Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:30, автореферат
Актуальность темы исследования. Эпоха научно-технического прогресса, начавшаяся с конца XIX века, продолжающаяся и поныне, не обошла стороной Монголию, страну некогда скотоводческую, с многовековым жизненным укладом и бытом кочевников, изменив её кардинальным образом. Причем, как и везде, технический прогресс вошел в жизнь страны не только с позитивным потенциалом, но и с многочисленными издержками, проблемами, многими отрицательными последствиями и трагедиями. Архивные документы свидетельствуют, что в 1908 году Император России Николай II в качестве подарка отправил в Монголию к Богдо-хану - главе монгольского государства и религии - 2 автомобиля для обслуживания царской особы.
Вторая глава – «Проблемы профилактики преступлений несовершеннолетних женского пола» – состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе – «Исторический опыт предупреждения преступности несовершеннолетних женского пола в России» – отмечается, что впервые в истории российского уголовного наказания несовершеннолетние как специальный субъект уголовной ответственности упоминаются в Артикуле Воинском 1715 г. Однако законодатель не конкретизировал ни возраста, с которого начинается уголовная ответственность несовершеннолетних, ни наказания, которому они могли быть подвержены со стороны государства.
Процесс формирования дореволюционного законодательства сопровождался смягчением уголовной политики в отношении несовершеннолетних с введением комплексных процессуальных гарантий соблюдения их прав, а также подробной регламентацией уголовно-правовой защиты подростков от преступных посягательств со стороны подстрекателей.
Историю борьбы с преступностью несовершеннолетних в советский период можно рассматривать с выделением шести наиболее крупных исторических этапов, в каждый из которых основные полномочия по решению рассматриваемой проблемы возлагались на одно или несколько ведомств. Предлагаемый принцип периодизации не претендует на бесспорность, однако может способствовать системному изучению имевшегося опыта, а следовательно, исключению повторения ранее допускавшихся просчетов.
Во втором параграфе – «Общесоциальное предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола» – рассмотрены особенности предупреждения преступлений несовершеннолетних женского пола. Анализ практики предупреждения преступлений несовершеннолетних женского пола показывает, что данная форма предупреждения преступлений ориентирована конкретно на выявление и устранение причин и условий преступного поведения, лиц, от которых можно ожидать совершения уголовно наказуемых деяний.
Основной формой следует считать раннее предупреждение преступного поведения несовершеннолетних женского пола. Верно отмечается в литературе, что для практического осуществления предупреждения антиобщественного поведения важное значение имеет претворение в жизнь системы мероприятий по предупреждению отрицательных влияний на личность с самого начала ее формирования и на всех последующих этапах. При формировании такой системы важно, что именно для несовершеннолетних правонарушительниц женского пола возраст имеет первостепенное значение. Профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Это положение также важно учесть при создании системы профилактики.
Исходя из материалов исследования, необходимо создать в системе МВД России подразделения «милиции нравов» для несовершеннолетних, в обязанности которых должна входить работа с детьми, подростками и их родителями, их ближайшим окружением. Это подразделение должно иметь целую систему различных служб: участковая инспекция, воспитатели, педагоги и психологи, психиатрическая служба, оперативно-розыскная. Важно обеспечить тесный контакт этих служб со школами, колледжами, исправительными учреждениями, соответствующими медицинскими учреждениями и т.д.
Таким образом, в качестве приоритетных направлений в предупреждении преступлений несовершеннолетних на общесоциальном уровне следует назвать:
1. Комплексное, в том числе и законодательное, выделение деятельности семьи, общества и государства по воспитанию детей и подростков в качестве особой сферы, требующей наибольших преимуществ и привилегий в сравнении со всеми иными областями жизнедеятельности общества.
2. Первоочередное и всемерное укрепление семьи как наиболее важного и совершенного социального института, оказывающего решающее влияние на формирование личности несовершеннолетнего.
3. Полную и своевременную компенсацию детям и подросткам через государственные и общественные институты потерь, вызванных утратой родительской семьи или ее неблагополучием; создание в этих случаях для формирования личности условий, максимально приближенных к семейным.
4. Преодоление ведомственного разделения сфер воспитательной и профилактической деятельности.
В третьем параграфе – «Специально-криминологическое предупреждение преступлений несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы» – диссертант отмечает, что при назначении наказания, суды, помимо оценки характера и степени общественной опасности совершенного преступления, особое внимание должны обращать на такие факторы, которые свидетельствовали бы о наличии или отсутствии условий, создающих возможность назначения наказания без изоляции от общества.
Однако изучение уголовных дел указывает на то, что данная процессуальная обязанность выполняется судами далеко не всегда должным образом. Как правило, в материалах уголовных дел отсутствует глубокий анализ морально-нравственного климата в семье подростка, позволяющий правильно решить вопрос о том, возможно ли его дальнейшее воспитание доверить родителям или целесообразно изъять несовершеннолетнего из семьи и поместить в специальное воспитательное учреждение. В материалах уголовных дел часто отсутствуют данные о ближайшем окружении подростка.
Нередко в результате некачественной работы суда подросток, осужденный условно, возвращается в ту же криминогенную среду, которая создала благоприятные условия для совершения им преступления.
Невыполнение судами указанной обязанности в значительной степени связано с их перегруженностью уголовными делами. В этой связи предлагается учредить специализированные суды для несовершеннолетних, что позволит более глубоко и качественно исследовать все обстоятельства дела при решении вопросов назначения наказания подросткам, будет способствовать укреплению правовых гарантий соблюдения статуса этой категории лиц.
Необходимо кардинальным образом изменить имеющиеся воспитательные учреждения, к которым сейчас относятся специальные школы и специальные ПТУ.
Во-первых, необходимо увеличить их количество (в настоящее время обеспечивается прием в упомянутые учреждения лишь пятой части несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в особом педагогическом режиме; решения о направлении подростков в спецучреждения не выполняются по несколько месяцев), приблизить к месту жительства.
Во-вторых, качественно изменить там содержание учебно-педагогического процесса и условия содержания подростков, создав атмосферу домашнего уюта и комфорта.
В четвертом параграфе – «Специально-криминологическое предупреждение преступлений несовершеннолетних женского пола, отбывших наказание в виде лишения свободы» – диссертант приходит к выводу, что закрепление результатов исправительного воздействия на несовершеннолетнего, освобожденного из воспитательной колонии, образует систему взаимосвязанных мер, имеющих в качестве конечной цели предупреждение преступности. Существование института судимости, действующего после отбытия наказания в виде лишения свободы, ставит множество вопросов о содержании мер постпенитенциарного воздействия, его сроках и субъектах.
Несовершеннолетние, отбывшие наказание в воспитательных колониях, – крайне сложная категория подростков и молодежи, состоящая на учетах в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних.
Проведенное нами исследование показало, что в 2005 г. в воспитательных колониях содержалось 17 736 несовершеннолетних преступников, в том числе 863 девушки. Их удельный вес составил 4,8% от общего числа несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В 2006 и 2007 г. сохранилась тенденция роста числа несовершеннолетних преступников, отбывающих уголовное наказание в воспитательных колониях. При этом удельный вес девушек не превышал 4,8%. На 1 января 2007 г. в ВК Российской Федерации содержалось 20 849 несовершеннолетних преступников, из них – 1136 девушек, что составляет 5,4%. В 2008 г. удельный вес девушек, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, составил уже 5,5% (общее число содержащихся в ВК – 21 686, из них девушек – 1207). На 1 января 2009 г. общее число несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в воспитательных колониях, снизилось и составило 19 763 человека. Однако число несовершеннолетних женского пола, осужденных к лишению свободы, возросло до 1262 девушек, а удельный вес составил 6,3%.
Приведенные цифры свидетельствуют, что количество несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях неуклонно растет.
В заключении содержатся основные выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании, наиболее значимые из которых отражены в тексте данного автореферата при характеристике отдельных разделов работы.
Основные положения диссертации отражены в следующих опубликованных работах:
I. Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК России для публикации результатов диссертационных исследований:
II. В иных изданиях: