Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних 8
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе 8
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период 21
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника 26
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников 26
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников 32
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников 39
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение 46
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних 46
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних 61
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85
Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».
Дальнейшее теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано в рамках криминологии, которая выступила альтернативой науке уголовного права в плане формулировки основных целей, задач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. На сегодняшний день предупреждение преступности — главное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением.
Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих преступность. Поэтому предупредительная деятельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количеству субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем практика применения уголовного наказания.
Наряду с термином «предупреждение» используют и такие, как «профилактика» и «превенция». В криминологической литературе эти термины иногда рассматривают как самостоятельные, не совпадающие по своему смыслу, связывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности (Г. А. Аванесов, В. С. Устинов). Подобное разграничение носит условный характер, что подтверждается этимологическим сходством вышеназванных терминов. Поэтому их можно использовать как равнозначные и взаимозаменяющие.
Политика в области предупреждения преступности должна быть основана на определенных принципах. Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых коренятся причины преступности. В этом смысле предупреждение отвечает принципам гуманизма и рациональности.
Исторический обзор деятельности Российского государства в области борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствует, что практически на всех ее этапах предупреждение правонарушений рассматривалось как главное и наиболее эффективное ее направление.
Сужение сферы применения уголовного наказания и соответственно расширение сферы применения профилактических мер непосредственно вытекает из основополагающих положений долгосрочной социальной политики российского государства.
На разных этапах его развития, как в периоды экономического подъема и реального улучшения условий жизни в стране, так и в периоды политических и экономических кризисов, когда эти условия резко ухудшались, население нищало, разочаровывалось в идеалах своего существования и в возможностях государственной власти эффективно управлять страной (октябрьский период 1917г., период массовых предвоенных репрессий, сегодняшний кризисный период «рыночных реформ»), профилактика преступности всегда входила в число приоритетных задач государства и, как правило, выдвигалась на передний план[55].
Руководство страны постоянно требовало от правоохранительных органов повышения эффективности предупредительной работы всех государственных органов и общественных организаций, ответственных за воспитание подрастающего поколения, проявления большей заботы о профилактике преступлений.
Существенные преимущества такого подхода в качестве приоритетного в борьбе с преступностью особенно, когда это касается несовершеннолетних, и сегодня ни у кого не вызывают сомнения.
Предупреждение преступности — это не только устранение, нейтрализация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества. Именно поэтому оно наиболее эффективное средство борьбы с преступностью и по экономическим параметрам, так как позволяет решать многие задачи путем применения в первую очередь социальных мероприятий, реализуемых государством с целью решения иных, более общих проблем, последовательного улучшения условий жизни населения.
Анализ достигнутого, как и тех неблагоприятных тенденций, которые негативно отражались на духовной жизни нашего общества, дает дополнительные доказательства, что неотъемлемой стороной осуществляемых в стране реформ должна быть и целенаправленная конкретная деятельность государства по определению стратегии и тактики борьбы с преступностью, ее программированию и последовательному обеспечению неуклонного соблюдения законов, усилению гарантий прав граждан, охраны их интересов по обеспечению строгого соблюдения законности [56].
Разгул преступности, сопровождающий в последние годы деятельность Российского государства по экономическому и политическому преобразованию общества, указывает на необходимость бескомпромиссной борьбы с различными негативными явлениями, проведения твердого и последовательного курса на очищение нравственной атмосферы от всего чуждого, способного продуцировать в массовом масштабе противоправные действия граждан[57].
Эта деятельность должна иметь целенаправленный характер и осуществляться применительно ко всем сферам воспитания детей и подростков с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Концептуальные основы и конкретные меры по решению возникающих в этой связи проблем определены в нормативно-правовых актах РФ. Они предусматривают: создание условий для функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков; совершенствование ее нормативно-правовой базы; оснащение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом; разработку научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков в современных условиях; кадровое обеспечение профилактической системы.
Все эти решения имеют принципиальный характер еще и потому, что возлагают всю полноту ответственности за состояние законности и правопорядка на конкретной территории на администрацию этих территорий. Именно администрация региональных органов власти призвана постоянно держать этот вопрос в поле зрения, направлять и координировать в борьбе с правонарушениями усилия различных организаций и учреждений, правоохранительных органов, всей общественности, трудовых коллективов, семьи и школы, активно использовать для этого организационные, экономические, идеологические средства. Профилактическая работа по всем направлениям этой деятельности должна вестись комплексно на плановой, системно-целевой основе.
В решениях руководства страны постоянно подчеркивается также, что усилия всех государственных органов и общественных организаций должны быть сосредоточены на кропотливой индивидуальной воспитательно-профилактической работе, перестройке сознания и психологии людей, повышении их внутренней культуры, оздоровлении отношений в семье, сфере быта и отдыха. Проблемы борьбы с преступностью, иными негативными явлениями нельзя сводить лишь к применению запретительных методов, к упованию на применение уголовного наказания. Эти меры, как правило, не только не дают позитивных результатов, а напротив, загоняют болезнь вглубь, порождают новые проблемы, в итоге — компрометируют важное, нужное дело.
В борьбе с преступлениями несовершеннолетних, иными негативными явлениями в их среде законодательство страны нацеливает соответствующие органы на широкое использование профилактического воздействия не только непосредственно на детей и подростков, но прежде всего опосредованным путем, через изменение, оздоровление ближайшего окружения, семейной и иной микросреды
Многие годы с этой целью широко используются меры, направленные на: своевременное выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или изъятых из неблагополучной среды; улучшение правового регулирования вопросов брака, воспитания детей в семье, ответственности родителей за ненадлежащее воспитание несовершеннолетних; улучшение педагогического надзора за проведением подростками свободного времени» развитие активных форм отдыха, проведение досуга детьми и подростками; совершенствование правовой и педагогической пропаганды среди родителей и несовершеннолетних и др. С их помощью устраняются и «узкие места» общей системы воспитания, что в итоге также создает надежные предпосылки для более успешной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Чтобы усилить результативность этого направления в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, а также существенно улучшить условия жизни и воспитания детей и подростков из неблагополучных и малообеспеченных семей, требуются постоянные целенаправленные усилия. Смысл их реализации в том, чтобы создать в стране принципиально новое положение, когда не должно быть заброшенных, запущенных детей ни в детских домах, ни в школах-интернатах, ни в специальных школах, ни в учреждениях для детей-инвалидов, ни на улице, ни в семье.
Социальное обслуживание семьи и детей со временем может стать наиболее важной составной частью принципиально нового для настоящего и будущего России направления социальной политики в области профилактики правонарушений несовершеннолетних
Суть социального обслуживания семьи и детей — помочь человеку на индивидуальном личностном уровне в решении проблем его жизнедеятельности, начиная с получения положенного по закону пособия, до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощью профессиональной социальной службы в трудной ситуации и одновременно актуализировать его внутренний потенциал самопомощи[58]
Нарождающиеся социальные службы активно приступили к решению проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», безнадзорности, защите прав детей и подростков
К 2002 г. в Российской Федерации действовало 874 учреждения социального обслуживания семей и детей, в том числе 94 центра социальной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 96 центров психологической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону[59]. Необходимо отметить, что в Новокузнецке также действуют центры социальной помощи в семье и детям, отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания, центр психологической помощи (в том числе и по телефону 064). Помощь семье оказывают и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это детские приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, развернута также сеть семейных детских домов, созданы социальные центры для оказания им необходимой помощи, законодательно определены возможности для помещения таких детей на определенный срок в приемные семьи.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к «группе риска» Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.
Однако число этих учреждений все еще явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сдерживают процессы дальнейшего развития и совершенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей и неразвитость нормативно-правовой базы, недостаточность научно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны отдельных руководителей местных органов власти и управления.
Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.
В системе органов внутренних дел проведена реорганизация приемников-распределителей для несовершеннолетних. На их основе созданы центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органами внутренних дел. В районах и городах при отделах внутренних дел вместо ранее действовавших инспекций по делам несовершеннолетних созданы подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Они в основном должны сосредоточить свою деятельность на подростках, совершающих правонарушения, передав несвойственные им функции ранней профилактики органам социальной защиты.
Постепенно, начиная с 1992 г., идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания с родными и близкими, на трудовой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право проживания вне территории и др.[60]
Одно из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних — обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. Справиться с этой проблемой не удается многие годы прежде всего потому, что среди лиц; покидающих эти учреждения, почти половина сироты и подростки, лишившиеся родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практически неразрешимой стала и проблема трудоустройства подростков, отбывших наказание Федеральные и региональные службы занятости населения уклоняются от работы с этой категорией подростков.