Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:25, реферат
Антонио Вивальди!... Кто сейчас из самых широких слоев любителей музыки не знает этого имени? А ведь еще в 30-40-ых годах XX века творчество великого итальянца интересовало лишь узкий круг историков музыки да педагогов по скрипке начальных музыкальных школ. В XX веке Вивальди получил второе рождение. Его наследие кропотливо изучается, в Италии возник Вивальдиевский центр, пропагандирующий его музыку, его произведения включены в программы всех камерных оркестров мира.
Всесветной славой пользовался Вивальди при жизни. Его оперы шли в крупнейших театрах Италии, его сочинения издавались нотоиздательствами Италии, Франции, Голландии.
1. Введение 1
2. Краткая биография 2
3. Новый жанр. 5
4. Заключение. 12
5. Список использованной литературы 13
Не в меньшей степени показательна и лирика концертов Вивальди. В мелодиях его произведений драматические, экспрессивные возгласы бывают часто сопоставлены с жалобными, молящими фразами, вносящими в эту драматическую атмосферу оттенок нежной чувствительности. Он создает и образы простой, сердечной лиричности, покоряющие своей безыскусственностью, душевной открытостью. Примером может служить вторая тема первой части Концерта для двух скрипок.
Медленные части концертов Вивальди несут в себе благородную скорбь, поразительную возвышенную одухотворенность и представляют собой одно из великих завоеваний Вивальди.
Трудно назвать современного Вивальди композитора, который мог бы сравниться с ним по разнообразию, красоте и вдохновенности мелодий. Об изумительной красоте мелодий Вивальди можно судить по теме первой части знаменитого Ля-минорного концерта для скрипки с оркестром.
Мелодии Вивальди поражают
разнообразием типов и
Есть у него мелодии
и речитативно-декламационного
Вивальди принадлежал к числу величайших создателей новых жанров, новых систем творчества, по которым затем писали свои произведения целые поколения композиторов. Фактически это он узаконил трехчастную форму концертного жанра (в отличие от четырехчастного цикла доклассической сонаты) и определил тип, характер каждой части в нем. Две быстрые крайние части оказались разделенными медленной. Три части – это три состояния (или три картины в изобразительных программных сочинениях).
В быстрых частях с их оживленным интенсивным развитием, оживленной перекличкой, соревнованием оркестра и солиста, т.е. сменами тутти и соло, как бы фиксировались жизненные впечатления, передавался сам ток жизни. (По-латински «concertare» - сражаться, спорить, по-итальянски – устраивать, придумывать, а «concertо» - соглашение, «di concertо» - единогласно.
Сущность концертной игры составляет состязание, но не спортивное единоборство, где побеждает сильнейший, а соревнование, предполагающее взаимное согласование усилий играющих музыкантов.)10
В этих же частях ярко проявлялось еще и игровое инструментальное начало или, иначе, их концертирование.
Именно на концертировании, как соревновании оркестра и солиста, на их прихотливой игре, на смене звучности тутти и соло и основаны быстрые части концертов Вивальди. Трансформация жанра в творчестве Вивальди проявлялась в постепенном увеличении размеров соло, в их техническом, виртуозном усложнении, то есть во все большем концертировании солиста, в регистровом выделении сольной партии, самое же главное – в поручении солисту мелодий тематического значения. Скрипка или какой-либо другой солирующий инструмент начинали перенимать от оркестра его тематический материал.
Именно у Вивальди первая часть стала приобретать характер самой значительной, обладающей наибольшими элементами тематического и виртуозно-концертного развития. Финалы же концентрировали жанрово-танцевальные элементы праздничного или апофеозного типа.
Если в быстрых частях все было построено на концертном соревновании оркестра и солиста, то в медленной части главенствующая роль, как правило, переходит к солисту.
В границы этих форм Вивальди сумел влить грандиозное для своей эпохи содержание. Полюсы творчества его простираются от галантного рококо до патетического стиля позднего барокко. Вивальди создал искусство, поражающее своей жизненностью.
4. Заключение
Сегодня можно сказать: прошедшие столетия не сделали творчество Вивальди музейным, архаичным, оно сохранило всю прелесть непосредственности, живости и свежести.
После более чем 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир - его прекрасная возвышенная и мелодичная музыка снова мгновенно облетела весь мир и до сих пор находит отзвук в душах многих и многих.
Сейчас редкий оркестр не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года». Любой музыковед скажет вам, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза… Владимир Спиваков как-то назвал это произведение «фреской человеческой жизни», ведь человек проходит тот же путь, что и природа — от рождения до смерти.
В наши дни прозрачные
концерты венецианца порезаны на звуковой
фон для супермаркетов и
«Браво, маэстро Антонио!» – вновь, как много лет назад, разносится под куполами концертных залов непрекращающаяся овация. Уже надолго, навсегда, навек.
4. Список использованной литературы
1. Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с.
2. Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085).
3 Старинная музыка. Словарь.
Составители Ю.Булучевский и В.
4. Л.Гинзбург, В.Григорьев.
История скрипичного искусства,
5. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Музыка для 6 класса учебник, - М.: Просвещение, 2007. – 168 с.
6. Брошюра серии «Искусство»,
1986/1 М.Е.Тараканов «
7. 166 биографий знаменитых композиторов / Автор – составитель Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000. 208 с.
8. Антонио Вивальди. 1678 - 1741: краткий очерк жизни и творчества: Популярная монография / И. Белецкий. - Л.: Музыка, 1975. - 87 с.: ил.
9. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов, издание 5. – Л.: Музыка , 1982. – 200с.
10. «Музыка»: Энциклопедия
/ под ред. Г. В. Келдыш. –
М.: Большая Российская
Электронные ресурсы:
11. http://www.muzlit.narod.ru/
12. dic.academic.ru
.
1 Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с., С.6.
2 Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085). С.8
3 Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085). С.18
4 Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085). С.23
5 Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с., С.9.
6 Старинная музыка. Словарь. Составители Ю.Булучевский и В.Фомин. -М., «Музыка», 1974. – 143 с., С.64.
7Л.Гинзбург,
В.Григорьев. История скрипичного искусства,
т.1 http://blagaya.ru/skripka/
8 Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» для 6 класса учебник, - М.: Просвещение, 2007. – 168 с., С 87.
9 Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с., С.17.
10 Брошюра серии «Искусство», 1986/1 М.Е.Тараканов «Инструментальный концерт». Л.-М., «Знание», 66 стр., стр.7