Личные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных личных прав и свобод человека в РБ.
Для достижения указанной цели ставились на решение следующие задачи:
1. Изучить понятие и содержание личных прав и свобод;
2. Дать общую характеристику личных прав и свобод.
Объектом курсовой работы являются личные права и свободы человека в РБ.

Вложенные файлы: 1 файл

Личнные права.docx

— 109.11 Кб (Скачать файл)

2.6 Право на определённое отношение к религии

 

Конституция Республики Беларусь (ст.31) устанавливает, что каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими  исповедовать любую религию или  не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.

Свобода совести является общепризнанным понятием, которое включает следующие характерные черты:

а) равенство всех религий;

б) обеспечение  фактического  равноправия   и  равенства верующих и неверующих;

в) исповедание любой религии по своему выбору и распространение ее идей;

г) неисповедание никакой религии;

д) изменение религиозной принадлежности;

е) отправление религиозных культов;

ж) ведение атеистической пропаганды.

Государство не вправе закреплять правовыми нормами различного рода религиозные обряды и правила отправления религиозных культов. Это внутреннее дело церкви.[22,с.123]

В Республике Беларусь отношения, связанные с реализацией свободы совести и вероисповеданий, регулируются Законом от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях». Статья 4 Закона содержит положение о том, что граждане Республики Беларусь равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как возбуждение связанных с этим вражды и ненависти либо оскорбление граждан в связи с их религиозными убеждениями, влекут ответственность, установленную законом.

Государство обеспечивает реализацию личной свободы совести не только гражданам Республики Беларусь, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства.

К основным гарантиям свободы совести, закрепленным в Законе «О свободе совести и религиозных организациях», относятся:

1) отделение церкви от государства;

2) невмешательство государства в деятельность церкви и церкви - в дела государства;

3) отделение школы от церкви;

4) государственный контроль за соблюдением законов о свободе совести; правовая охрана прав верующих и прав неверующих граждан;

5) равенство всех религий;

6) недопущение дискриминации в отношении любой религии;

7) равенство прав и обязанностей верующих и неверующих;

8) запрещение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями; запрещение конфессиональных организаций, деятельность которых направлена на подрыв гражданского согласия, нарушение прав и свобод граждан;

9) предоставление религиозным организациям права юридического лица.

2.7 Свобода мнений и убеждений

 

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений  и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).

В названной  статье закрепляется как свобода  слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова.

Свободой  слова нельзя злоупотреблять, она  не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. За злоупотребления свободой слова может наступать дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Уголовная ответственность предусмотрена  за:

- призывы  к свержению или изменению  конституционного строя или к  совершению преступлений против  государства (ст.361 УК);

- пропаганду  войны (ст.113 УК);

- разжигание  национальной, расовой или религиозной  вражды или розни (ст.130 УК);

- разглашение  государственной или служебной  тайны (ст. 373-375 УК);

- клевету  (ст. 188 УК);

- оскорбление  (ст. 189 УК);

Конституция, международно-правовые документы допускают ограничение свободы слова для охраны государственной безопасности, общественного правопорядка, здоровья и нравственности населения.

Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, участие в собраниях и других общественных мероприятиях, направление обращений в государственные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других вопросов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т.д.

Согласно  Закону о печати и других средствах массовой информации гражданам гарантируется свобода печати и других средств массовой информации.

Граждане Республики Беларусь имеют  право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения

Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации (ст. 3 закона).


Цензура средств массовой информации - это значит требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение - не допускается. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации (ст. 4 закона).

Законом о печати и средствах массовой информации определено, что учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, группа граждан, политическая партия и иное общественное объединение, предприятие, учреждение» организация, государственный орган. Не может выступать в качестве учредителя:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего  возраста либо отбывающий наказание по приговору суда или признанный судом недееспособным;

политическая  партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства  или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;

физическое  или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена,  в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Согласно  требованием комментируемой статьи деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией давать полную, достоверную и своевременную информацию о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.

В этих целях и в Конституции, и других актах предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так, согласно статье 84 Конституции Президент как Глава государства обращается с посланиями к пароду Республики Беларусь о положении в государстве и основных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития.

О заседаниях органов государственной власти граждане регулярно информируются через телевидение, радио, другие средства массовой информации.

Принципиально важным и с точки  зрения информирования в деятельности органов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами их прав и обязанностей является требование Конституции (ст. 7) и актов текущего законодательства о публикации или доведении до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных органов.

Актуальным для наших граждан является требование о предоставлении информации о состоянии окружающей среды. Такая обязанность возлагается не только на органы общей, но и специальной компетенции, в частности Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения и др.

К материалам, которые могут затрагивать  права и законные интересы гражданина, можно отнести решения, касающиеся предоставления или лишения его льгот, каких-либо преимуществ; материалы проверок органов дознания, следствия, прокуратуры и других; уголовные, гражданские и другие дела, где идет речь о привлечении к ответственности либо решаются вопросы по инициативе данного гражданина (например, он выступает в качестве истца). Гражданин вправе ознакомиться с тем, как разрешалось его обращение в органы государственной власти, к должностным лицам.


Определенные  материалы, а значит и информация о них, могут иметь ограниченный доступ, например, касающиеся государственной или коммерческой тайны (см., в частности, закон о государственных секретах, которым определено, какие сведения могут быть отнесены к государственным секретам).

2.8 Право на национальную принадлежность, пользование родным языком

 

В соответствии со статьей 50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности.

Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

На фоне этнонациональных противоречий, существующих в других странах, Беларусь в целом выглядит вполне благополучно. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по национальному признаку.

Установлен конституционный запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды (ст. 5 Конституции). Государство обязывается регулировать отношения между национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст. 4 Конституции). В качестве конституционной закреплена обязанность каждого человека беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54 Конституции).

В развитие конституционных норм приняты  законодательные и иные нормативные акты. Среди них Закон Республики Беларусь 1993 г. «О национальных меньшинствах в Республике Бела русь», который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений в Республике Беларусь, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.


В Конституции в качестве государственных  закреплены два языка - белорусский и русский (ст. 17). Более того, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ст. 50).

Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашает защиту языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21). Это подтверждает и Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (ст. 6) – воспитание и обучение возможно на языке национального меньшинства.

2.9 Право на судебную защиту

 

Согласно  части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек для определения его прав и обязанностей имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (статья 10). Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (статья 14); каждое государство, участвующее в данном пакте, обязуется развивать возможности судебной защиты (статья 2).

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина