Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:15, реферат
Научно обоснованное лечебное питание должно обеспечивать соответствие между химическим составом, физическими (механическими) свойствами принимаемой пищи и возможностями больного организма ее переваривать, усваивать и удовлетворять потребность в необходимых пищевых веществах и энергии. Лечебное питание должно оказывать целебное действие (фармакотерапевтический эффект) на больной орган или систему и в целом на организм, благотворно влияя на обмен веществ, функциональное состояние нервной и эндокринной системы, а также иммунитет, стимулируя восстановительные процессы и общие защитно-приспособительные реакции организма, повышая эффективность других лечебных мероприятий (например, лекарств) и снижая возможное побочное нежелательное действие их.
Сметану используют только прокипяченную (в основном — в супах). Срок хранения кулинарной продукции 2—3 ч. С целью контроля за сроками хранения не допускается повторение блюд, гарниров в течение для и на следующий день.
Начиная с марта морковь и белокочанную капусту (урожая прошлого года) рекомендуется использовать после тепловой обработки.
Составление меню
Большое значение для правильного
формирования растущего организма
и профилактики хронических заболеваний
органов пищеварительной
I вариант
(для групп продленного дня и учащихся шестилетнего возраста)
Домашний завтрак в 7.00—7.30 — 15% суточного рациона.
Второй горячий завтрак в школе на 2-й или 3-й перемене — 20% суточного рациона.
Обед в 13.00—14.00 (после занятий) — 25 % суточного рациона.
Полдник в 16.00—17.00 — 10—15% суточного рациона.
Ужин в 19.00—20.00 — 15—20% суточного рациона.
II вариант
(для учащихся 1-й смены)
Домашний завтрак в 7.00—7.30 — 25% суточного рациона. Второй горячий завтрак в школе на 2-й или 3-й перемене — 20% суточного рациона.
Обед в 13.00—14.00 после занятий — 35% суточного рациона.
Ужин в 19.00—20.00 — 20% суточного рациона.
III вариант
(для учащихся 2-й смены)
Домашний завтрак в 8.00—8.30 — 25% суточного рациона. Второй завтрак не предусматривается.
Обед (перед уходом в школу) в 12.00—13.00 — 35% суточного рациона.
Полдник после 2-го или 3-го урока — 20% суточного рациона.
Ужин в 19.00-—20.00 — 20% суточного рациона.
Горячее питание, организуемое в школе (завтраки, обеды), имеют важное значение для обеспечения регулярного приема пищи. Наблюдения врачей и педагогов показали, что учащиеся, которые не едят в школе, скорее утомляются, а к концу учебного года нередко жалуются на головные боли и усталость.
Умственное напряжение, большая физическая нагрузка во время занятий в школе сопровождаются большим расходом энергии, поэтому на завтрак и обед надо подавать пищу, богатую белками (мясо, птицу, рыбу, яйца, творог, горох), а также овощи и каши.
Домашний завтрак может состоять из молочного (каши, например), творожного или яичного блюда, чая с молоком или кофе злакового с молоком и бутерброда с маслом, сыром, колбасой.
Школьный завтрак состоит из закуски, горячего блюда (мясного, рыбного, творожного, молочного), горячего напитка (чая или кофе) или молока, киселя, фруктов.
Обед должен состоять из закуски, первого, второго, сладких блюд, фруктов.
На полдник рекомендуется 200 г молока или кисломолочных продуктов с хлебом или булочкой.
Ужин должен быть легким, подают его за 1,5—2 ч до сна, иначе нарушается ночной отдых. На ужин можно предложить овощной салат, рыбное, яичное, творожное, крупяное или овощное блюдо, чай, молоко или кефир. Перед сном нельзя есть продукты, содержащие много белков (мясные блюда), так как они возбуждающе действуют на нервную систему, повышают активность организма и задерживаются в желудке. Из-за этого дети беспокойно спят и за ночь не успевают полностью отдохнуть. В один день не допускается повторения одних и тех же блюд в рационе.
Однообразная еда, даже и
очень изысканная, изнеживает пищеварительный
аппарат и значительно снижает
способность организма
Очень вредно, если дети "перехватывают"
на ходу кусок хлеба, булку и т.
п. Неупорядоченное питание
Нельзя принимать пищу наспех, так как в этом случае она обычно плохо пережевывается и измельчается, недостаточно обрабатывается слюной, в результате увеличивается нагрузка на желудок, ухудшаются переваривание и усвоение пищи. Продолжительность завтрака должна быть не менее 15 мин, обеда — 30 мин.
При составлении меню важно разнообразить его по набору продуктов, способам их кулинарной обработки, вкусу блюд. Следует широко использовать сезонные блюда из овощей, плодов, ягод и фруктов, а в жаркое время года подавать на завтрак и обед, холодные блюда (фруктовые супы, салаты, холодные манники и др.).
Меню должно отражать особенности обслуживания в школьной столовой. Так, в школах, где нет обеденных залов и дети завтракают в классах, меню должно включать блюда несложного приготовления (молоко, молочные продукты, каши, творог, сырники, сосиски).
Все молочные продукты, а также булочки, пирожки должны быть заранее приготовлены и порционированы. Удобно пользоваться молочными продуктами в мелкой расфасовке.
При подборе блюд в рационе
учитывается несовместимость
Немаловажное значение при
составлении меню имеет трудоемкость
блюд. Так, дети очень любят оладьи.
Однако приготовить их к завтраку,
когда питается основная масса школьников
сложно. По этой причине на завтрак
подают булочки, а пирожки (ватрушки)
с фаршем можно приготовить на
обед. С целью ускорения
азличие в количестве основных пищевых веществ и калорийности рационов для разных возрастных групп может обеспечиваться двумя путями: регулированием выхода блюд или включением в меню разных блюд для детей разных возрастов.
Ассортимент блюл школьных столовых
Ассортимент блюд, их рецептура и технология определяются действующими Сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий.
Холодные закуски. Для
максимального обеспечения
Супы. Ассортимент супов
школьных столовых мало отличается от
обыкновенного, но исключаются очень
острые блюда: солянки, харчо, чанахи и
др. Борщи, щи, рассольники готовят
по обычной технологии, но из рецептуры
исключают перец черный и вместо
уксуса при изготовлении борщей используют
лимонную кислоту. Значительное место
в меню школьных столовых занимают
картофельные супы (с крупами, бобовыми)
и овощные. Отпускают их часто
с мясными и рыбными
Блюда из картофеля и овощей. Овощные блюда готовят по обычной технологии, преимущественно в отварном и припущенном виде (картофель в молоке; пюре картофельное, морковное, из смеси картофеля и моркови, свекольное; овощи, припущенные в молочном соусе, и тушеные (рагу из овощей, тушеная капуста). Иногда готовят жареные и запеченные блюда: овощные котлеты ( картофельные, морковные, капустные), оладьи из кабачков, тыквы, различные запеканки, пудинги и овощи, запеченные под соусами (молочным и сметанным).
Блюда из круп и макаронных изделий. Крупяные блюда в питании школьников имеют значение как источник крахмала, растительных белков, витаминов группы В. Особенно ценны блюда из гречневой, овсяной круп, Геркулеса или смесей двух, трех, четырех круп. Каши и изделия из них (биточки, пудинги, запеканки) готовят как обычно. Рассыпчатые каши варят на воде, а молоко подают отдельно. Вязкие и жидкие каши варят на молоке, разбавленном водой, или на цельном молоке (жидкие каши). Готовят из круп манники, крупеники, пудинги, биточки, запеканки. В рецептуру этих блюд вводят творог, морковь, тыкву и другие продукты, значительно повышающие их ценность. Изделия из круп целесообразно подавать с фруктовыми соусами, киселями, вареньем, сгущенным молоком.
Из макаронных изделий в школах готовят макароны с сыром, макаронник, лапшевник с творогом.
Блюда из молока, творога, яиц.
Молоко, творог и яйца являются очень
ценным источником полноценных белков,
минеральных веществ, ряда биологически
активных веществ. Поэтому блюда
их этих продуктов должны широко использоваться
в школьных столовых. Молоко и кисломолочные
продукты подают натуральными с различными
выпечными изделиями, кукурузными
хлопьями и др. Как отмечалось выше,
творог, который подают натуральным,
или для различных блюд необходимо
протирать. Из него готовят творожные
массы соленые и сладкие, сырники,
запеканки, пудинги, вареники ленивые.
Сырники готовят из творога и
из творога с добавлением
Блюда из рыбы. Для школьников готовят кулинарные изделия из рыбы, разделанной на филе с кожей без костей или из рыбной рубки. Исключение — мелкая навага, салака, камбала. У мелкой наваги и камбалы кости после тепловой обработки легко отделяются, а у салаки размягчаются при тушении. Отварную и припущенную рыбу отпускают с соусами: польским (на основе белого), белым, томатным. Готовят рыбу, тушенную в масле и в соусе томатном с овощами.
Жарят и подают рыбу как обычно. Рекомендуются изделия из рыбной рубки. Гарниром к рыбным блюдам служат отварной картофель, картофельное пюре. Дополнительно подают огурцы, помидоры, квашеную капусту, салат из капусты.
Блюда из мяса и мясопродуктов. Их готовят из говядины, нежирной свинины, реже — нежирной баранины, из кур, кролика, печени по обычной технологии. Большинство блюд готовят из мякоти без костей (кроме блюд из кролика и кур). Используют все виды тепловой обработки, кроме жарки во фритюре. В качестве гарнира подают овощные, картофельные, крупяные и макаронные блюда.
Блюда из муки. Они пользуются большой популярностью у детей. Для повышения пищевой ценности блюда из муки (оладьев, блинов) целесообразнее готовить с добавками овощного (морковного, картофельного, тыквенного, кабачкового) и яблочного пюре.
Сладкие блюда. Для школьников готовят широкий ассортимент сладких блюд по обычной технологии: компоты из свежих фруктов и ягод, из сухофруктов; кисели; напитки из клюквы, апельсинов, шиповника; желе; муссы; кремы; яблоки печеные.