Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:28, реферат
О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям: Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес
преступников довольно высокого
интеллектуального уровня. Арсенал
средств клинической
Таким образом, оценивая рассматриваемые теории, надо не столько разоблачать их с идеологически зашоренных позиций, видеть в них лишь социальный заказ власть предержащих на скорый суд или даже внесудебную расправу с преступниками (хотя случалось и такое), сколько выявлять в них крупицы научно достоверных знаний о таком сложном,
многогранном явлении, как преступность во всех ее связях и опосредованиях.
Практически одновременно с
биологическим направлением и в
противовес ему, а также учениям
классиков возникла и развивалась
социологическая школа в
Кетле считается основоположником теории факторов, которая была сформулирована на основе обширных статистических наблюдений преступности. Проанализировав данные о поле, возрасте, профессии, образовании, материальной обеспеченности и иных социальных характеристиках преступников, а также о времени, месте и других признаках преступлений, Кетле пришел к выводу, что преступность — продукт общества, и в этом своем качестве она подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям. Далеко не случайным является то, что из года в год число преступлений остается примерно одинаковым, а структура преступности в целом стабильна. "Существует бюджет, — отмечал Кетле, — который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью. Это — бюджет тюрем, рудников и эшафотов"1. На базе анализа разнообразных фактов преступности Кетле сделал принципиально важный, не потерявший значения до наших дней вывод о том, что "достаточно было бы изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменить также и печальные результаты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств".
Многочисленные последователи Кетле (Ван-Гомель, Принс и др.) расширили перечень криминогенных факторов, привели их в определенную систему, классифицировали по различным основаниям. Так, к физическим факторам они относили географическую среду, климат, время года; к индивидуальным — пол, возраст, расу, психофизические
Цит. по: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. С. 35.
16
аномалии; к социальным — безработицу, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.д.
В дальнейшем рассматриваемая
криминологическая концепция
Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм, основные работы которого вышли в конце XIX века, рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но в сущности нормальное и даже в известном смысле полезное явление в жизни общества. Полезное как боль в физиологии, которая хотя и причиняет страдания, но очень важна для медицины, для диагностики болезней, их лечения.
Дюркгейм разработал понятие
аномии-безнормативности, то есть ослабления
и разрушения общепринятых норм поведения,
их недостаточность и
Концепция Дюркгейма получила развитие в трудах многих ученых, особенно американских. Характерно, что один из них — Шур выпустил книгу, выразительный заголовок которой "Наше преступное общество" (М., 1977) говорит сам за себя.
Теория конфликта культур, сформулированная в работах американского криминолога Селлина, исходит из того, что различия в мировоззрении, привычках, стереотипах поведения, характерные для разных социальных групп, в которые одновременно входит один и тот же индивид (семья, бытовое окружение, профессиональные корпорации, коллеги, национально-этнические сообщества и т.д.), нередко создают
17
для человека ситуацию нелегкого выбора, чреватую внутренним конфликтом, а, следовательно, и угрозой противоправного, преступного его разрешения.
В концепции субкультур (американский социолог Коэн -1955 г. и др.) дана еще более дробная дифференциация социальных групп, рассматриваются специфические нравственно-культурные ценности уже сугубо криминальных сообществ. Человек, попавший в такое сообщество, руководствуется не общепринятыми ценностями и правилами поведения, а противостоящими им нормами криминальной
субкультуры.
В соответствии с теорией стигмы, основные положения которой были сформулированы в 1938 г. американским ученым Таннебаумом, одним из наиболее значимых криминогенных факторов является неадекватная реакция общества на отклоняющееся поведение, так называемая драматизация зла. Стигма в переводе с латыни означает "клеймо". Клеймение преступников (не только физическое, как в средние века, но и нравственно-правовое, практикуемое в цивилизованном обществе) еще более отторгает их от общества, превращает в изгоев, для которых преступное поведение делается привычным.
Основоположник теории дифференциальной
ассоциации американский ученый Сатерленд,
основные труды которого опубликованы
в 20—40-е годы XX века, считал, что преступление
— это результат влияния на
индивида тех социальных групп, с
которыми он контактирует в повседневной
жизни. В механизме преступного
поведения решающее значение имеет
подражание, преступное обучение как
восприятие у микросреды криминально
окрашенных знаний, привычек, умений и
прежде всего неуважительного
В своих изысканиях Сатерленд коснулся и другого большого массива противоправных деяний — преступности
"белых воротничков".
Ученый доказывал, что
Концепции социальной дезорганизации,
стигматизации и других направлений
социологической школы получили
концентрированное выражение в
рамках радикальной криминологии, которая
зародилась в середине XIX века в русле
идей марксизма, а в качестве целостной
криминологической теории оформилась
на рубеже 70-х годов XX века. Представители
этой школы занимают различные идейно-политические
позиции: одни (например, Куинни) тяготели
к марксизму, другие (Дауне) склонялись
к идеологии анархизма, третьи (Кларк,
Шур) являлись умеренными реформаторами.
Но их объединяло резко критическое
отношение к существующей социально-экономической
и политической системе, пороки которой
особенно обнажились в США после
неудачной войны во Вьетнаме. По
мнению "радикалов", преступность
— грозный симптом болезни
общества. В социальной практике, как
и в медицине, надо воздействовать
и на симптомы, и на саму болезнь.
Противодействие преступности требует
не только симптоматического лечения,
применения "болеутоляющих средств"
в виде полицейских, пенитенциарных
и тому подобных традиционных мер, но
и радикального вмешательства - глубоких
социальных реформ, кардинальных преобразований
в области социального
Широкий социологический
подход преобладает в
18
19
тимология, от слов victima (жертва — греч.) и logos (учение), означает учение о жертве, применительно к криминологии — о жертве преступления. Сатерленд уже в учебник криминологии, изданный в 1924 г., включил специальную главу о жертве преступлений. По его расчетам, вероятность стать потерпевшим от преступлений у негров США в 100 раз выше, чем у представителей других национальностей.
Одну из первых попыток
сформулировать основные положения
виктимологии как целостной теории
предпринял в 40-х годах XX века немецкий
ученый Гентиг, работавший в США. В 1948
г. он издал монографию "Преступник
и его жертва. Исследование по социобиологии
преступности". В дальнейшем виктимологическое
направление стало бурно
Виктимологи прослеживают связь
поведения жертв как с
Идеи, сформулированные представителями
данного направления
Рассмотренные социологические концепции в криминологии нельзя оценивать однозначно — либо только положительно или лишь отрицательно.
В целом можно сказать,
что их позитивный заряд выше, чем
у антропологических (биологических)
теорий. Представители социологической
школы несравненно ближе к
истине в понимании сущности и
закономерностей преступности, ее корней
и истоков. Значительное число их
положений конструктивного