Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:33, реферат
Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения отечественного опыта, статистического наблюдения, теоретических исследований выработать современное понятие преступности военнослужащих и дать ей криминологическую характеристику, а также выявить причины и условия совершения преступлений военнослужащими.
6. Национальные. Вооруженные Силы России по-прежнему комплектуются военнослужащими разных национальностей. В условиях дальнейшего нарастания межнациональных противоречий и конфликтов, для разрешения которых не принимается необходимых мер, национальные причины противоправного поведения военнослужащих будут усугубляться.
7. Культурные. Бедность культурной жизни нашего общества известна. Если в центральных городах и областных центрах существуют развлекательные учреждения, то в «глубинке» в подавляющем большинстве случаев нет ни музеев, ни театров. Однако именно военнослужащими, призванными из «глубинки», в последние несколько лет пополняются Вооруженные Силы страны.
Несколько лучше обстоит дело с офицерским корпусом, что объясняется многими факторами, в том числе и традициями. Однако уровень культуры офицеров низшего и среднего звена остается низким. Многие из них не готовы к работе с молодежью, допускают грубость в отношении подчиненных.
8. Организационно-управленческие, в том числе некачественное несение службы офицерами и младшими командирами, плохая организация обучения, воспитания, быта молодых солдат, недостатки в подборе и расстановке кадров и т.п.
В настоящее время назначение на руководящие должности офицеров не всегда соответствует их морально-волевым качествам, что вызывает определенное недовольство их коллег. В результате исполнение приказов и распоряжений, исходящих от такого начальника, не подкрепляется необходимой разумной инициативой подчиненных, что может негативно отразиться на межличностных отношениях в воинском коллективе.
9. Информационные. У Вооруженных Сил практически нет собственной рекламы. Агитационная телевизионная пропаганда, призывающая юношей на службу в армию, обречена на неудачу, так как негативный материал о ней имеет значительно большую аудиторию и более весомый общественный резонанс. Так, согласно проведенному исследованию, в наиболее популярных газетных изданиях публикуемый об армии материал в 99% случаев является негативным.
К перечисленным причинам и условиям преступности военнослужащих можно добавить и такие криминогенные факторы, как плохое питание солдат, их низкая дисциплина, неукомплектованность воинских частей, низкий уровень подготовки офицерских кадров, необеспеченность офицерского корпуса нормальными жилищно - бытовыми условиями, бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство правонарушений и даже преступлений. Однако, пожалуй, основным криминогенным фактором в армии является низкий уровень воспитания подчиненных командирами и начальниками, отсутствие в воспитании индивидуального подхода.
Устранение причин и условий преступности военнослужащих является важным условием повышения боеспособности армии, успешного выполнения ею задач по обеспечению безопасности страны.
4. Предупреждение преступности военнослужащих
Применительно к военнослужащим предупреждение преступлений обладает определенными особенностями, поскольку личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника; специфичен и механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также с обладанием оружием; необычна мотивационная сфера большинства военнослужащих, направленная на удовлетворение в первую очередь элементарных потребностей.
Среди мер общесоциального предупреждения преступлений военнослужащих можно выделить следующие [11]:
1. Реальное введение
наряду с воинской
2. Переход на призыв
в Вооруженные Силы один раз
в году, с тем чтобы сломать
традиционную возрастную
3. Повышение призывного
возраста до 21 года (или хотя бы
до 20 лет). Существующий довольно
низкий призывной возраст
4. Постепенное сокращение срока действительной службы. Возможные возражения о том, что военнослужащий за меньшее количество времени не успевает усвоить программу боевой подготовки, неосновательны, так как большинство времени он проводит не на боевых занятиях, а на различных хозяйственных объектах. Кстати, в армиях большинства стран срок действительной службы составлял менее двух лет.
5. Существенное улучшение
социально-бытовых условий
6. Развитие института
офицеров-воспитателей, деятельность
которых должна быть связана
с работой военкоматов и
7. Увеличение количества
мероприятий, связанных с
8. Качественное улучшение
сержантского корпуса.
9. Принципиальное изменение
отношения высших должностных
лиц армии вообще и офицеров
в частности к проявлениям
коррупции, к хищениям
10. Улучшение работы
органов военной юстиции и
прежде всего военных
11. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уголовная) должна быть четко дифференцирована в зависимости от общественной опасности содеянного. Так, за правонарушения в сфере межличностных отношений («дедовщину») дисциплинарным уставом должны быть предусмотрены достаточно суровые виды взысканий: запрет увольнения из части до двух недель; обычный арест; строгий арест; сверхурочные работы; лишение половины месячного оклада; увольнение из Вооруженных Сил по негативным основаниям. Дисциплинарным уставом должна быть предусмотрена и ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под действие уголовного закона. Кроме того, следует предусмотреть возможность увольнения из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм, что обеспечит более успешную борьбу с фактами коррупции на самой ранней стадии.
Нуждается в совершенствовании
и действующий Дисциплинарный устав
в целом. Представляется, что он должен
состоять из статей, построенных по
классическому правовому
12. Улучшение жизнедеятельности дисциплинарных батальонов и качественное изменение условий отбывания военнослужащими уголовных наказаний, а также ресоциализация военнослужащих, отбывших наказание.
13. Возрождение престижа
и привлекательности воинской с
14. Частичная легализация
неформальных структур, существующих
в военных коллективах,
15. Важное значение
имеет правовое обеспечение
Отдельно следует сказать о проблеме перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Представляется, что существует некоторая путаница в терминах, поскольку «профессиональная» армия и «наемная» армия — это не одно и то же. Думается, что оптимальный вариант — создание профессиональной, но не наемной армии. Во-первых, не следует забывать исторические традиции: воинская повинность в России была введена в 1874 г. и рассматривалась как одно из величайших преобразований того времени. Во-вторых, полностью наемная армия не сможет содержаться государством (в отличие, например, от Ирландии, где существует наемная армия, Россия находится в таких геополитических условиях, которые не позволяют «обойтись» относительно небольшими по численности Вооруженными Силами). В-третьих, подавляющее большинство европейских стран (Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, ФРГ, Франция, Швеция и др.), которые, видимо, могли бы при желании перейти на добровольно-контрактный способ комплектования армии, этого не делают отчасти и потому, что армия — это всегда вооруженный резерв государства для отражения не только внешней, но и внутренней угрозы. Кстати, в большинстве этих стран принцип комплектования вооруженных сил смешанный, т.е. часть военнослужащих призывается, часть идет служить добровольно по контракту.
Изложенные общесоциальные меры предупреждения преступлений военнослужащих, обеспечивающие повышение престижа воинской службы, ее более эффективное материально-техническое, правовое, кадровое и иное обеспечение, конкретизируются в мерах специально-криминологической профилактики [17].
К этим мерам в первую очередь относятся повседневное проведение командирами и начальниками воспитательно-профилактической работы с подчиненными, укрепление воинской дисциплины. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих имеет личный пример командиров и начальников, их духовно-нравственный облик, профессиональная подготовка, знания в области психологии и педагогики.
Важное значение для
предупреждения преступлений военнослужащих
имеет реализация предложений о
создании военной полиции —
Немаловажную роль в решении этой задачи могут сыграть некоторые общественные объединения граждан (советы, комитеты солдатских матерей), церковь, а также средства массовой информации.