Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:15, реферат
Научно обоснованное лечебное питание должно обеспечивать соответствие между химическим составом, физическими (механическими) свойствами принимаемой пищи и возможностями больного организма ее переваривать, усваивать и удовлетворять потребность в необходимых пищевых веществах и энергии. Лечебное питание должно оказывать целебное действие (фармакотерапевтический эффект) на больной орган или систему и в целом на организм, благотворно влияя на обмен веществ, функциональное состояние нервной и эндокринной системы, а также иммунитет, стимулируя восстановительные процессы и общие защитно-приспособительные реакции организма, повышая эффективность других лечебных мероприятий (например, лекарств) и снижая возможное побочное нежелательное действие их.
Гарниры и соусы. При подборе гарниров к мясным и рыбным блюдам лечебного питания приходится отступать от общих правил, учитывая особенности диет. Так, к блюдам из жареной рыбы вместо традиционного гарнира из жареного картофеля подают кабачки жареные (№ 9), салат из помидоров и огурцов (№ 9), макароны с овощами (№ 2) и т. д.
Для блюд диеты № 1 используют в качестве гарниров вязкую овсяную протертую кашу, вязкие каши из гречневой крупы и "Геркулеса", отварные макароны, картофель в молоке, овощное пюре (морковное, свекольное, картофельное, тыквенное, кабачковое), отварные кабачки. К блюдам диеты № 2, кроме тех гарниров, которые используют для диеты № 1, подают макароны в томате и с овощами, припущенный рис, морковь, тушенную в сметане или тушенную с яблоками, и т. п. Для диет № 5 и 7/10 подходят в качестве гарниров различные каши, отварной картофель с маслом, картофель в молоке, овощные пюре, морковь, тушенная с черносливом, и т. д. Для диеты № 9 используют гарниры из отварной и тушеной в сметане моркови, отварных и жареных кабачков, тыквы, баклажанов.
Поскольку в ряде диет ограничены
или полностью исключаются
В соусы для диет № 5, 7/10 лук предварительно отваривают и уменьшают количество сельдерея, петрушки (для диеты № 1 их исключают).
Томатную пасту и лимонную
кислоту используют только при изготовлении
соусов для диет № 7/10 и № 9. Для
этих диет можно использовать уксус
винный или фруктовый, а применение
спиртового уксуса эссенции запрещено.
Белые соусы диеты № 2 можно
заправить огуречным и
Готовят соусы по общим правилам технологии, но с некоторыми отличиями: для красных соусов (№ 2) муку не пассеруют; для томатного соуса (№ 2, 5, 7/10, 9) томатную пасту разводят бульоном или водой и кипятят; для диет № 5 и 7/10 томатный соус готовят на овощном отваре; для томатного соуса с овощами (№ 2, 7/10, 9) морковь измельчают на терочной машине и припускают, а не пассеруют; белые соусы (№ 2) готовят без лука и белых кореньев; молочные соусы (№ 1, 7/10, 9) — как обычно, но без пассерования муки или заменяют ее крахмалом; польский и голландский соусы — без зелени петрушки, а для диеты № 1 — и без лимонной кислоты; соус майонез готовят без горчицы, заменяя уксус лимонной кислотой; в маринадах и салатных заправках уксус заменяют лимонной кислотой.
Сладкие блюда. Компоты, кисели, муссы и самбуки, кремы и желе готовят по общим правилам, но для диеты № 9 сахар заменяют сахарином, аспартамом, сукрозитом, сорбитом или ксилитом и др.
Изделия из отрубей. Для диеты № 9 выпекают пирожки, ватрушки и печенье из отрубей и овсяной крупы. Тесто из отрубей готовят следующим образом: отруби просушивают, размалывают, добавляют протертый творог, масло, сметану, яйца, хорошо вымешивают и дают постоять 15—20 мин. Отрубное тесто нельзя раскатывать. Поэтому изделия из него формуют вручную. Это тесто используют для приготовления пирожков с капустой, мясом, творогом и ватрушек.
Для приготовления овсяного печенья овсяную крупу или "Геркулес" подсушивают в жарочном шкафу, охлаждают и размалывают. Полученную муку просеивают, добавляют сахар, яйца, масло, сметану, хорошо вымешивают, формуют в виде шариков и выпекают. В тесто для печенья можно добавить творог и изюм (№ 5).
Меню лечебного питания
Меню лечебного питания составляет диетврач или диетсестра вместе с технологами и кулинарами. Поскольку лечебным питанием пользуется постоянный контингент посетителей в течение длительного времени, необходимо разнообразить его по дням недели.
Однако при этом необходимо учитывать рационаьную нагрузку производства. С этой целью, во-первых, в меню разных диет можно включать одни и те же блюда (без ущерба для лечебной эффективности диеты). Например, бульон мясной с яйцом в меню диеты № 2 можно использовать для диеты № 9, но с овощным гарниром; рыбное суфле используют для диет № 1, 5, 7/10, 9 и т. д.
Во-вторых, можно включать в меню разных диет блюда с небольшими различиями в технологии приготовления. Например, рыбные фрикадельки могут быть использованы для диет № 1, 2, 5, 7/10, 9, но для диеты № 7/10 в них уменьшают количество соли, подают их для диет № 1, 2, 5, 7/10 с макаронами отварными или картофельным пюре, а для диеты № 9 — с капустой, тушенной в сметане, или овощными гарнирами. Соусы к этому блюду также разные: для диет № 1, 2, 5 — молочные, для диеты № 7/10 — сметанный с луком, для диеты №9 — томатный.
В тех случаях, когда нельзя использовать одни и те же блюда для разных диет или это вносит лишние ограничения в одну из них, можно употреблять одни и те же продукты. Например, для диеты № 1 можно приготовить суфле из вареных кур, а бульон использовать для диет № 2 и 9 и т. д. Однако во всех случаях меню, прежде всего, должно отражать особенности каждой диеты и строго соответствовать медицинским показаниям.
Меню для диеты № 9 всегда составляют отдельно с указанием в нем количества углеводов.
Особенности питания школьников
Организация питания детей имеет чрезвычайно важное значение, так как в значительной мере обусловливает здоровье подрастающего поколения и, следовательно, здоровье всей нации.
Основным принципом
* соответствие калорийности
пищевого рациона суточным
* соответствие химического
состава, калорийности и объема
(массы) рациона возрастным
* сбалансированное соотношение
пищевых веществ в рационе
(белков, жиров и углеводов, а
также белков и жиров
* правильная кулинарная
обработка продуктов с целью
сохранения биологической и
* использование широкого ассортимента продуктов, в том числе овощей, фруктов, ягод, зелени;
* строгое соблюдение режима питания;
* безопасность пищи;
* совместимость продуктов, их взаимозаменяемость.
При составлении рационов питания, прежде всего, обращают внимание на обеспечение энергетического баланса: поступление калорий в организм должно быть строго сбалансировано с их расходом.
Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. По сравнению с состоянием покоя (лежа) расход энергии увеличивается даже при спокойном сидении на 12%, при стоянии — на 20, при ходьбе — на 80—100, при беге — на 400%.
Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Восполнить энергию можно только за счет питания, Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.
Потребность детского организма в воде выше, чем взрослого человека, так как рост клеток возможен только при наличии воды. Взрослому человеку на 1 кг массы тела требуется 40 мл жидкости в сутки, а ребенку б—7 лет — 60 мл (1—2 л в сутки). Иногда во время еды дети просят воду. Вода перед употреблением пищи оказывает различное воздействие в зависимости от того, испытывает ребенок жажду или нет. При жажде повышается секреция слюнных желез, что положительно сказывается на аппетите ребенка. В тех случаях, когда ребенок не испытывает жажду, вода может тормозить секрецию, что сопровождается уменьшением аппетита. На организм одинаково вредно действует как недостаток, так и избыток жидкости. При избытке ее повышается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, а также на почки и кожу.
Суточная потребность
в основных пищевых веществах
и энергии для учащихся различных
возрастных групп определяется в
соответствии с Нормами физиологической
потребности в пищевых
В основу рационального питания
детей в школьных столовых положены
рекомендуемые нормы
При подборе блюд
для школьников необходимо
1. В рацион завтраков
и обедов необходимо включать
широкий ассортимент холодных
блюд и закусок из сырых
и вареных овощей, чтобы максимально
обеспечить организм ребенка
витаминами, макро- и микроэлементами,
органическими кислотами,
2. При приготовлении супов
не рекомендуется использовать
костный бульон. В ассортимент
первых блюд можно включать
практически все супы, кроме очень
острых — солянок, харчо,
3. Для приготовления мясных
блюд не рекомендуют жирная
баранина и свинина. Для детей
младшего и среднего школьного
возраста следует готовить
4. Не рекомендуется использовать
в питании детей морскую рыбу
с темным мясом (скумбрия, ставрида,
тунец), так как в ней много
гистидина. Продукты его
5. При изготовлении каш
и гарниров из круп
6. Согласно опросам, 95—100%
учащихся различных возрастных
групп любят изделия из муки:
блины, оладьи, пельмени, булочки,
пирожки. Однако эти изделия
содержат много углеводов и
жира, поэтому злоупотреблять ими
нельзя. Кроме того, приготовление
изделий из муки — трудоемкий
процесс, поэтому
7. Незаменимы в детском
питании молочные блюда.
8. Любой прием пищи должен
завершаться сладким блюдом
Учитывая довольно высокую
заболеваемость детей, в школах рекомендуется
взять за основу щадящее питание1.
С этой целью в рецептурах блюд
исключают костный бульон; кулинарный
жир и маргарин заменяют на сливочное
масло; уксус — на лимонную кислоту;
исключают горчицу и перец. Жарку
продуктов, особенно для детей младшего
школьного возраста, заменяют варкой
на пару или запеканием в духовом
шкафу с кратковременным
Пищевые продукты — отличная
питательная среда для