Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:19, реферат
Системное противодействие коррупции возможно в условиях, когда страна намечает цели и рубежи долгосрочного социально-экономического развития. Одновременно приходится преодолевать трудности прошлых лет и сегодняшней действительности, и прежде всего коррупцию. Коррупция - сложное социальное явление, деформирующее государственную и правовую системы. В обще
III.
пути совершенствования
работы группы экономической
безопасности и противодействия
коррупци в сфере финансовых
преступлений
3.1 Мероприятия
по предупреждению коррупции
Системное
противодействие коррупции
Коррупция
порождается как
Программой системы деятельности является Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. В нем отмечается, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы, в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует социальным преобразованиям и повышению эффективности экономики, вызывает недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и рассматривается как одна из угроз безопасности страны.
В связи с этим разработан комплекс мер по противодействию коррупции - законодательных, управленческих и социальных.
Совершенствование правового обеспечения борьбы с коррупцией является одним из ключевых блоков. Речь идет о трех основных аспектах.
Во-первых, необходимо обоснованно определить правовой статус участников управленческих, экономических, трудовых отношений. Законы о федеральных и региональных органах исполнительной власти и положения о министерствах, агентствах, службах, департаментах, управлениях должны четко урегулировать полномочия, взаимоотношения, основания и виды ответственности органов. Столь же важно вводить административные регламенты осуществления государственных функций и оказания публичных услуг, другие регламенты. Административные процедуры придают открытый характер и гарантируют предсказуемость управленческих действий.
Нуждаются
в обновлении уставы государственных
и муниципальных предприятий
и типовые положения о
Во-вторых, потребовалось принятие законодательных актов Российской Федерации в связи с противодействием коррупции. Это Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции". Потребовались изменения в Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", в Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральные законы от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс РФ.
Потребуются и другие изменения законов и иных правовых актов на федеральном и региональном уровнях. Это касается положений об органах и регламентов их деятельности, правил подготовки и принятия ведомственных и локальных актов.
В-третьих,
принцип формализованности
Знание и соблюдение принципов проведения оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность служат не абстрактными пожеланиями, обращениями к государственным служащим, специалистам и экспертам. Их правильное использование является важнейшей гарантией высокого качества соответствующих работ, и поэтому их следует рассматривать как квалификационный признак участников этой деятельности.
Проведение
экспертизы актов на основе анализа
названных коррупционных
В механизме государственного управления многое зависит от уровня служебного поведения, то есть от организации деятельности государственных служащих. Действующий Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" создает для этого необходимые предпосылки. И все же триада "права, обязанность, ответственность" часто не срабатывает. Коррупциогенность сознания служащих и пренебрежение общественными ценностями и публичным долгом нередко толкают их к противоправным действиям. Служебное поведение отклоняется от нормативных моделей и выражается либо в прямых нарушениях законности, либо в формально легальных, но по смыслу противоправных действиях (бездействии).
Таково явление рейдерства, которое порождает цепь действий чиновников правоохранительных, регистрирующих и иных органов внешне в рамках их полномочий, но в корыстных целях. Подтверждением служит обсуждение в Центре стратегических разработок 7 октября 2008 г. материалов анализа коррупционной практики в случаях рейдерства.
Третий блок в антикоррупционном механизме - социальный. Он призван охватывать целеустремленные действия институтов гражданского общества. С одной стороны, эффективны открытые действия общественных объединений, муниципальных органов, каналов СМИ по выявлению и оценке коррупционных действий. Формируемая общественная среда создает обстановку социальной нетерпимости к ним. С другой стороны, нужно активно реализовывать Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Необходимо повышение правовой культуры граждан путем введения и расширения каналов правовой информации и реального доступа к ней. Воспитание уважения к закону должно быть важной составляющей процесса обучения в школах и вузах, институтах и центрах повышения квалификации служащих и работников бизнес-структур.
Коррупция - болезнь всего общества, и лечить ее нужно усилиями всех граждан, служащих, интеллигенции, бизнесменов.
Отрадно, что в Национальном плане противодействия коррупции среди мер по ее профилактике выделены совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в государственных органах всех уровней и органах местного самоуправления.
В Федеральном законе "О противодействии коррупции" есть п. 2 ст. 6 о применении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов в совокупности с другими мерами по профилактике коррупции. Аналогичные нормы содержатся в законах субъектов РФ о противодействии коррупции. Тем самым данный институт становится обязательным атрибутом правотворческой и правоприменительной деятельности, что исключает его недооценку и применение от случая к случаю.
В юридическом смысле преодоление коррупции предполагает решение комплекса задач:
- развитие специального антикоррупционного законодательства на федеральном и региональном уровнях;
- корректировка действующих законодательных и подзаконных актов с учетом антикоррупционных требований;
- ускоренное принятие Федерального закона "О нормативных правовых актах" и соответствующих региональных законов;
- упорядочение статуса органов государственной и муниципальной власти и их служащих;
- развитие системы правового мониторинга и разработка показателей действия законов и иных нормативных правовых актов;
- введение механизмов анализа и оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность и прежде всего - правил и методики проведения их антикоррупционной экспертизы.
Реализация этих задач требует согласованных действий. Особое внимание уделяется анализу и оценке правовых актов на коррупциогенность. Это объясняется, о чем говорилось выше, ключевой ролью в определении легальных приоритетов, решений и действий граждан и юридических лиц. Причем если на первых порах экспертная оценка концентрировалась на возможных коррупциогенных факторах проектов законов и иных нормативных правовых актов, то теперь следует вести речь о более широком механизме преодоления коррупциогенности правовых актов.
Во-первых, это система стартовых правовых действий по упорядочению статуса и процедур деятельности органов, организаций и служащих.
Во-вторых, проведение правового мониторинга, включая антикоррупционный анализ как проектов, так и действующих правовых актов.
В-третьих, объектом анализа становятся в определенных пределах и иные документы, сопутствующие появлению, принятию и реализации правовых актов. Статистическая, бухгалтерская, медицинская и иная специальная документация входит в фокус анализа.
В-четвертых, проведение собственно антикоррупционной экспертизы преимущественно проектов актов сочетается с другими формами и способами их анализа и оценки - сбором информации, подготовкой аналитических материалов, проверками, контролем и надзором, публичными обсуждениями (семинары, конференции и т.п.).
Важно отметить: механизм анализа и оценки правовых актов на коррупциогенность является комплексным институтом, к которому имеют отношение многие отрасли права. Первоначальное "уголовно-наказательное" представление о нем сменяется системным использованием инструментов теории права, норм и институтов конституционного, административного, гражданского, трудового, международного публичного права. И это позволяет избежать упрощенных подходов к данному явлению.
Показательна
подготовленная в ЦСР хроника
внедрения антикоррупционной
Стратегическая цель - сокращение возможностей использования права в интересах коррупции, снижение коррупциогенности российских законодательных и иных правовых актов.
Задачи: создать правовую базу и организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в отношении ранее принятых нормативных правовых актов; обеспечить полноту, единообразие и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы; развивать публичность проведения и результатов антикоррупционной экспертизы; ввести ответственность за соблюдение антикоррупционных стандартов нормативных правовых актов и нарушение требований по их антикоррупционной экспертизе; организовать проверку качества антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Мероприятия:
1. Развитие правовой базы.
Подготовка согласованного проекта Федерального закона "Об антикоррупционных стандартах и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов в Российской Федерации".
Информация о работе Ответственность за экономические преступления