Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних 8
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе 8
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период 21
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника 26
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников 26
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников 32
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников 39
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение 46
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних 46
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних 61
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85
Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних. Среди данных мер можно выделить общесоциальные и специальные меры.
К общесоциально значимым для профилактики преступности несовершеннолетних мерам относятся не только те экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение к рассматриваемой возрастной группе (такие как льготные условия трудоустройства молодежи, установление всеобщности обязательного обучения детей и подростков), но и меры, опосредованно достигающие этого эффекта, создающие условия для формирования молодого поколения (например, меры, предусмотренные «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ»). Выдвижение преступности в среде молодежи в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой возрастной группы.
Содержание специального (специально-
К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости.
Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.
Третья группа — это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель — перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительны-ми органами. При этом усилия субъектов предупреждения в основном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики[61].
Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общего уровня призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом. Меры, реализуемые в регионах, учитывают местную специфику характеристик преступности несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи. Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков-правонарушителей.
Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного лица. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику его жизненных обстоятельств. Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они ни стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительн
Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют[62]:
1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности;
2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;
3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста.
Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. Среди множества субъектов такого рода особо следует выделить учебно-воспитательные учреждения (школы, ПТУ и т. д.), осуществляющие предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и подростков . Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием проблем пока еще очень много Отметим лишь отсутствие соответствующей нормативной базы, типичность слабого взаимодействия с другими, прежде всего со специализированным субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. № 390 «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности ОВД по предупреждению преступлений» и прилагаемое к нему «Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений» предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделений служб МВД. Подразделениям уголовного розыска — выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности — пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции); следствию и дознанию — обеспечение предварительного расследования по делам несовершеннолетних, выступление с соответствующей информацией в печати, перед трудовыми, учебными коллективами и т. д. Поскольку преступность несовершеннолетних является одним из существенных элементов преступности в целом, ее структура, динамика, уровень рассматриваются, согласно этому приказу, как один из критериев оценки деятельности органов внутренних дел[63].
В 3-ю группу — группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, входят такие как комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением и др. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно, например, если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями.
Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет общегосударственную нормативную основу, регулируется и ведомственными актами, однако большинство из них было принято по сути в другую историческую эпоху, не основывается на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков. Так, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967г.; позже изменялось и дополнялось. Они создавались прежде всего как территориальные органы координации профилактики и правового воспитания. Впоследствии основное содержание их деятельности по преимуществу стало сводиться к применению в отношении несовершеннолетних принудительных воспитательных мер; другие функции либо частично компенсировались иными субъектами, либо оставались нереализованными, причем преимущественно по объективным обстоятельствам. Однако и в современных условиях, когда очевидна неконституционность внесудебного применения мер, связанных с серьезными правоограничениями, без гарантии права на защиту, необходимость в обеспечении взаимодействия субъектов профилактики в регионах, помощи учебно-воспитательным учреждениям в организации предупреждения и ряд других функций комиссий значения не утрачивают. Переход профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается[64].
Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних строится по территориальному принципу, она связана прежде всего с предупреждением рецидива и собственно профилактическим направлением, включает в себя также раннее предупреждение, пресечение антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений подростков и детей. Ни одному из прочих субъектов профилактики правонарушаюшего поведения несовершеннолетних не вменяется столь значительный объем, такое многообразие функций. Несмотря на общеизвестные недостатки, очевидность несовершенства «ведомственной» профилактики, на практике при ослаблении работы других субъектов, дублировании функций, их выполнение обычно становится задачей именно профессионалов, чрезвычайная многоплановость деятельности которых не может не отразиться на ее качественной стороне.
Необходимо отметить, что делается в Кемеровской области для предупреждения преступности несовершеннолетних. В Кузбассе появилась целая сеть губернаторских учебных заведений: кадетские корпуса радиоэлектроники, МЧС, железнодорожный, женская гимназия, агролицей, где в основном учатся дети из малообеспеченных, неполных семей, дети-сироты.
Принята специальная областная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; только в 2003 году на ее выполнение было вложено 15 млн рублей. В школах области создается институт преподавателей-воспитателей, в основном это работники милиции, которые следят за порядком. В профессионально-технические училища Кузбасса направлено 5,5 тысяч "трудных" ребят[65]. Некоторые из них не имеют даже семилетнего образования, но им предоставлена возможность получить рабочую специальность. Тысячи подростков стали участниками акций по борьбе с наркоманией, СПИДом, работе с осужденной молодежью и молодежью из так называемой группы риска. В ходе акций "Мама, найди меня", "Теплый дом" сотни ребятишек из детских домов обрели вторые семьи. В Кемерове действует бесплатная областная юридическая консультация для детей и родителей, где они могут получить разъяснения по любому вопросу семьи и ребенка.
На территории Кемеровской области действуют 52 комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей. Принят пакет областных законов, защищающих права семей, детей, опекунов. В соответствии с одним из таких законов в области начал действовать уполномоченный по правам ребенка. Впервые выпущена и вручена каждому первокласснику книга "Права ребенка и обязанности государства".
По данным департамента образования, на первое сентября 2004 года в Кузбассе насчитывалось 1383 ребенка, которые не смогли по разным причинам сесть за парты. Для них из областного и местных бюджетов были выделены средства на покупку одежды, обуви, учебников, школьных принадлежностей. В результате уже на первое декабря около 500 школьников из этой группы смогли регулярно ходить в школу. Кроме того, впервые в области все первоклассники в этом учебном году получили бесплатные наборы "Подарок первокласснику". Но, как подчеркнул губернатор Аман Тулеев, "мы находимся еще в самом начале решения этой огромной социальной проблемы"[66]. В регионе за 2002 год около 2,5 тысяч детей привлечены органами внутренних дел за бродяжничество, более 15 тысяч родителей были привлечены к ответственности за плохое воспитание детей. В Кузбассе действует сеть специальных детских заведений для беспризорников: приемники, приюты, распределители, дома-интернаты, но, к сожалению, их не хватает для всех безнадзорных детей. Поэтому сегодня принято решение расширить сеть подобных учреждений. Так, в 2002 году в Кузбассе была открыта специальная школа для "трудных" девочек[67].