Преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних 8
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе 8
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период 21
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника 26
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников 26
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников 32
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников 39
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение 46
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних 46
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних 61
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Преступность несовершеннолетних Криминология.doc

— 648.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних

Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была выс­казана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее прак­тическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов класси­ческой школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть зак­репилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предуп­редит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».

Дальнейшее теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано в рамках криминологии, которая выс­тупила альтернативой науке уголовного права в плане формулировки основных целей, задач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. На сегодняшний день предупрежде­ние преступности — главное направление деятельности госу­дарства и общества в борьбе с этим социально-негативным яв­лением.

Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность посредством воздействия на личность преступника, то меры пре­дупреждения направлены на устранение или нейтрализацию при­чин и условий, порождающих преступность. Поэтому предупреди­тельная деятельность по своему содержанию, масштабам мероп­риятий и количеству субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем практика применения уголовного наказания.

Наряду с термином «предупреждение» используют и такие, как «профилактика» и «превенция». В криминологической литературе эти термины иногда рассматривают как самосто­ятельные, не совпадающие по своему смыслу, связывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности (Г. А. Аванесов, В. С. Устинов). Подобное раз­граничение носит условный характер, что подтверждается эти­мологическим сходством вышеназванных терминов. Поэто­му их можно использовать как равнозначные и взаимозаме­няющие.

Политика в области предупреждения преступности должна быть основана на определенных принципах. Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профи­лактика, как правило, не связана с причинением конкретным  лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совер­шенствование общественных отношений, в недрах которых ко­ренятся причины преступности. В этом смысле предупрежде­ние отвечает принципам гуманизма и рациональности.

Исторический обзор деятельности Российского государства в облас­ти борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствует, что практически на всех ее этапах предупреждение правонарушений рас­сматривалось как главное и наиболее эффективное ее направление.

Сужение сферы применения уголовного наказания и соответственно расширение сферы применения профилактических мер непосредст­венно вытекает из основополагающих положений долгосрочной соци­альной политики российского государства.

На разных этапах его развития, как в периоды экономического подъ­ема и реального улучшения условий жизни в стране, так и в периоды политических и экономических кризисов, когда эти условия резко ухудшались, население нищало, разочаровывалось в идеалах своего су­ществования и в возможностях государственной власти эффективно управлять страной (октябрьский период 1917г., период массовых пред­военных репрессий, сегодняшний кризисный период «рыночных ре­форм»), профилактика преступности всегда входила в число приори­тетных задач государства и, как правило, выдвигалась на передний план[55].

Руководство страны постоянно требовало от правоохранительных органов повышения эффективности предупредительной работы всех государственных органов и общественных организаций, ответственных за воспитание подрастающего поколения, проявления большей заботы о профилактике преступлений.

Существенные преимущества такого подхода в качестве приоритет­ного в борьбе с преступностью особенно, когда это касается несовер­шеннолетних, и сегодня ни у кого не вызывают сомнения.

Предупреждение преступности — это не только устранение, нейтра­лизация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирова­ние позитивных процессов социальной жизни общества. Именно поэ­тому оно наиболее эффективное средство борьбы с преступностью и по экономическим параметрам, так как позволяет решать многие задачи путем применения в первую очередь социальных мероприятий, реали­зуемых государством с целью решения иных, более общих проблем, пос­ледовательного улучшения условий жизни населения.

Анализ достигнутого, как и тех неблагоприятных тенденций, кото­рые негативно отражались на духовной жизни нашего общества, дает дополнительные доказательства, что неотъемлемой стороной осущест­вляемых в стране реформ должна быть и целенаправленная конкретная деятельность государства по определению стратегии и тактики борьбы с преступностью, ее программированию и последовательному обеспе­чению неуклонного соблюдения законов, усилению гарантий прав граждан, охраны их интересов по обеспечению строгого соблюдения за­конности [56].

Разгул преступности, сопровождающий в последние годы деятель­ность Российского государства по экономическому и политическому преобразованию общества, указывает на необходимость бескомпро­миссной борьбы с различными негативными явлениями, проведения твердого и последовательного курса на очищение нравственной атмо­сферы от всего чуждого, способного продуцировать в массовом масшта­бе противоправные действия граждан[57].

Эта деятельность должна иметь целенаправленный характер и осу­ществляться применительно ко всем сферам воспитания детей и под­ростков с помощью специфических, характерных для органов, участву­ющих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным обра­зом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, ор­ганизации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.

Концептуальные основы и конкретные меры по решению возника­ющих в этой связи проблем определены в нормативно-правовых актах РФ. Они предусматривают: создание условий для функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонару­шений детей и подростков; совершенствование ее нормативно-право­вой базы; оснащение учреждений, осуществляющих профилактику без­надзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и под­ростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом; разработку научно-методических основ профилакти­ки безнадзорности и правонарушений детей и подростков в современ­ных условиях; кадровое обеспечение профилактической системы.

Все эти решения имеют принципиальный характер еще и потому, что возлагают всю полноту ответственности за состояние законности и правопорядка на конкретной территории на администрацию этих тер­риторий. Именно администрация региональных органов власти при­звана постоянно держать этот вопрос в поле зрения, направлять и коор­динировать в борьбе с правонарушениями усилия различных организа­ций и учреждений, правоохранительных органов, всей общественности, трудовых коллективов, семьи и школы, активно использовать для этого организационные, экономические, идеологические средства. Профилактическая работа по всем направлениям этой деятельности должна вестись комплексно на плановой, системно-целевой основе.

В решениях руководства страны постоянно подчеркивается также, что усилия всех государственных органов и общественных организаций должны быть сосредоточены на кропотливой индивидуальной воспитательно-профилактической работе, перестройке сознания и психологии людей, повышении их внутренней культуры, оздоровлении отношений в семье, сфере быта и отдыха. Проблемы борьбы с преступностью, иными негативными явлениями нельзя сводить лишь к применению за­претительных методов, к упованию на применение уголовного наказа­ния. Эти меры, как правило, не только не дают позитивных результатов, а напротив, загоняют болезнь вглубь, порождают новые проблемы, в итоге — компрометируют важное, нужное дело.

В борьбе с преступлениями несовершеннолетних, иными нега­тивными явлениями в их среде законодательство страны нацеливает со­ответствующие органы на широкое использование профилактического воздействия не только непосредственно на детей и подростков, но преж­де всего опосредованным путем, через изменение, оздоровление бли­жайшего окружения, семейной и иной микросреды

Многие годы с этой целью широко используются меры, направлен­ные на: своевременное выявление и устройство детей и подростков, ос­тавшихся без попечения родителей или изъятых из неблагополучной среды; улучшение правового регулирования вопросов брака, воспита­ния детей в семье, ответственности родителей за ненадлежащее воспи­тание несовершеннолетних; улучшение педагогического надзора за проведением подростками свободного времени» развитие активных форм отдыха, проведение досуга детьми и подростками; совершенство­вание правовой и педагогической пропаганды среди родителей и несо­вершеннолетних и др. С их помощью устраняются и «узкие места» общей системы воспитания, что в итоге также создает надежные пред­посылки для более успешной борьбы с правонарушениями несовершен­нолетних.

Чтобы усилить результативность этого направления в борьбе с пра­вонарушениями несовершеннолетних, а также существенно улучшить условия жизни и воспитания детей и подростков из неблагополучных и малообеспеченных семей, требуются постоянные целенаправленные усилия.  Смысл их реализации в том, чтобы создать в стране принципи­ально новое положение, когда не должно быть заброшенных, запущен­ных детей ни в детских домах, ни в школах-интернатах, ни в специальных школах, ни в учреждениях для детей-инвалидов, ни на улице, ни в семье.

Социальное обслуживание семьи и детей со временем может стать наиболее важной составной частью принципиально нового для настоя­щего и будущего России направления социальной политики в области профилактики правонарушений несовершеннолетних

Суть социального обслуживания семьи и детей — помочь человеку на индивидуальном личностном уровне в решении проблем его жизне­деятельности, начиная с получения положенного по закону пособия, до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощью профессиональной социальной службы в трудной ситуации и одновременно актуализиро­вать его внутренний потенциал самопомощи[58]

Нарождающиеся социальные службы активно приступили к реше­нию проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», безнадзорности, защи­те прав детей и подростков

К 2002 г. в Российской Федерации действовало 874 учреждения со­циального обслуживания семей и детей, в том числе 94 центра социаль­ной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 96 центров психоло­гической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону[59]. Необходимо отметить, что в  Новокузнецке также действуют центры социальной помощи в семье и детям, отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания, центр психологической помощи (в том числе и по телефону 064).  Помощь семье оказывают и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, ока­завшегося в особо трудной ситуации. Это детские приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без по­печения родителей и др.

Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, развернута также сеть семейных детских домов, созданы социальные центры для оказания им необходимой по­мощи, законодательно определены возможности для помещения таких детей на определенный срок в приемные семьи.

Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений от­крытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к «группе риска» Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.

Однако число этих учреждений все еще явно не соответствует мас­штабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сдерживают процессы дальнейшего развития и совершенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей и неразвитость нормативно-правовой базы, недостаточность научно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны отдельных руководителей местных ор­ганов власти и управления.

Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает соци­альную напряженность, обрекает значительную часть детей на крими­нальный образ жизни, совершение преступлений.

В системе органов внутренних дел проведена реорганизация прием­ников-распределителей для несовершеннолетних. На их основе созда­ны центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органами внутренних дел. В районах и городах при отделах внутрен­них дел вместо ранее действовавших инспекций по делам несовершен­нолетних созданы подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Они в основном должны сосредото­чить свою деятельность на подростках, совершающих правонарушения, передав несвойственные им функции ранней профилактики органам социальной защиты.

Постепенно, начиная с 1992 г., идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания с родными и близ­кими, на трудовой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право проживания вне территории и др.[60]

Одно из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступнос­тью несовершеннолетних — обеспечение социальной адаптации под­ростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитатель­ных учреждений и воспитательных колоний. Справиться с этой пробле­мой не удается многие годы прежде всего потому, что среди лиц; поки­дающих эти учреждения, почти половина сироты и подростки, лишив­шиеся родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практически неразрешимой стала и про­блема трудоустройства подростков, отбывших наказание Федеральные и региональные службы занятости населения уклоняются от рабо­ты с этой категорией подростков.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних