Социальная дифференциация и стратификация культуры. Культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

На каждом этапе всемирной истории культура представляет в своем социальном измерении, поскольку создается, функционирует и воспроизводится только в человеческом социуме. Этносы, нации, общества, различного типа и социальные группы внутри них являются коллективными творцами и носителями своих собственных культур. А поэтому в целом ряде социогуманитарных дисциплин, например, в этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии , ученые используют понятие «культуры», которое указывает на многообразие социальных общностей, обладающих собственной культурой и культурной идентичностью – самотождественностью и целостностью.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский  филиал

Факультет подготовки специалистов

Для судебной системы

(юридический факультет)

 

Контрольная работа

По дисциплине «Культурология»

«Социальная дифференциация и стратификация культуры. Культура и субкультура»

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Заочной формы обучения

Группа 111з

Вареник Мария  Дмитриевна

 

Проверил:

Дата предоставления работы

«__»_____________ 2011г

 

 

Томск

2012

 

 

На каждом этапе всемирной  истории культура представляет в  своем социальном измерении, поскольку  создается, функционирует и воспроизводится  только в человеческом социуме. Этносы, нации, общества,  различного типа и  социальные группы внутри них являются коллективными творцами и носителями своих собственных культур. А  поэтому в целом ряде социогуманитарных  дисциплин, например, в этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии , ученые используют понятие «культуры», которое указывает на многообразие  социальных общностей, обладающих собственной культурой и культурной идентичностью – самотождественностью и целостностью.

В своем конкретном бытии  культура всегда социально дифференцирована: можно наблюдать и изучать  культуру больших или малочисленных  этносов, национальную культуру, культуру различных слоев  в рамках одного и того же общества.

Культурные различия между  социальными общностями доступны, как  правило, прямому наблюдателю , поскольку  он они проявляются в манерах  поведения (этикете), принятых формах общения  с ровесниками,  старшими и младшими, с противоположным полом, в обычаях, обрядах, церемониях, в оформлении внешности, ассортименте пищевого потребления  и во многом другом. Это особенно заметно относительно культурных различий между этносами.

Культура функционирует  в обществе как социально дифференцированная система, обусловленная типом обществ, построенные на неодинаковых основаниях. Исследователи давно ввели представление, подразделяющее общества на западные и незападные. Эта типология, косвенно учитывает различия между культурами Запада и Востока, но не сводится к  этому, поскольку акцентирует социально- экономическую, политическую и культурно-историческую специфику западных обществ и  их совокупные отличия от обществ, сложившихся  в Азии, Африке и Латинисткой Америке. Так что эта типология может  считаться регионально- социальной.

Западные общества- это экономически развитые социумы, сформированные в соответствии с концептуальной моделью гражданского общества, в котором главенствует либерально-  демократические ценности и права человека, а граждане осуществляют свободный выбор в сферах религии, политики и культуры, концентрируя деятельность правительственных организации и бизнеса через сеть добровольных и независимых общественных объединений.

К незападным обществам причисляют все остальные типы социумов, продолжающих воспроизводить традиционные экономические, политические, религиозные способы регулирования общественных отношений и соответственно тяготеющие к экономической, научно-технической, социальной и культурной модернизации.

Представление о внутренней неоднородности больших социальных групп и соответственно о существовании  культурных различий внутри классов  отчетливо выражены в таких социологических  понятиях, как социальный строй, страта. Социальные слои внутри класса могут быть выделены по экономическому принципу, учитывающему размеры собственности и положение собственника в системе общественных производства.

Стратификация культурная- наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культурной практики. Если стратификация социальная в качестве критериев выделения слоев использует такие признаки, как разделение труда, объем материальных благ, объем властных полномочий, то при выделении культурных слоев важны мотивы деятельности, нравствственные ориентиры людей, характер и направленность их информационных и познавательных потребностей, отношение к национальным традициям. Связующим звеном между социальной и культурной стратификацией выступает такое важнейшее качество стратификационного деления, как престиж, авторитет. Именно поддержка со стороны разных групп населения тех или иных ценностно-мотивационных аспектов труда, различия  политические, позиций, нравствственных императивов позволяет говорить о наличии в разных сферах социальной деятельности слоев с разными культурными признаками. Например, в сфере хозяйственно-трудовых отношений выделяют работников, мотивацией которым служит либо творческий характер труда, либо выполнение стандартизированных операций, в области полит, практики существуют сторонники установления разных форм правления и т.п. В этих областях социальной практики слои, выделенные по культурным основаниям, далеко не всегда приобретают решающую роль в научном анализе, а порой просто недооцениваются. Вместе с тем в социальной практике есть области взаимодействия, где культурное расслоение имеет преимущественное, если не единственное, значение. К ним можно отнести область национальных отношений, сферу увлечений и обращения к художественным ценностям (профессиональное и любительское творчество в искусстве, посещение учреждений культуры и др.), обращение аудитории к средствам массовой информации, сферу морали и нравственных отношений и др. Выделение культурных слоев может осуществляться по разным мировоззренческим основаниям. Так, в российском обществе прошлого века развивались такие специфические культурные группы, как славянофилы и западники; русскую интеллигенцию того периода также следует признать специфическим культурным слоем, т.к. она формировалась из лиц, придерживающихся определенного мировоззренческих взглядов относительно путей развития росс. общества и методов освобождения широких народных слоев от социального бесправия, их приобщения к культурным достижениям. Сословные и профессиональные признаки при этом не приобрели решающего значения. Однако появление в массовом порядке в к. 19 в. в русском обществе врачей, учителей, инженеров свидетельствовал о том, что наряду с интеллигенцией в России начал формироваться и слой интеллектуалов, т.е. появились социальные группы, при выделении которых решающее значение приобретала профессиональная подготовка, квалификационно-трудовые критерии деятельности, образ жизни в целом.

Частной формой социальной дифференцированности культуры выступают  субкультуры, формирующиеся в неформальных социальных общностях, различных общественных организациях, криминальных сообществах. Содержание и функции субкультур могут быть выявлены только относительно культурной традиции, господствующей культурой, либо находиться с ней  во взаимообогащающем диалоге, либо конфликтовать.

Субкультуры складываются на основе единообразия целей, схожести образа жизни и стиля поведения, профессиональных занятий, способов проведения досуга, этнической, религиозной, мировоззренческой, половозрастной принадлежности людей, образующих неформальную социальную общность.

  Субкультура -- свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура -- это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля  жизни, поведения, групповых норм, ценностей  и стереотипов.

Первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов -сферу культурологии.

После второй мировой войны термин "молодежная субкультура" вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно  к преступным формированиям, но и  ко всем явлениям культуры, связанным  с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению  покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает  возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры". Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия "молодежная культура", аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но  правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных "культурных товаров" (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным  стилем-движением, продуцирующим и  потребляющим не только разнообразные  варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими  взглядами -- этот процесс охватил  культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о "конфликте поколений", а как  следствие резко возрос интерес  к исследованиям, изучающим эту  проблему.

Условия жизни в большом городе создают  предпосылки для объединения  молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность  и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. 
Было множество попыток классифицировать неформальные движения.

  Приводятся различные классификации субкультур.

По  социально-правовому признаку выделяют:  
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды. 
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.  
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По  направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:  
- увлечение современной молодежной музыкой;  
- устремление к правопорядковой деятельности;  
- активно занимающиеся определенными видами спорта;  
- околоспортивные - различные фанаты;  
- философско-мистические;  
- защитники окружающей среды.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую  типологизацию молодежных субкультур:  
- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры). 
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), 
- криминальные ("гопники", "люберы") 
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного  движения молодежи с учетом того, что  причастность к той или иной группе может быть связана:  
1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;  
2) с социальной позицией - экокультурные;  
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;  
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Хотелось бы поподробнее  рассмотреть несколько из них.

1.Фурри.

Что же такое "фурри"? Есть множество  интерпретаций этого слова, но для  того, чтобы дать наиболее подходящую, следует сказать, что Фурри, иначе  фёрри (от англ. furry) — это субкультура, которая объединяет людей, так или  иначе интересующихся антропоморфными  животными в изобразительном  искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне. Особенностью субкультуры является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе, посредством идентификации с ним. Антропоморфными животными являются сказочные животные, то есть вымышленные существа, сочетающие в себе качества человека и животного как в анатомическом, так и поведенческом плане. Иными словами, "фурри" - это изображения животных, ведущих себя как люди.

Человеческими качествами наделяются, в основном, хищники — львы, гепарды, лисы, волки, а также грызуны. Эти  звери покрыты мехом, поэтому  в англоязычной части субкультуры  их прозвали «пушистыми» (furries). Это  слово привилось и определило название субкультуры.

Понятие субкультуры furry объеденяет

  • Поклонников анимационных фильмов или рассказов с участием антропоморфных животных. Например: мультфильм «Король лев» или цикл романов «Рэдволл» писателя Брайана Джейкса.
  • Художников, предпочитающих рисовать антропоморфных животных, то есть производителей фурри-арта.
  • Фуррей, т. е. всех, кто отождествляет себя с антропоморфными животными.

Это типичные качества, которыми в  той или иной степени может  обладать представитель субкультуры furry. Например, он может рисовать антропоморфных волков, воплощать в себе антропоморфного  волка и любить рисунки (или мультфильмы), изображающие антропоморфных волков. Если у человека выражено хотя бы одно из перечисленных качеств, то скорее всего его можно отнести к  субкультуре furry.

Между фуррями и двумя другими  частями субкультуры — поклонниками и художниками — могут существовать противоречия. Так сложилось, что  нередко представители разных частей субкультуры не признают друг друга.

Особенностью субкультуры furry является самоотождествление части её представителей с антропоморфными животными, стремление походить на животное внешне и поведенчески и/или в виде предпочтения рисовать определённый вид животных.

Популяризация "фурри", вероятно, началась под влиянием Диснеевских  фильмов, и, что наиболее важно, под  влиянием "Робин Гуда". Потому что это был первый полнометражный анимационный фильм, где все главные  роли, которые могли бы исполнять  персонажи-люди, исполнялись животными, причем, даже если вернуть назад  людей, не потребуется даже править  сценарий. "Фурри" - это когда  животные исполняют роли, которые  по всем параметрам должны быть закреплены за людьми.

Информация о работе Социальная дифференциация и стратификация культуры. Культура и субкультура