Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:50, курсовая работа
Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического
характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от
психологических особенностей личности следователя .
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя….5
1.2 Психологические особенности личности следователя…………………..7
Глава 2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата………………………………………………………………………….17
2.1. Инвариантная модель личности следователя……………………………17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя….5
1.2 Психологические
особенности личности
Глава
2. Процесс формирования и подготовки
работников следственного аппарата…………………………………………………………
2.1. Инвариантная
модель личности следователя………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………29
Введение
Становление и развитие следственного аппарата в органах внутренних
дел бывшего СССР и Российской Федерации представляют, по моему мнению, не только исторический интерес. Знание этой истории дает возможность руководителям органов предварительного следствия всех степеней проследить, что краеугольным камнем их деятельности в течении сорока лет существования органов предварительного следствия в системе министерства внутренних дел была забота об обеспечении точного и строгого соблюдения закона, и это позволило выполнить важную задачу уголовного судопроизводства: каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Следственный комитет при МВД РФ в рамках ведомственного контроля систематически поднимал роль и значение начальников следственных отделов и приравненных к ним по закону лиц (п.6а ст. 34 УПК РСФСР). Сегодня начальник следственного отдела (управления) – это самостоятельная процессуальная фигура, а по занимаемой должности – заместитель руководителя органа внутренних дел любого уровня, имеющий соответствующие организационные и дисциплинарные полномочия. Его статус закреплен в Положении, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422 и ст.
39 УПК РФ.
Это позволяет на более высоком уровне решать проблемы
взаимодействия, возникающие в процессе раскрытия и расследования
преступлений, объединять усилия трех независимых, самостоятельных друг от друга в правовом и структурном отношениях служб: следственной, оперативно – розыскной и криминалистической.
В современных условиях
Несмотря на персональную ответственность следователя за дело, находящееся в его производстве, раскрытие преступлений все более становиться коллективной деятельностью, успех которой тесно связан с организацией взаимодействия между людьми, осуществляющими эту важную работу. При чем три службы в вопросах раскрытия преступлений и изобличении виновных, как отмечалось, действуют в качестве самостоятельных партнеров, несущих ответственность за конечный результат – установление истины по делу.
Происходящие процессы обязывают руководителей предварительного следствия, органов внутренних дел обращать особое внимание на повышение профессионализма следователей: ведь для того, чтобы стать следователем, способным расследовать сложные дела, раскрывать запутанные преступления,
Чем выше в служебной иерархии стоят следователи, тем на мой взгляд, они должны быть белее глубокими специалистами в своем деле. Расследование и раскрытие преступлений должны возглавлять именно такие специалисты.
Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического
характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от
психологических
особенностей личности следователя .
Глава
1. Структура, психологические
основы деятельности
следователя
Профессиограмма следователя представляет собой сложную и иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.
Каждая из сторон
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.
Особое значение поисковая
Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы:
что здесь произошло, какие следы оставило это событие. В правильном решении этих задач, велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопытов, далее имеет значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность процесса сбора доказательств в значительной степени зависит от знаний следователя информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального информационного запаса.
На допросе нередко решается судьба допрашиваемого и судьбы других людей. Идет борьба умов. Победить в этой борьбе следователю помогают специально полученные знания в области психологии и тактики допросов, мастерство, проявляющееся в профессиональных умениях и навыках ведения допроса.
Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой и – в рамках закона – эмоциями допрашиваемого.
Вся полученая в результате поисковая и коммуникативная информация
следователя или дознавателя в процессе удостоверительной деятельности
преобразуется в специально предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т.д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.
На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практическая работа ставит его ежедневно в положение сдающего экзамен, требует особой собранности, точности и организованности.
На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный поручень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижению гипотез, версий и разработке планов расследования.
Завершает структуры
1.2
Психологические
особенности личности
следователя.
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.
В связи со сказанным представляется необоснованной постановка
вопроса о наиболее предпочтительном для следственной работы типа высшей нервной деятельности или темперамента. Так, Т. Богдан полагает, что холерический и меланхолический темпераменты принципиально противоположны для судебно-следственной работы.
Следует отметить, что на следствии успешно работают следователи с различными темпераментами.
Свойства темперамента служат основой для выработки индивидуальных стилей работы следователя, который с одной стороны приспосабливает свою психику к условиям работы, а с другой стороны приспосабливает условия работы к своей психике.
Отличия в характере способностей появляются при производстве различных следственных действий, применении тактических приемов. Один следователь лучше допрашивает, но хуже работает с документами. Другой возмещает ограниченность своих способностей отличной работой с вещественными доказательствами, острой наблюдательностью при осмотре и обыске. Обладая посредственными способностями в поисках, первый следователь предпочтет добиться от самого обвиняемого показаний о месте сокрытия нужных предметов и т.д.
Склонность следователя к выполнению определенного вида работы, расследованию определенной категории дел, в которых полнее всего проявляются его способности, нельзя игнорировать.
Психологической наукой сформулированы основные принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся к следующему. Должно быть установлено, какие качества являются профессионально необходимыми для успешного выполнения той или иной работы. Затем устанавливаются методы, при помощи которых определяются, обладает ли человек требуемыми качествами.
Избранный метод применяется к специалистам, пригодность которых уже доказана их работой (пробные испытания). После этого опробованный на практике метод применяется к остальным проверяемым (отборные испытания)2.
Результаты определения профессиональной пригодности контролируются дальнейшими наблюдениями за работой молодого специалиста. Поскольку правильность прогноза не может быть сразу же проверена на первых порах, целесообразно выявлять и фиксировать такие психологические качества, которые лишь с небольшой вероятностью могут рассматриваться как благоприятствующие овладению данной профессией3.