодизацию ДТП, которая содержит 3 этапа:
I. Дорожно-транспортные
происшествия с участием
II. Дорожно-транспортные происшествия с участием гужевого и автомобильного транспортного средства.
III. Дорожно-транспортные
происшествия с участием
Второй параграф - «Современное состояние преступности, связанной с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии» - посвящен исследованию вопросов, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии, осуществлён сравнительно-статистический анализ ДТП по Монголии и в Росийской Федерации.
Автор в работе указывает,
что сохраняются и даже расширяются
предпосылки к росту дорожно-
Сравнительно-статистический анализ числа погибших в ДТП на 100 тыс. населения, и числа погибших на 10. тыс. транспортных средств в Монголии1, с аналогичными показателями в других государствах2 открывает беспрецедентную ситуацию, сложившуюся в сфере безопасности дорожного движения в Монголии.
Поскольку ДТП совершаются с использованием автотранспортных средств, то отношение количества совершенных ДТП будет не к численности населения, а к количеству зарегистрированных единиц транспорта3.
Автор приводит формулу
расчёта коэффициента уровня ДТП, с
помощью которой рассчитывается
уровень ДТП с тяжкими
По коэффициентам происходит сравнение дорожно-транспортных происшествий в разных странах, регионах государства, а также разных временных периодов. Уровень ДТП с тяжкими последствиями в г. Улаанбаатаре намного выше, чем уровень данного показателя в г. Москве. Уровень ДТП с тяжкими последствиями в г. Москве составляет 32,4 – 35,5 коэффициентов4, что почти 4 раза ниже, чем в г. Улаанбаатаре.
В работе автор приходит к выводу, что изменение показателей состояния аварийности на территории Монголии и г. Улаанбаатара зависит от сезонных изменений погодных и дорожных условий, интенсивности транспортного и пешеходного потоков. Наиболее неблагополучными месяцами на протяжении последних лет остаются ноябрь и декабрь, меньше всего ДТП регистрируется в марте. А в г. Москве наиболее аварийными месяцами являются октябрь и декабрь, самыми благополучными в плане аварийности месяцами отмечаются февраль и март5.
При планировании и проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня ДТП, соответствующим подразделениям органов дорожной полиции необходимо учитывать структуру аварийности не только по месяцам, но и по дням недели, а также по времени суток.
Анализ данных относительно времени суток совершения ДТП, свидетельствует о том, что основной пик показателей аварийности приходится на период с 14 по 19 часов (29,2%). На период с 06 по 14 часов (23,3%); с 19 по 22 часов (23,4%); с 22 по 06 часов (24,1%)6.
Анализ проведённый автором выявляет, что большое количество ДТП в Монголии, совершаются в основном физическими лицами. И среди этого количества больше половины всех преступлений совершается вследствие управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, при превышении скорости движения и езды по полосе встречного движения.
Диссертант приходит к выводу о сложном положении, сложившимся в области безопасности дорожного движения Монголии, не понимании властными структурами тяжести проблемы, и не осознании того, что гибель людей на дорогах Монголии выросла до уровня, угрожающего национальной безопасности государства.
В третьем параграфе - «Детерминация преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии» - рассмотрены основные причины рассматриваемой категории преступлений и их последствиях.
По мнению автора причиной дорожно-транспортного преступления можно считать лишь то, что непосредственно вызывает подобное, а не иное поведение.
Факторами, негативно влияющими на человеческое развитие и его безопасность, являются утрата социальной гарантии, ненадежность рабочего места и дохода, снижение уровня образования. Из-за финансово-денежных трудностей, упадка национального производства многие нерентабельные предприятия, в том числе большинство крупных автохозяйств страны, остановили свою деятельность, что явилось одним из факторов роста безработицы среди водителей и утраты социальной гарантии.
В немалой степени способствуют увеличению ДТП миграционные процессы в монгольском обществе. Автор обращает особое внимание на то, что на фоне безработицы и обнищания значительной части сельского населения начался миграционный процесс, направленный в большие населенные центры. В результате в центральной части Монголии, в частности в г. Улаанбаатаре концентрируется более половины населения страны. Большая концентрация людей и транспортных средств, в свою очередь привела к многократному увеличению ДТП в крупных городах.
Анализ статистических данных органов дорожной полиции Монголии показал, что основным субъективным детерминантом ДТП являются неправомерное поведение участников дорожного движения (водителей, пешеходов).
Проанализировав имперический материал соискатель приводит основные причины по которым совершаются преступления водителями, пешеходами и иными участниками дорожного движения.
Четвёртый параграф - «Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления, связанные с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта в Монголии» - посвящен оценке состояния дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений в Монголии, составлению криминологической характеристики лиц к ним причастным.
Автор считает, что для
криминологической
Проведённый диссертантом анализ показал что, среди лиц, допустивших нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, значительно преобладают лица мужского пола7. Однако, доля женщин, совершающих ДТП в Монголии имеет тенденцию некоторого роста. В 2000 г. женщины, совершившие преступления, связанные с нарушением дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, составляли не больше одного процента числа всех нарушителей.
Характерный штрих к криминологическому портрету преступника – аварийщика добавляют данные о стаже его водительской деятельности.
К важным показателям
криминологической
Одним из существенных показателей
криминологической
В диссертации особое внимание уделено погубнуму влиянию алкоголя, который оказывает вредное влияние на организм водителя в любых, в том числе и в малых дозах: притупляется внимание, нарушается координация движений, появляется чувство беспечности, стремление к лихачеству и т.п.
Среди лиц, совершающих дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними преступления, по мнению соискателя можно выделить три типа личности:
1. Ситуативно-рискованный тип.
2. Устойчиво-рискованный тип.
3. Агрессивно-рискованный тип.
Определив типологию, автор установил меру вероятности появления рисковых ситуаций соответствующего осложнения, вызванных лицами, преступно нарушающими правила дорожного движения.
Использование теории риска
для решения криминологических
Глава вторая - «Предупреждение преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспортна в Монголии» - состоит из двух параграфов.
Первый параграф - «Общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений в Монголии» - посвящён анализу уже имеющихся и разработке новых мер, действий, способов, приёмов и средств по предупреждению и пресечению дорожно-транспортных преступлений и происшествий..
По мнению автора для
изменения сложившейся техно-
В рамках диссертационного исследования был проведен криминологический анализ положения, связанного с законодательным обеспечением безопасности дорожного движения, который, имеет смысл учитываться при дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере безопасности дорожного движения, реализации государственной политики по обеспечению безопасности в этом направлении.
Категорий «риск», «угроза» и «опасность» хотя имеют некоторое тождественное значение, они отличаются по смыслу и содержанию, следовательно, применяются они при обозначении феноменов, отличающихся по характеру и степенью причиняемых последствий.
Угроза безопасности дорожного движения – это возникновение и существование устойчивых факторов, обуславливающих совершение ДТП.
Автор считает, что наиболее вероятными угрозами безопасности дорожного движения, на локализацию которых должна быть направлена деятельность органов государственной власти, являются:
1. Угрозы техногенного
характера, инициируемые
2. Угрозы биогенного характера, инициируемые факторами.