Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:50, курсовая работа
Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического
характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от
психологических особенностей личности следователя .
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя….5
1.2 Психологические особенности личности следователя…………………..7
Глава 2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата………………………………………………………………………….17
2.1. Инвариантная модель личности следователя……………………………17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………29
При планировании самоконтроля необходимо предусматривать его непрерывность и вариативность.
Наукой и практикой выработаны требования, которым должен
удовлетворять план работы:
1. Максимальная обоснованность плана, имеющегося в распоряжении следователя информацией относительно существенных компонентов будущего действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий, способствующих факторов, ожидаемых событий.
2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.
3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для расследования определенного дела или группы дел.
4. Гибкость и подвижность плана.
5. Непрерывность плана.
6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным показателям.
Эффективность, способность
Глава
2. Процесс формирования
и подготовки работников
следственного аппарата
2.1. Инвариантная модель
личности следователя
В результате, наши исследования позволили нам воссоздать модель личности следователя, которая представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости, что можно выразить Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.
В основе профессиограммы
Особое значение поисковая
первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из
окружающей
среды криминалистически
Велика роль личностных
далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способы совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность собирания доказательств в значительной степени зависит от знаний следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального запаса.
Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Криминалистическая
Высокий уровень
1) Установкой на восприятие информации, имеющей значение для
раскрытия преступления и расследования дела: эта установка помогает
преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа),
усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т.д.).
2) Специфическим концентрированием внимания на тех именно объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию; обнаружения следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при осмотре документов, констатация улик поведения при наблюдении за допрашиваемым и т.д.
3)Длительным сохранением
Большинство следователей отводит видное место в своей работе поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление
следователя к раскрытию преступления. Представляется, что по И. П. Павлову в основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс "Чувство следователя".
Следующий уровень - коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой исследователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.
Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека,
чувствовать его, управлять его эмоциональной средой.
Исследование структуры
Есть большая группа профессией "человек - человек" , к которой относится и профессия следователя. Коммуникативный аспект деятельности является одним из доминирующих. Следователь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.
Характеризуя коммуникативные
Коммуникативная деятельность
Допрос является в первую очередь организацией следователем того психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности преступника.
Успешное взаимодействие двух
систем - следователя и
Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры беседы. Применяются те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.
Одна из важнейших проблем психологии допроса - проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это - социально- психологические закономерности ролевого положения следователя (допрашивающего) и допрашиваемого в возникающих в результате этого отношениях.
Допрос - это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает психология.
Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы", а в следователе видит представителя другой группировки "они", то это не
способствует созданию необходимого психологического контакта. Отношение к следователю как к "чужому" не способствует появлению у допрашиваемого желания сообщить этому "чужому" всю известную ему информацию о преступлении, тем более, что речь может идти о весьма интимных вопросах.
Особенно остро этот вопрос встает при допросе обвиняемого.
Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт подобного рода, много. Делая попытку достигнуть контакта с допрашиваемым путем создания общности "мы", следователь должен отыскивать в этом человеке положительные стороны, характеризующие его личность. При всем этом он должен иметь ввиду индивидуальные особенности допрашиваемого, а также все материалы дела, с учетом которых в ходе допроса получается необходимая информация.
Выбор правильной тактики допрашивающего во многом зависит от
определения специального типа допрашиваемого.
В основе рекомендаций по
Таким образом, во-первых, допрос на предварительном следствии - это целый комплекс раздражителей. Методы и приемы допроса не только не должны противоречить нормам уголовного процесса, но должны давать максимальный эффект в плане получения наиболее правдивых показаний способом, наиболее удобным для конкретного допрашиваемого. Во-вторых, от темперамента допрашиваемого должны зависеть темп допроса (быстрота) и его напряженность (сила), а от специального типа допрашиваемого - характер доказательств, на которые следует обращать особое внимание, и порядок их предъявления.
Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние.
Хороший следователь обладает навыками управления своей волей и
эмоциональной сферой, и в рамках закона эмоциями допрашиваемого.
Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация следователя в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специально предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т.д.
Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.
Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе
добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную.
Протокол должен удовлетворять следующим требованиям7:
1. Язык его должен удовлетворять нескольким критериям: грамматическому, стилистическому и юридическому. Он должен быть точным, достаточно точно понятым для тех, кто будет читать протокол.
2. В протоколе следует сохранять лексические особенности речи допрашиваемого.
3. Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.
4. Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.
В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях стенография.
От качества протокола зависит дальнейшее использование тех
фактических данных (доказательств), которые в нем изложены, их